Свобода без Христа – это беснование. Архимандрит Владимир (Милованов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали за Богослужением прочитанное евангельское зачало об исцелении Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом больного бесноватого человека, который долгие годы, как написано в Евангелии, был мучим бесами (см. Лук. 8, 26-33). И так сильно страдал, что многие люди не могли его даже цепями связать. Он рвал их и бежал в пустыню. И так был гоним бесами и долгие годы страдал. Страшная ужасающая болезнь. Безусловно, она проистекала из болезни души этого человека. Потому что всякий грех – это беззаконие (1Ин. 3, 4).

И начало всех болезней – это грех, который совершает к сожалению каждый из нас. Потому что мир в лице наших прародителей Адама и Евы совершенно сознательно себя отдал на поругание, на съедение дьявольской силе, величайшей беде, дорогие братья и сестры. Это не случайно. Они сознательно это сделали, выбрав зло. И вот последствия выбора зла теперь все мы пожинаем из поколения в поколение. Уже многие тысячелетия прошли, а что мы видим: только злобу, ненависть, братоубийство, кровь, преступления, блуд, разгул, постыдство, пьянство, безумие, окаянство. Вот что получил человек, что выбрали наши прародители. Конечно, они не знали, чем пахнут эти ягодки, и чем полна эта, простите меня, свобода без Христа. Свобода без Христа – это беснование. И мы сейчас это видим, братья и сестры, к сожалению, знамение времен с каждым годом, с каждым порой бывает и месяцем. Люди беснуются от безнаказанности. Многие так и говорят, потому что, чтобы мы не делали, а Бог нас не наказывает. Где же Он?

Что можно сказать этим безумным людям? То, что вы не наказаны, соблазняя миллионы и миллиарды людей через телевидение, через средства массовой пропаганды. Что, сейчас добродетель проповедуют, братья и сестры? Скотство, постыдство, садомию. Что они хотят? Посмотрите, сколько потребовалось христианской благодати Церкви потрудиться. Около тысячи лет начальной истории христианской эры, сколько понесено труда, сколько страдали мученики? Миллионы. Кровь. Океан крови, мученической крови, для того чтобы исправить падшее человеческое естество. Но видите, пришли времена. С одной стороны Господь дает благоденствие, а с другой стороны, видите, большинство это благоденствие воспринимает как повод к свободе и к беззаконию. Жить без совести и жить безнаказанно – вот самые главные беды. Как в свое время в Священном Писании отмечено, что гибель Содома и Гоморры произошла от сытости хлеба и от безделья.

Что мы сейчас видим? Не просто сытость хлеба, а уже не знают, как изощряться в еде. Десятки тысяч видов продуктов питания, разновидностей! Просто беспредельно какое-то богатство. Но с другой стороны посмотрите, что вместо благодарности к Богу происходит? Люди стремятся сознательно к злу. И, к сожалению их величайшему не в наших силах, к сожалению, в наших силах только молитва, братья и сестры. Это самое сильное оружие, это самое сильное средство. Это всесильная благодать Божия, которую мы можем призвать, каждый из вас. Не думайте, что мы из себя ничего не представляем. Мы действительно из себя ничего не представляем, пока молчим. А если мы призываем силу Божию, благодать Божию себе в помощь, то есть Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в молитве помочь нам жить праведно и правильно, может все измениться. Самое главное, нужно желание. Не только вера, это святое дело. Без этого не возможно, как говорит апостол: без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6). Но если ты поверил, то нужно жить по законам веры.

А что такое закон веры? Это святые заповеди божественные, евангельские. В этом случае, если человек верит и живет по законам евангельским, по законам Христовым, он действительно становится сотелесником, соучастником благодати божественной. Потому что, причащаясь тела и крови Христа, мы в прямом смысле слова становимся сотелесниками Господа и Спасителя. И нам даруется неземная. Ангелы пытаются, братья и сестры, вникнуть в эту тайну. И им это не открыто – тайна спасения человека. Они участники и помогают каждый день, круглые сутки помогают нам в нашем спасении. Но вот это таинство сопричастия со Христом дано человеку. Какой дар дан. То есть, безусловно, Ангелы не обделены благодатью божественной. Но тот дар, который мы сейчас имеем на земле, который дан только раз, как святой апостол говорит: благодать дана единожды святым. Один раз дана. Никаких Божьих откровений не может быть и не будет. Только одно – было воплощение Бога, одно откровение, одно Евангелие, одна вера, одно крещение, одно спасение (см. Еф. 4, 5). Других вер и церквей не существует. Это прелестная сумасшедшая бесноватая блажь.

Создам Церковь Мою (одна) (Мф. 16, 18). Тело Его – Церковь – это не организация, братья и сестры. Церковь – это Тело Господа нашего Иисуса Христа (см. Кол. 1, 24). И не удивляйтесь, если в Церкви есть много недостойных, а бывает и просто иуд, то, что тоже мы сейчас видим, которые среди белого дня на трезвую голову не просто предали Христа, а его заново распинают. И также целуют как Иуда и говорят: Как Тебе, Учителю, сойди с креста. Вот мы дожили, дорогие братья и сестры, до таких страшных времен. Я имею в виду страшных по знамении, потому что все признаки сходятся именно в том, что люди стали безумствовать, не только Бога не благодарят, а безумствуют. И безумствуют в том, что они себя остановить не желают и думают, что вот так они будут жить вечно.

Для чего ум дан человеку? Разум? Для того, чтобы мы не только головные уборы носили, а чтобы мы пользовались этим величайшим даром умно работать над собой. Для чего мы пришли в этот мир? Мы себя создали? Нет. Мы смерть открываем? Нет. Мы жизнью владеем? Нет. Так кто мы такие? Это по совести надо рассуждать. Видите, Господь к нам обращается как к равным. Видите, какая честь дана каждому из нас. Он и считается, как с равным, и желает общаться, как с равным Себе, и говорит скромно с кротостью: Я стою и стучу в двери вашего сердца; кто Мне откроет, Я войду, и буду царствовать, вечерять с ним (см. Откр. 3, 20). Видите! А сатана что делает? Он эти двери рогами, ногами и копытами высаживает так, что все с треском и в дребезги разлетается у человека. И почему люди не пугаются? Потому что, как справедливо сказал один великий писатель в 19-м веке. Он так сказал, что через 50-60 лет дадут возможность человеку грешить. И они так будут любить эту власть, потому что она им позволила грешить.

Вот эта свобода в безбожии, свобода в безумии, в пьянстве, в блуде, в окаянстве. Вот люди это воспринимают, что вот они достигли этого. А то, что все живут как мухи – сегодня есть, а к вечеру может и не быть, вот видите, полное отсутствие. Вроде бы разумный гомо сапиенс, а ни гомо, ни сапиенса нет. Пробковое дерево. Ну, Бог с ними. Но только вы меня поймите, братья дорогие, мы никого не имеем права судить. Я не сужу, я просто духовно обязан диагноз показать. О чем я хочу сказать? Пусть бы они сидели в углу. Они всегда раньше были, поверьте. Вы что думаете, что только сейчас грех появился, сознательные грешники. Всегда они были. Но сейчас эти сознательные грешники имеют и телевидение, и радио и интернет. И всем нормальным людям, большинству, видите, как мозги начинают закручивать, каждый день капают потихонечку на мозги, что грех – это хорошо, беззаконие – это хорошо. Как в современном словесном обиходе есть такое понятие окна обертона. Вот по книге известного писателя. Вот это результат, братья и сестры. Постепенное капание на мозги меняет сознание человека.

Ну, представляете, современная статистика показывает, что за неделю у нас полторы, две тысячи убийств. Весь экран залит кровью. Зачем это нужно? Криминальные преступления всегда были, и может быть, даже еще похлеще были. В старые времена еще больше было, но это не пропагандировали. Зачем показывать это безумие сатанинское, шабаш этот? А сейчас это делают специально, чтобы делать из людей идиотов, чтобы только кушать, естественные нужды, повеселиться, напиться, еще кое-что сделать блудное и уснуть где-нибудь под забором. Неужели к этому нас Господь из небытия призвал? Господь дал каждому из нас вечную жизнь. Мы уже вечные, братья и сестры. Он дал все обильно к наслаждению, но только радость этой жизни нельзя превращать в грех и беззаконие. Господь дал пищу, так кушайте ее на здоровье в меру. Господь дал вино, так пейте на здоровье в меру. Все делайте в меру. И вот вам, пожалуйста, рай будет уже на земле.

Ну почему происходит это беснование? И видите, многие из нас страдают, все мы страдаем различными страстями. И вы прекрасно знаете и понимаете, как трудно выйти из этого ужасающего состояния, как трудно выползти из этой адской ямы, в которую сами себя ввергаем через свои грехи и пристрастия, через любовь к греху. Вот дорогие братья и сестры, если человек, слава Богу увидел в себе весь этот ужас, если он идет сознательно на исповедь, если человек пытается себя исправить, то это величайшая победа. Сам Господь говорит, что нет большей радости на небе в ангельском мире, братья и сестры, чем об одном кающемся спасающемся человеке. И более того, что говорит великий пророк царь Давид, величайший пророк? 50-ый псалом: Жертва Богу какая? Ничем не может человек Богу угодить. Он не просто тем самым может угодить Богу, а он приносит самую величайшую жертву для Бога: «Жертва Богу – дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Приходящего ко Мне не изженю вон никогда (Ин. 6, 37). Если кто-то шаг хотя бы мысленно, и мы знаем такие случаи в своей священнической практике. Люди умирали на постели, и хватало 10-15-ти минут. Как Господь безмерно человеколюбив! Если человек обманывал в своей жизни, не был преступником, если даже и грешил, но если он был оправдан, Господь порой бывает дает считанные минуты для того, чтобы человеку хватило принести безмерное покаяние такое, что соборуют, причащают и парадным шагом в Царство Небесное.

Кому бы так умереть, как праведнику? Не все так умирают. Мы знаем таких случаев, братья и сестры, сотни тысяч. Я не имею возможности их перечислять, просто общий пример вам привел, насколько Господь милостив. Но всегда Господь милостив к тем людям, которые если даже и грешили, самое главное, если они в своей жизни не соблазняли других людей. Потому что видите, одно дело понести наказание за свой грех, другое понести за соблазн. Господь говорит, горе миру от соблазнов, а наипаче горе тому, кто соблазняет. И Бог, посмотрите, что до страшного суда говорит Бог. Только в одном случае, посмотрите, до страшного суда. Но этот суд окончательный. Здесь уже на земле Господь сказал: горе тому, от кого приходит соблазн. Посмотрите, какое предупреждение: лучше б ему не родиться (см. Мф. 26, 24)! Так Бог говорит: лучше бы этому человеку не родиться, – тому, кто соблазняет других. И Господь говорит: горе тому, кто соблазняет малых сих и всех Божьих людей (см. Мк. 9, 42). Все люди, все народы земли – все Божьи люди. Но есть единицы, мерзостные ироды, от рождения под проклятием находящиеся, потому что они сами идут этой дорогой зла, безумия, беззакония. И сами идут в преисподнюю и других тащат. И причем тащат, видите, миллионами, абсолютно уподобляясь сатане.

Видите, в евангельском чтении, до какой степени мерзостные. Непостижимо безмерная мерзость бесовская, лгуны. Как переводится «сатана» – клеветник. Посмотрите, что он на Бога говорит: Ты пришел меня мучить раньше времени. Да кому ты нужен, тебя мучить? Видите, что он на Бога говорит? Бог пришел спасти на землю, и им тоже показал надежду последнюю, потому что до падения прародителей было первое падение Ангелов. Еще возможен был им путь спасения. Второе, что они сотворили, что они соблазнили первых людей. Но им тоже была оставлена возможность покаяния. А когда они подняли руку на Бога, когда они собрали людей, предателей и преступников, чтобы распять Бога и Спасителя, и Создателя своего, вот тогда только пришло на них проклятие. Но когда Христос не был распят, им была дана возможность покаяться. И Господь перед лицом и их тоже, личин вернее, сотворил эти чудеса, чтобы они видели, насколько Он безмерно благ не только к людям, но есть надежда им. А что они делают? Возводят клевету на Бога, что Он пришел их мучить. Никого Бог не мучает. Это люди сами себя мучают. И бесы сами себя мучают. Разве солнце может кого-то мучить? Но только с умом надо под солнцем стоять, а то действительно можно сгореть. Поэтому Господь безмерная совершенная абсолютная Любовь. Никого Он не мучает, А то, что эти падшие существа укоренились в зле и не желают исправляться, и сами погибают, и людей за собой ведут.

Более того, посмотрите, чтобы понимали, если насколько страшно беснование, если человек подвержен этому наказанию, что посмотрите, что он натворил такое тайное, что Господь посылает такие страшные наказания. Почему? Потому что даже самые нечистые животные – это всегда нарицательно свинья, понятие нечистоты. Так, когда бесы вошли в этих бедных свиней, они с горя просто утонули, не понесли такую нечистоту. Они-то носители грязи и нечистоты на себе, но даже они не несут такой нечистоты бесовской.

Вот братья и сестры, должны понимать, это я специально подчеркиваю, что грех всегда соблазняет вот этой свободой греха. Но никогда сатана не говорит, что каким расчет будет после греха. А после греха – это смерть, причем смерть не только временная, а смерть вечная, потому что грех убивает. Чем сильнее грех, тем сильнее омрачнение человеческой души. Поэтому братья и сестры, всегда будем осторожны в своей жизни. Все мы немощные, все мы имеем определенные страсти, немощи. Всю нашу жизнь, пока мы живы, мы исповедуемся, причащаемся, совершаем таинства над собой церковные для того, чтобы с Божьей помощью хоть в какой-то мере очистится и получить перед Богом не только оправдание, а милость. А милость в чем состоит? В жизни с Богом и в Боге, братья и сестры. Вечная жизнь в этом и есть. Потому что Бог не просто наш Родитель, Создатель и Творец, Судия, Царь, а Он источник всех смыслов, источник вечной безмерной красоты. Ну, представляете, если этот мир, апостол Павел назвал, это не просто сравнительная категория. Это в прямом смысле этого слова. Апостол называет этот мир тенью будущих благ. Вся вселенная, что мы видим видимыми и невидимыми очами – это тень будущей жизни, братья и сестры, что Бог приготовил любящим Его. Это и всем вам. И всем, кто услышал, либо услышит.

Самое главное, чтобы не быть соблазнителями, братья и сестры. Потому что многим людям, кто был соблазнителем, Господь не дает покаяния. Потому что, видите, преподобные старцы Оптинские, свой личный имея опыт откровения от Бога, и также ссылаясь на опыт древних святых отцов, что они говорят. Что если ты украл, если ты совершил какой-то смертный грех, то исповеди недостаточно. Надо обязательно пойти к священнику на исповедь, обязательно нужно поисповедоваться. Но грех только тогда прощен, великие старцы угодники. Слышите и знайте сами и другим говорите, насколько страшен грех соблазна. И не только пойти к священнику поисповедоваться, а нужно вернуть то, что ты либо украл, либо оклеветал. Это по списку. Это вот тогда полностью изглаживается грех. Это старцы называли «вина за грех», то есть за сам грех идем к священнику, а чтобы окончательно изгладить вину за грех нужно вернуть украденное. Например, если вы оклеветали кого-то – принести публичное извинение. Если вы кого-то досадили, нужно опять же публично принести извинение и так далее. Тогда в этом случае только лишь полностью изглаживается вина за грех, братья и сестры.

Яркий пример – Толстой Лев Николаевич. Вот видите, в свое время великий писатель и великий человек, а закончил в зрелые годы. Казалось бы зрелые годы, дожив почти до ста лет, что он накуролесил? Себя во пророки подал, свое евангелие написал, секту создал. И такие последние произведения написал, что я не буду в храме о них говорить. Поинтересуйтесь. Их всегда теперь выпячивают, где воздвигается хула на Бога. И вот результат. Почему Господь не дал ему покаяние? Потому что смотрите, сколько тысяч, а может быть миллионов, он втянул уже в преисподнюю. И до сих пор дураки бегают по всему миру, его исповедники, и до сих пор с ума сходят, до сих пор верят не во Христа, а в этого товарища. Справедливо?

Другой, подобный же ему написал в свое время известную статью, что этот товарищ как зеркало русской революции. Знаете, да? Помните? Вот, братья и сестры, вспоминайте. И у вас волос дыбом встанет. То есть в молодые годы мы все это мимо глаз и ушей пропускали. А когда сейчас будучи с седыми висками это начинаешь видеть и читать, вот они откуда истоки революции, безбожной, сатанинской, бесноватой революции. Волошина почитайте, стихи его знаменитые о русской революции. Что он пишет? Что это бесовский шабаш, потому что все, что не имеет благословения Бога, проклято. Все, что не имеет благословения Божия, находится под проклятием. Господь что говорит в Евангелии? Всякий сад, который не насадил Отец Мой Небесный, искоренится, будет уничтожен, если не человеческой властью, то небесной. От Него никто не убежит. Кто-то еще надеется на свои связи, положение, деньги, власть – ничего не поможет. Как тараканов соберут. Долго терпит Господь. И вот это самое страшное.

Если чуть-чуть прибавить к зачалу, которое сегодня читалось на Литургии, там дальше фарисеи говорят, что разве из фарисеев и князей народа кто-то поверил во Христа. Видите, какая ссылка ведется. То есть не на Бога ссылаются, а ссылаются на каких-то начальников, богатеев и так далее. Так вот видите, кто ссылается не на Бога, а рассчитывает на людей, ничего кроме проклятия не будет. Было время, Господь попустил, но поверьте, самое страшное, если сейчас опять беснуются, я не буду в святом храме. Это не скрывается, это по телевизору, это все круглые сутки гонят. Алчность, так передача называется. Миллионов побольше, богатства, еды и побольше беснования, чтобы где-нибудь придавили, как тараканов в углу. Рано или поздно смерть придет. Самое главное, дорогие братья и сестры, надо это помнить. Господь нас предупредил, всех христиан на будущие времена, что придут соблазны не потому, что Бог их попустил, а потому что сами люди это делают. Вы видите. Кто их понуждает? Кто их плетями гонит? Кто их пинками гонит творить зло? А они не только делают зло, а еще и других топят в этом навозе.

Господь предупредил нас, что будут соблазны. Но вы живите так, как жил святой праведный Лот. Да, в Содоме и Гоморре он жил, сам таких дел не делал и не осуждал их. Вот волей или неволей теперь весь мир так становится. То есть приходится нормальным людям жить в этом мире как во всемирном Содоме и Гоморре, чтобы самим так не поступать и их не осуждать и молиться конечно, чтобы Господь может быть еще избавит от этого, от этой власти тьмы. А эта власть – безумие, власть нечистоты, пены бесовской, которая просто губит весь мир. Но если Господь услышит наши молитвы, то значит, что еще будет время. А если нет, то вы видите, к сожалению, у кого ресурсы власти и денег, они делают зло сознательно сами и других топят там. И еще шабаш устраивают, не приведи Господи. Причем показывают на весь мир свою мнимую победу. Но это признак того, что Господь отказывается. Если Господь не дает покаяния таким людям, если Господь не изменяет ситуацию, это конечно самый страшный признак. Надежда на милость Божию только тогда, когда Господь создает такие условия, что люди каются. Вот у нас в России-матушке слава Богу, в стране великомучеников и в народе русском, великомученики – тысячекратные великомученики. Потому что нас распяли уже 300 лет и с креста не собираются снимать. Только постоянно добивают и добивают ногами, копьями, ядом, чем угодно. Но это не признак, что нас Бог оставил. Это сопричастность к Нему в прямом смысле слова. Апостол Павел говорит, что блаженны вы, и Дух Святой почивает на вас, если ради Христа вы несете гонения, поношения и бедствия. Он нас блаженными называет, потому что Сам Господь на вас почивает.

Будем утверждаться, дорогие братья и сестры, в нашей святой апостольской православной вере, соборной, чтобы Господь Своими молитвами и молитвами Матери Божьей, молитвами всех святых нас избавил от всякого врага видимого и невидимого, от всякой неприязни, от всех супостатов. Потому что надеемся на милость Божию, надеемся на океан крови наших великомучеников, всех представителей старшего поколения, которые положили душу свою за спасение нашего народа и нас, что мы живем этой благодатью. Мы живем благодатью мучеников. И только под покровом Матери Божьей имеем надежду, о которой обязательно надо молиться – надежду на спасение. Аминь.

https://www.optina.ru/sermon/ned21po_pjatid19/