Странные игры вокруг православия. Игорь Голиков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Игорь Голиков

Jul. 5th, 2011 at 3:13 AM

 28 июня прошло внеочередное заседание Синода Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). На 8 июля назначено проведение Архиерейского собора УПЦ МП. Собор должен принять поправки в церковный Устав, среди которых, помимо прочего, учреждение поста Местоблюстителя Киевского митрополичьего престола.

Казалось бы, очередная процедурная мелочь. Но, как подсказывает исторический опыт, она может повлечь за собой далеко идущие последствия для православных верующих Украины. Ведь в православной церкви местоблюститель - это не заместитель. Он избирается в случае смерти главы поместной церкви и обладает всеми его правами. Странность разработанного некоторыми церковными деятелям решения - в избрании местоблюстителя при живом предстоятеле! Если замысел идеологов этого новшества осуществится, Киевский митрополичий престол посредством обретения поста Местоблюстителя становится равным Московскому патриархату, иными словами, становится независимым от Первопрестольной. Украинская православная церковь, таким образом, отделяется от Русской православной церкви и фактически становится автокефальной, то есть независимой. Как раз такой, какой бы ее хотели видеть украинские националисты.

Организаторы церковной пертурбации явно спешат. В их действиях прослеживается плохо скрываемое желание, чтобы Местоблюститель успел занять свой пост до того, как на Украину прибудет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Пастырский визит патриарха намечен на конец июля. Именно к этому моменту должны быть внесены неканонические изменения в Устав УПЦ МП. Патриарх Кирилл может оказаться перед уже свершившимся фактом. В таком случае что-то изменить будет трудно.

Не будем вдаваться в канонические последствия умножения численности православных патриархатов. Лучше поразмыслим о том, кому обретение Украинской православной церковью автокефалии (безразлично, как это произойдет - официальным путем или в явочном порядке) выгодно политически. Святейший патриарх Кирилл уже имел повод заявить: «Все эти радикальные призывы к автокефалии основаны исключительно на политических аргументах».

К чему же может привести это синодальное крючкотворство? К очередному расколу православия на Украине. Некоторые украинские архиереи подозрительно опускают два важнейших фактора церковной жизни. Первый фактор - это то, что УПЦ – неотделимая составная часть Московского патриархата. Патриарх Кирилл всегда вправе напомнить Киеву о том, что любое изменение в церковном Уставе - это не просто перемена букв. Это новый Устав. А коли так, он должен, согласно обычаям Русской православной церкви, пройти процедуру утверждения Патриархом Московским и всея Руси. Но уставные изменения, учреждающие в Киеве пост некоего самозваного Местоблюстителя Патриаршего престола, Московский патриархат вряд ли когда-нибудь утвердит. Проблема не только в том, что ни один Московский патриарх, будь он хоть трижды либералом или даже уроженцем Украины, не имеет права единолично предоставить полную автокефалию части своей церкви. Тут дело не в канонических словопрениях и не в том, что на территории Украины расположены 30% приходов Московской патриархии. Будем называть вещи своими именами: на наших глазах создается прецедент признания Москвой (пусть пока еще православно-церковной, а не политической) приоритета светских границ над пределами духовной юрисдикции. Если случится так, то не придет ли когда-нибудь черед автоматически признавать полную духовную и административную независимость белорусской, молдавской, казахской и других православных церквей? А это уже добрая половина приходов Московского патриархата. А там, глядишь, потянутся и сторонники автокефалии в российских автономиях. Ведь если Украине автокефалия не заказана, то почему нельзя мордве или карелам?

А как подобный сценарий событий подействует на другие канонические поместные церкви? У Сербской православной церкви уже сейчас немало проблем с македонскими и черногорскими автокефалами. Можно представить, как они воспрянут духом при одном лишь известии о водворении автокефалии на Украине! Сегодня практически в каждой православной церкви есть свои раскольники, жаждущие самостийности. Нетрудно предвидеть, что получение православной церковью Украины полной автокефалии повлечет мировое православие к раздробленности и упадку. Закономерным итогом этого процесса станет усиление иноверческой духовной экспансии на православные земли.

Пока обстоятельства складываются так, что Московский патриархат если и сможет канонически признать независимость Украинской православной церкви, то только под прессом внешнего давления. Но ясно и то, что подавляющее большинство прихожан УПЦ МП ни в какую «автокефальную церковь» добровольно не перейдёт. Так что перед группировкой украинских епископов возникает дилемма: вновь подчинится Московскому патриарху, принеся покаяние (но такой шаг ударит по репутации и по амбициям заявивших о себе «исправителях» церковного Устава) или учинить очередной православный раскол (но ведь два уже имеются, а духовное состояние общества от этого только проиграет).

В среде сознательных прихожан идея разрыва с Московской патриархией никогда не была в почете. И если кто-нибудь силой или хитростью попробует провозгласить на Украине еще одну автокефалию, чтобы потом переподчинить ей храмы Украинской православной церкви Московского патриархата, основная масса прихожан повернется к такой церкви спиной. Многие верующие решат, что лучше уж молиться у себя дома, чем идти на поклон к раскольникам.

Если все дело в том, что в высоких кабинетах власти в разрыве Украинской православной церкви с Московским патриархатом видят инструмент контроля над всеми православными Украины, то в реальности все будет наоборот: над значительной частью православных верующих власть потеряет контроль навсегда.

http://consigliere-rpc.livejournal.com/?skip=10