СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ: ЭТАПЫ ДУХОВНОГО И ВРАЧЕБНОГО ПОДВИЖНИЧЕСТВА. Ч. 2
В этом году 11 июня 2021 года исполняется 60 лет со дня успения святителя и исповедника Луки Крымского.
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (при постриге ему было дано имя врачевателя и проповедника, автора наиболее полного Евангелия – апостола Луки) представляет собой уникальную фигуру как в истории медицины, так и Православной Церкви. Видный богослов, выдающийся хирург, единственный священнослужитель, ставший лауреатом Государственной премии в области науки. Его классические труды по хирургии и сейчас изучают будущие врачи, а церковное почитание святителя ведется в Украине, России, Греции, Балканских странах… Продолжение. Начало здесь.
В жерновах беззакония
31 мая 1923 года отца Валентина тайно рукоположили во епископа. Архиепископ Иннокентий выбрал ему имя одного из апостолов, евангелиста Луки – художника и врачевателя. «Ваше дело не святить, а благовествовать» (то есть проповедовать) – напутствовали его старшие иерархи. В тех политических условиях это был жертвеный шаг. После Гражданской войны преследования Церкви приняли целенаправленный характер государственной политики – РПЦ считалась «контрреволюционной силой», важнейшим политическим и идеологическим конкурентом, подлежала постепенной ликвидации…
Патриарх Тихон утвердил епископскую хиротонию владыки Луки. Через три дня последовал первый арест органами госбезопасности, сопровождавшийся травлей в газетах. На допросах он не скрывал своих взглядов: «… Я полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса – это два полюса, они совершенно несовместимы, и потому Христову правду пожирает тот, кто прислушиваясь к советской власти, авторитетом Церкви Христовой освящает и покрывает все ее деяния»[1].
Вскоре, будучи обвинен в шпионаже, епископ Лука получил три года ссылки в Красноярский край. Отбыв ссылку, в 1926–1930 гг. епископ Лука (посетив родителей в Черкассах) продолжал работу в Ташкенте. Однако «вольная» оказалась недолгой. Начинался очередной виток репрессий против Церкви, синхронизированный с развёртыванием коллективизации. Если в 1923–1924 гг. в СССР арестовали 2469 священнослужителей разных конфессий, в 1931–1932 гг. – 19812. Достаточно сказать, что «разворотом дела» (характерное чекистское выражение того времени) по «Политическим и административным центрам Всесоюзной контрреволюционной организации монархистов-церковников «Истинно-православная церковь» (обвинительное заключение подписано председателем ОГПУ Генрихом Ягодой 17 августа 1931 г.) было охвачено и осуждено с 1928 года свыше 3000 граждан, в т.ч. – митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых, расстрелянный 20 ноября 1937-го), 11 епископов, 358 монахов, 243 священников и дьяконов[2].
23 апреля 1930 г. последовал и новый арест епископа Луки. Несмотря на серию голодовок, в апреле 1931 г. Особое совещание (внесудебный орган) при НКВД СССР постановило сослать его в Северный край. Пробыв почти год в лагере «Макариха» под Котласом, ученый попал в ссылку в Архангельск. Его вызывали в Ленинград, где С.Киров (один из ведущих лидеров ВКП (б) предлагал ответственные должности в медицинской науке в обмен на отказ от священного сана. Это условие святитель не принял[3].
В 1934–1937 гг. профессор трудился в районной больнице Андижана, Ташкентском институте неотложной хирургии. Тут его и застал пик массовых незаконных репрессий. В 1937 году началась «зачистка» православного клира (разумеется – и других категорий «неблагонадежных», и служителей иных конфессий). По ложным обвинениям, доносам внутрилагерной агентуры, новым сфабрикованным делам отбывавшие срок или вновь арестованные священнослужители пропускались по «расстрельным» статьям и уничтожались. Как докладывал НКВД СССР И.Сталину, лишь августе-ноябре 1937 г. арестовали 166 архиереев (из них репрессировали – 81), 9116 священников (4629), 2173 монахов (934 осудили), а всего в этот период арестовали 31359 «церковников и сектантов»[4].
В период «Большого террора» органы НКВД завели во всесоюзном масштабе оперативную «разработку» по «делу церковно-монархического заговора». 23 июля 1937 г. в рамках сфабрикованного дела арестовали и епископа Луку.
Подследственный никого не оговорил, не дал ложные показания на других людей (ряд священников и епископов, проходивших по этому делу, дали под давлением ложные показания на свт. Луку и других лиц, что их все равно не спасло – они были расстреляны в декабре 1937 года). К нему применяли непрерывные многодневные допросы, лишение сна, побои (т.н. «конвейер»). Одна из таких пыток длилась с 23 ноября по 5 декабря 1937 года, вызывая галлюцинации и изнеможение. В таком состоянии чекисты заставили подследственного подписать протокол с «признанием» в участии в «контрреволюционной нелегальной организации». С тяжелым отеком ног и сердечным приступом жертву беззакония поместили в тюремную больницу.
Эмигрант из Афганистана Мухаммад Раим, сидевший в 1938 г. в одной камере со святителем Лукой, вспоминал, что их соседями были и бывшие члены ЦК ВКП(б), секретари обкомов партии, профессора, военачальники, дореволюционные партийные деятели. Со всеми владыка Лука был ровен, дружелюбен в общении, оказывал возможную медицинскую помощь, делился пайкой хлеба. Из уважения даже тюремщики освобождали его от грязной работы по уборке мест общего пользования.
13 февраля 1940 г. Особое совещание при НКВД СССР постановило сослать его в Красноярский край сроком на 5 лет за «участие в антисоветской организации».
Настольная книга хирургов
Главным научным и научно-практическим трудом свт. Луки считается книга «Очерки гнойной хирургии», выдержавшая пять изданий[5]. Книгу довелось заканчивать в тюремной камере во время одного из очередных арестов, и в 1929 г. ее рукопись автор направил на рецензирование. Книгу наконец-то опубликовали осенью 1934 года тиражом 10200 экземпляров. С введением в СССР персональных научных степеней, в декабре 1936 г. Народный комиссариат здравоохранения Узбекской ССР утвердил В.Ф.Войно-Ясенецкого в ученой степени доктора медицинских наук с учетом 27 лет хирургической работы[6].
Из предисловия к первому изданию книги становится понятным, на каком колоссальном опыте хирургической работы в экстремальных условиях сельских больниц и амбулатории основана монография профессора В.Ф.Войно-Ясинецкого. «Чрезвычайно тяжелый путь земского хирурга-самоучки, - отмечал автор в предисловии к первому изданию «Очерков…», – научил меня весьма многому», чему автор хотел бы поделиться с коллегами. Начинающим хирургам, в частности, он стремился показать, что «топографическая анатомия является важной основой для диагностики гнойных заболеваний и выработки плана оперативного лечения», тем более что, как заметил автор, университетских знаний ему явно не хватало для диагностики и терапии гнойных заболеваний[7].
Вклад автора в развитие теории и практики хирургии, значение «Очерков…» подчеркнули авторы предисловия к третьему изданию – видные советские хирурги, профессора А.Бакулев и П.Куприянов. Труд профессора В.Войно-Ясенецкого, отмечали они, привлек к себе общее внимание широтой охвата предмета и глубоким клиническим анализом заболеваний с анатомо-физиологических позиций. До выхода книги, отмечали именитые врачи, «пожалуй, никому не удалось провести с такой последовательностью анатомо-топографический принцип в изучении нагноительных процессов, т.е. тот принцип, который был впервые выдвинут великим Н.И.Пироговым»[8].
Труд был написаны по наблюдениям 30 лет (1916–1946), когда отсутствовали антибиотики и основным методом лечения флегмон являлся хирургический радикализм, обеспечивающий удаление гнойных масс и дренаж раны. Книга представляет собой анализ многочисленных историй болезни, случаев операций, пациентами которых, преимущественно, стали крестьяне российской глубинки и Средней Азии, раненные времен Первой мировой и Гражданской войн.
Книга содержит 39 глав, в каждой из которых описаны те или иные виды операций, вплоть до онкологических (саркома). Автор систематизировал и опыт применения местной анестезии, высказал суждения о перспективных направлениях углубленного исследования гнойной инфекции: последователи «изучат морфологию, биологические и физико-химические свойства гноя, создадут новую науку – пиологию, подобно гематологии исследующую биохимические и физиологические процессы, происходящие в гнойном очаге и во всем организме больного», изучат «паталогическую анатомию гнойных заболеваний», хемотерапевтические и биологические способы лечения[9].
Нельзя не упомянуть о вопросах врачебной этике, рассматриваемых в книге, в частности, психологических аспектах хирургической деятельности. «Приступая к операции, – писал свт. Лука, – надо иметь в виду не только брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется «случаем». Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле. Поэтому …позаботьтесь о том, чтобы избавить его от тяжёлой психической травмы: вида операционного стола, разложенных инструментов, людей в белых халатах, масках, резиновых перчатках – усыпите его вне операционной. Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно».
Ученый в целом сформулировал основные принципы гнойной хирургии:
применение адекватного обезболивания, достижение полного и своевременного опорожнение гнойника для радикального лечения;
широкое вскрытие гнойных очагов и дренажирование;
достижение полного гемостаза;
комплексная послеоперационная терапия;
полный покой прооперированного больного[10].
Свт.Лука в издании своей капитальной работы усматривал глубоко духовное предназначение. «Очерки гнойной хирургии» были угодны Богу, – писал он, – ибо в огромной степени увеличили силу и значение моего исповедания имени Спасителя в разгар антирелигиозной пропаганды». Архипастырь считал, что его научные изыскания сами по себе привлекают к Православию интеллигенцию. Как сообщила радиостанция Би-Би-Си, уже после войны группа французских юношей и девушек перешла в Православие, указав в декларации, что совершила это под влиянием примера и трудов православных ученых – академиков И.Павлова, В.Филатова и самого профессора, архиепископа Луки[11]. Тот же выдающийся офтальмолог, друг святителя-хирурга, академик В.Филатов писал лучившему у него зрение владыке Луке: «Научное творчество у меня останется, но разве оно спасет меня, если я буду осужден душевно»[12].
Спаситель солдатских жизней
Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех сил страны и коренной перестройки, в частности, медицинского дела На базе Красноярска к январю 1942 г. открылось несколько эвакуационных госпиталей на 10 тыс. коек, куда за 7 тыс. км поступали особо тяжело раненые фронтовики. Отметим, что советская военно-медицинская служба в годы Великой Отечественной войны вернула в строй 72,3% раненых и 90% заболевших воинов (в совокупности – 17 млн. человек)[13]. Несмотря на тяжелые условия и нехватку лекарств, в стране не допустили эпидемий.
В первый же день войны местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Сергий (Страгородский) собственноручно написал на машинке свое знаменитое обращение к пастырям и пасомым Русской Православной Церкви: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа…Положим же души своя вместе с нашей паствой… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».
Сам владыка Лука с марта 1940 г. работал хирургом в ссылке в районной больнице в Большой Мурте, что в 130 км севернее Красноярска. Осенью 1940 г. ему разрешили выехать в Томск, в городской библиотеке исследователь изучал новейшую литературу по гнойной хирургии, в том числе на немецком, французском и английском языках, закончив второе издание «Очерков гнойной хирургии».
Откликаясь на призыв первосвященника РПЦ, в начале войны епископ Лука направил телеграмму председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».
В июле 1941 г. он уже приступил к операциям, а с 30 сентября 1941 г. профессор В.Ф.Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515. Пожилой, больной ученый-епископ работал по 8-9 часов, делал 3-4 операции в день, что в его возрасте приводило к нервному истощению. Тем не менее, каждое утро он молился в пригородном лесу – в Красноярске в это время не осталось ни одной церкви. Жить приходилось в холодной сырой комнате, питаться от госпитальной кухни ему не полагалось, однако выручали коллеги и персонал. Хирургический труд в Красноярске потребовал от престарелого, больного эмфиземой легких владыки Луки напряжения всех физических и духовных сил. Тем не менее, он работал с неизменной молитвой, спокойно, ровно, персонал не нервничал во время операций. К февралю 1943 г. профессор лично прооперировал 164 тяжело раненых в крупные суставы (20 из них в тазобедренные).
За три недели в 1942 г. он посетил семь госпиталей. Осмотрел 80 раненых. От умирающих воинов он не скрывал близости смерти, так как они могли пожелать христианской кончины. Об умерших молился дома, куда верующие принесли много икон[14].
«Тяжело переживаю смерть больных…»
В 1944 году вышла в свет одна из основных научно-практических работ святителя-хирурга «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов»[15]. Анализируя обширный личный опыт оперирования запущенных огнестрельных ранений, профессор писал: «Лечение тяжелых осложнений гнойной инфекцией ран суставов является одной из важнейших задач тыловых эвакогоспиталей. На первое место по тяжести течения и опасности для жизни надо поставить ранения коленного и тазобедренного суставов и крестцово-подвздошного сочленения»[16].
Как отмечается в работе, с 28 сентября 1941 и до 12 февраля 1943 г. в Красноярском эвакогоспитале автор прооперировал 85 раненых в коленный сустав фронтовиков (29 из них поступили в тяжелом состоянии), причем от момента ранения до операции прошло от одного до 4,5 месяцев (!). В книге анализируются хирургические эпизоды 54 пациентов, из которых, благодаря мастерству хирурга, скончалось лишь трое[17]. В своей «Автобиографии»[18] хирург отмечал: «Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах, излеченные мною. Неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами»[19]. Для сравнения отметим, что в среднестатистическом измерении из эвакогоспиталей глубокого тыла с 1 января 1943 г. в строй становилось 15% раненых, ведь туда попадали самые сложные больные.
Нужно сказать, что профессор очень чутко относился к страданиям больных, «тяжело переживаю смерть больных после операции. Было три смерти в операционной, и они меня положительно подкосили… Переношу их все тяжелее и тяжелее…». Ученица святителя А.Беньминович писала: «Мы знали: каждая смерть, в которой он считал себя повинным, доставляла ему глубокие страдания». «В делах, требовавших нравственного решения, Валентин Феликсович вел себя так, будто вокруг никого не было. Он всегда стоял перед своей совестью один», – вспоминала медсестра Ташкентской больницы М.Нежанская[20].
Богатый хирургический опыт послужил основанием для научных обобщений. По мнению ученого, высокая доля смертельных исходов (в медицинской литературе того времени указывалось, что доля смертельных исходов при ранениях тазобедренной области доходила до 25% - Авт.) объяснялась невниманием к реальным физиологическим причинам осложнений такого рода. Профессор приходит к выводу – главное средство спасения таких больных – резекция суставов[21]. Он разработал новые методики операции, появилась новаторская хирургическая тактика, были научно описаны 11 вариантов распространения гноя в мягких тканях.
В книге описывались десятки случаев подобных операций, что делало работу свт. Луки незаменимым пособием военных хирургов. Разносторонний материал эмпирический материал проведенных операций и наблюдений за больными дал возможность ученому активно изучить проблему тяжелых форм огнестрельного остеомиелита, поражения крупных костей и суставов, заражения крови[22]. Параллельно ученый писал научные труды, делясь передовым опытом. В частности, в «Сборнике трудов эвакогоспиталей Воронежского военного округа» вышла его статья о раневом сепсисе.
Признание заслуг
Что же касается результатов хирургической и научно-консультативной работы архиепископа Луки в Красноярске, то проверка во главе с главным инспектором эвакогоспиталей профессором Приоровым показала, что ни в одном из подобных медучреждений нет таких блестящих результатов лечения инфицированных суставов.
И хотя в декабре 1945 г. опальный хирург был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», вряд ли это было адекватной оценкой его заслуг в деле спасения человеческих жизней. В ответном слове после вручения ему медали в Тамбовском облисполкоме ученый заявил: «Я учил и готов учить врачей тому, что знаю: я вернул жизнь и здоровье сотням, а может быть, и тысячам раненых и наверняка помог бы еще многим, если бы вы не схватили меня ни за что ни про что, и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено не по моей воле». По пути домой владыка отдал секретарю медаль со словами: «Такие награды дают уборщицам. Ведущему хирургу госпиталя и архиерею полагается орден»[23].
В январе 1946 г. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах „Очерки гнойной хирургии“, законченном в 1943 году и „Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов“, опубликованном в 1944 году», владыке Луке (профессору В.Войно-Ясенецкому) присуждена Сталинская (Государственная) премия первой степени в размере 200000 рублей, из которых 130 тысяч рублей лауреат передал на помощь детским домам, детям, осиротевшим в годы войны, попросив об этом личной телеграммой главу правительства СССР.
Дмитрий Веденеев, доктор исторических наук
Примечания:
1. Год со святителем Лукой Крымским: Церковный календарь-дневник. – Симферополь: Родное Слово, 2013. – 7 мая.
2. Отраслевой государственный архив Службы безопасности Украины (ОГА СБУ). – Ф.13. – Дело 1037. – Л.84–85.
3. Марущак Василий, протодиакон. Святитель-хирург… – С.48–49.
4. Архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясинецкий) под надзором ГПУ-НКВД-МГБ: сборник документов. Составитель А. Валякин.– Симферополь: ГУ СБУ в АРК, 2010. – С. 5.
5. Нами использовано 3-е издание книги: Войно-Ясенецкий В.Ф., проф. Очерки гнойной хирургии. – Л.: Медгиз, 1956. – 631 с.
6. Бобров О.Е. У каждого своя Голгофа. – Донецк: Заславский А.Ю., 2009. – С. 55.
7. Войно-Ясенецкий В.Ф., проф. Очерки гнойной хирургии… – С. 6.
8. Войно-Ясенецкий В.Ф., проф. Очерки гнойной хирургии… – С. 1.
9. Войно-Ясенецкий В.Ф., проф. Очерки гнойной хирургии… – С.2.
10. Бараев Т.М. «Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененные» (В.Ф.Войно-Ясинецкий (Святитель Лука) и военно-врачебное дело). – Одесса: Фаворит, 2011. – С.64.
11. Год со святителем Лукой Крымским: Церковный календарь-дневник. – Симферополь: Родное Слово, 2013. – 26 июня.
12. Бараев Т.М. «Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененные»… – С.9.
13. Подвиг медиков в годы Великой Отечественной войны/ Электронный ресурс. Режим доступа: http://1941-1945.at.ua/forum/8-1153-1.
14. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. – М.: Образ, 2007. – С.7.
15. Войно-Ясенецкий В., проф. Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов – М.: Медгиз, 1944. – 96 с.
16. Войно-Ясенецкий В., проф. Поздние резекции…– С.3
17. Там же. – С.10-11.
18. Автобиографические воспоминания уже полностью ослепший свт.Лука продиктовал в 1958 г. личному секретарю Елене Лейкфельд. Записи заканчиваются на событиях 26 мая 1946 года – дне прибытия архиепископа для служения во главе Крымской епархии РПЦ.
19. Год со святителем Лукой Крымским: Церковный календарь-дневник. – Симферополь: Родное Слово, 2013. – С.5.
20. Там же. – 3 января.
21. Там же. – С.6.
22. Бараев Т.М. «Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененные»… – С.35.
23. Год со святителем Лукой Крымским… – 13 ноября.
https://pravlife.org/ru/content/svt-luka-voyno-yaseneckiy-etapy-duhovnog...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии