Святитель Димитрий Ростовский: Любовь выше всего. Ольга Богданова
4 октября - обретение мощей святителя Димитрия Ростовского. Кого из верующих людей не волнует вопрос спасения? Кто хоть раз не задумался о том, какие дела приблизят его к Царствию Небесному, а какие - отдалят от него? Всякий ли труд, который мы совершаем «во славу Божию», действительно бескорыстен? Или нет-нет да и промелькнет мысль: так я зарабатываю себе место в Раю? Об этом размышлял и святитель Димитрий
Совершенных людей не бывает. И те, кто усиленно работает над собой, находятся «на пути» к идеалу. Но они изо всех сил стремятся стать лучше, и это обязательно нужно принимать во внимание.
С одной стороны, человека притягивает земной, материальный, плотский мир, с другой - небесный, духовный. Понимая, сколь непрост путь от дольнего к горнему, как сложно человеку отречься от принятых на земле представлений о жизни, митрополит Дмитрий Ростовский различал три степени добродетели: заинтересованную, рабскую и сыновнюю.
«Работающий Богу ради царствия небесного состоит как бы в чине наемника, работает как бы за плату, чтобы в награду получить царство небесное; работающий Богу из страха мучений - состоит в чине раба, который творит доброе, страшась, что будет наказан; работающий Богу ради самой любви Божией - состоит в чине сына, который ни воздаяния не ищет, ни мук не боится, ибо совершенная любовь изгоняет страх вон, любит же Отца ради самой любви к Отцу и ни в чем не преступает Его воли».
Перед нами три разные мотивации одного и того же действия - работы Богу. Хочется сказать: первые две неправильны, верна только третья. Третья более совершенна, но и первые две имеют право на существование. Более того, если говорить по-честному, во многих случаях поведение человека определяют именно они.
Но это не страшно, как бы говорит митрополит Дмитрий, ведь результат у всех один - добродетельная жизнь.
Согласитесь, это несколько непривычный взгляд на проблему. Тем более странный, что его высказал митрополит Дмитрий Ростовский, который жил в XVII в.
Наверное, в первую очередь митрополит Дмитрий Ростовский известен большинству верующих как автор Четьих-Миней, в которых собраны жития святых за все месяцы года. Однако это далеко не единственный его труд.
Даниил Тупало (как звали святого в миру) родился в декабре 1651 г. в Киевской губернии близ местечка Макарова в семье казака.
Даниил получил образование в Киеве и в 1668 г. принял иночество под именем Дмитрий. Спустя несколько лет в Чернигове он был посвящен в иеромонаха и назначен проповедником в Успенском соборе. Его проповеди имели такой успех, что Дмитрия стали приглашать в разные города, так что будущий Ростовский митрополит объездил всю Малороссию и даже побывал в Литве.
Благодаря этим путешествиям Дмитрий узнал нравы и обычаи местных жителей, а в Литве познакомился с католичеством.
О том уважении и доверии, которым он пользовался, говорит, например, тот факт, что он был игуменом нескольких монастырей.
В начале 80-х гг. XVII в. Дмитрий поселяется в Киево-Печерской Лавре, которая привлекла его своей библиотекой. Там он начал свой многолетний труд по составлению знаменитых Четьих-Миней.
При составлении этого свода житий св. Дмитрий использовал не только русские, но также греческие и латинские источники.
В 1701 г. св. Дмитрий был поставлен в митрополита Тобольского, но по болезни не смог поехать в отданную под его начальство епархию и от кафедры отказался. Спустя некоторое время он занял кафедру митрополита Ростовского.
Став митрополитом, св. Дмитрий особенно заботился о благочестии во вверенной ему епархии. В особом архипастырском послании ко всем иереям своей епархии он убеждал их нелестно проповедовать слово Божие и усердно вразумлять паству, с благоговением совершать Таинства и богослужение и подробно наставлял священников о приготовлении к служению литургии.
Кроме того, он написал «Поучение к иереем», в котором давал священникам наставления относительно Таинства покаяния.
Известно, что сам св. Дмитрий часто и помногу молился. Он советовал всем вспоминать о смертном часе и творить молитвы Господню и Богородице при каждом ударе часового колокола.
Митрополит понимал, насколько важно образование. В архиерейском доме в Ростове он устроил училище для детей священнослужителей. Там изучали русский, греческий, латинский языки, географию. «Серьезные» науки, безусловно, нужны. Но ведь дети есть дети. Чтобы как-то разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным, Дмитрий Ростовский устроил при училище театр, репертуар которого составляли пьесы духовного содержания.
Св. Дмитрий Ростовский скончался 28 октября 1709 г. и по завещанию был погребен в соборной церкви Ростовского Спасо-Яковленского монастыря.
22 апреля 1757 г. св. Дмитрий Ростовский был причислен к лику святых. В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина II после венчания на царство пешком прошла от Москвы до Ростова, чтобы поклониться мощам св. Димитрия и переложить их в приготовленную раку.
Составлению знаменитых Четьих-Миней митрополит посвятил около 20 лет (он работал над ними с 1685 по 1705 гг.). Второе место в числе его творений занимают проповеди. В обличение раскола св. Дмитрий Ростовский написал «Рассуждение об образе Божием в человеке» и «Розыск о брынской вере» (впервые был издан после смерти митрополита, в 1745 г.). Его перу принадлежат «Вопросы и ответы л вере» и «Зерцало православного исповедания» (пространный катехизис). Также он занимался составлением «Летописи, сказующей деяния от начала миробытия до Рождества Христова», но не успел закончить этот труд. Знаток и любитель пения, митрополит сам составлял гимны и канты. Вел переписку с друзьями, занимался духовной поэзией.
Разговаривая со своей паствой, св. Дмитрий стремился научить людей быть лучше, милосерднее, добрее к друг другу. Старался дать им понять, что любовь превыше всего.
http://www.taday.ru/text/75097.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии