Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский

Память 18/31 марта

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Святитель Кирилл родился, по всей вероятности, в Иерусалиме около 315 года. Его родители были людьми православными и благочестивыми. Он был рукоположен в священника святым Максимом[1], который поручил ему наставлять оглашенных. Кирилл был миролюбивым, смиренным и кротким человеком, более занятым обучением паствы, чем бесконечными богословскими спорами, которые вносили разлад в Церковь после Никейского Собора. И хотя он избегал употреблять слово «единосущный» (омоусиос), однако полностью разделял православную веру.

Его сдержанность заставила ариан поверить, будто он принадлежит к их числу. После смерти Максима (347) народ избрал Кирилла на его место. Арианин Акакий, митрополит Кесарии Филипповой, которой тогда был подчинен Иерусалим[2], утвердил это избрание и рукоположил его в епископа.

Но вскоре он должен был с горечью признать свою ошибку[3], потому что новый епископ открыто разъяснял православное учение о Божественной природе Сына и Слова Божия, изложив для оглашенных Символ веры в «Огласительных поучениях»[4]. Будучи «пастырем добрым» (см.: Ин. 10: 11), Кирилл мудро управлял Святым Городом, который, благодаря строительству при Константине Великом, обрел новую славу и привлекал множество паломников со всех концов христианского мира.

В 350 году святитель Кирилл, как и все жители города, стал свидетелем удивительного явления в небе огромного светоносного креста, протянувшегося от Голгофы до Елеонской горы, и написал об этом императору Констанцию[5]. Он также способствовал учреждению праздников и процессий в святых местах, что заложило впоследствии основы некоторых главных церковных праздников.

Несколько лет спустя епископ Кирилл предоставил митрополиту Кесарии Акакию ходатайство, в котором просил признать апостольские преимущества Иерусалима, что уже сделали отцы Никейского Собора, однако не определив их точно. Эти притязания вызвали ненависть Акакия. Он решил добиться осуждения епископа и вызвал его на церковный суд. Обвинением послужил тот факт, что во время голода Кирилл, дабы накормить бедных, продал священные сосуды и церковные облачения церкви Воскресения. Поскольку Кирилл не подчинился его неоднократным приглашениям, он низложил епископа и силой изгнал из Иерусалима, поставив на его место арианина. Святитель Кирилл заявил протест, настаивая, что его дело подлежит ведению высшей церковной власти.

В ожидании ответа он нашел прибежище в Тарсе Киликийском у епископа Сильвана. Несмотря на угрозы Акакия, тот принял его как брата и попросил проповедовать народу, который слушал его с воодушевлением как мужа воистину апостольского. Собор, созванный в 359 году в Селевкии, оправдал Кирилла и низложил Акакия. Однако решение так и не вступило в силу, поскольку митрополит Кесарии поспешил в Константинополь, где оказал давление на императора Констанция, дабы тот отменил решение собора. Император повелел утвердить низложение Кирилла на собрании арианских епископов (360).

Когда немного времени спустя Юлиан Отступник пришел к власти, святитель Кирилл сумел воспользоваться политикой религиозной терпимости, проводимой императором с целью подготовить восстановление язычества. Он вернулся на свою кафедру, так же как и другие епископы, сосланные при Констанции. Но это было лишь затишье перед новыми бедствиями.

Язычники Газы, побуждаемые императором, подняли восстание против христиан, которое вызвало многочисленные жертвы, а затем разрушили монастырь преподобного Илариона Великого (память 21 октября) и изгнали его монахов. Юлиан Отступник хотел доказать ошибочность пророчества Христа об окончательном падении Иерусалимского Храма (ср.: Мф. 24: 2), разрушенного римлянами при императоре Тите, поэтому он позволил иудеям его восстановление. Но, по пророчеству свяого Кирилла, работы были вскоре прекращены из-за ужасного землетрясения, которое разрушило даже фундамент древнего Храма, а огонь, вышедший из-под него, одни постройки уничтожил, а другие повредил, оставив очевидные для всех следы гнева Божия.

После смерти Юлиана (363) мир был восстановлен, и Кирилл смог продолжить пастырскую деятельность. А когда скончался Акакий, он добился избрания митрополитом Кесарии своего племянника. Но ариане интригами убедили императора Валента (364–378) низложить святого и осудить его на новую ссылку, так же как и остальных епископов, изгнанных при Констанции (367).

Через двенадцать лет, уже после смерти Валента, святитель Кирилл получил возможность вернуться в свою епархию. К своему прискорбию, он узнал, что некоторые православные под влиянием клеветы ариан отказываются признавать его законным епископом и вступать с ним в общение. По этой причине Антиохийский Собор (379) направил святого Григория Нисского (память 10 января) в Иерусалимскую епархию для восстановления мира. Григорий потерпел неудачу и возвратился смущенный и опечаленный, оставив Кирилла с верой и упованием в одиночку противостоять разделениям в доме Божием.

Кирилл принял участие во II Вселенском Соборе (381), созванном императором Феодосием, и внес свой вклад в окончательное осуждение арианства и его разновидностей. По завершении заседаний на соборе было торжественно выражено признание той борьбы за Православие, которую вел Иерусалимский епископ.

Вернувшись в Святой Град, Кирилл мог, хотя и недолго, насладиться миром, который он восстановил ценой многих трудов. Святитель преставился в 386 году, пробыв епископом 35 лет, из них 16 проведя в ссылке.


[1] Западная Церковь совершает память св. Максима 5 мая.

[2] После разрушений, произведенных римлянами, Иерусалим был низведен до положения незначительного городка. Его христианская община рассеялась во время гонений. Город был переименован в Элию Капитолину.

[3] Так же, как немного спустя те ариане, которые способствовали избранию св. Мелетия Антиохийского (память 12 февраля).

[4] Эти «Поучения», произнесенные, вероятно, в 349 г., остаются одним из лучших изложений православной веры и произведением исключительной важности для понимания литургической практики древней Церкви, сохраняемой в современной Православной Церкви. Они были произнесены во время 40-дневного подготовительного к крещению периода перед Пасхой и состоят из 18 «Огласительных поучений», разъясняющих Символ веры и основы православной веры, и пяти «Тайноводственных поучений», предназначенных для тех, кто уже принял крещение на Пасху, и разъясняющих священные таинства крещения и Евхаристии (некоторые приписывают их другому автору).

[5] Это чудо вспоминается 7 мая.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря


Источник: Православие. Ру