Стоит ли слез красный диплом. Александра Матрусова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Жаркая пора экзаменов, зачетов, защит дипломов и выпусков из средних и высших учебных заведений сопровождается обмороками, слезами, разочарованиями, обидами и отчаянием. И вроде бы каждый год психологи со страниц популярных изданий призывают родителей поддерживать своих детей и не расстраиваться, если какой-то экзамен не сдан с ожидаемым баллом, но нервное напряжение ощутимо висит в воздухе. И максимальной вибрации это напряжение достигает даже не в школе, а в вузе.

Она «шла на красный диплом», а потом получила четверку на госэкзамене. Кажется, что мир рухнул, жизнь кончилась. Слезы обиды трудно остановить, помутненное сознание не хочет воспринимать разумные доводы окружающих о том, что это ерунда и что красный диплом никому в этой жизни не нужен.

Четверка (или, еще хуже, тройка!) на защите диплома, в который было вложено много сил и времени и который похвалил научный руководитель. Хочется писать апелляцию, писать в соцсети, разнести что-нибудь, а лучше — отмотать время назад и все изменить. Сделать по-другому.

Чуть ли не каждый год в вузе я смотрю, как впадают в глубокое отчаяние умные, талантливые девочки, которые по тем или иным причинам получают на госэкзамене или на защите диплома оценку «хорошо». И хорошо помню, что и сама была такой же. У меня не было ни одной четверки за все четыре года учебы в бакалавриате, и когда в последнем семестре учебы в магистратуры я получила четверку на одном из последних экзаменов (и это не влияло на красный диплом!), у меня было ощущение, что под ногами разверзлась бездна, и я лечу туда со скоростью реактивного самолета. Всего лишь четверка — и не удержать слезы, не проглотить обиду, не перестать крутить в голове эту ситуацию. А ведь хорошисты и те, кто учатся с тройки на четверку, переживают такие события гораздо спокойнее. Четверка так четверка, тройка так тройка. Неприятно, но не смертельно.

Казалось бы, из института выпускаются уже вполне состоявшиеся взрослые люди, за плечами учеба, у многих есть опыт работы, весь мир впереди, все возможности этого мира. И по-прежнему трагедия неполученной пятерки. Почему?

Ответов на такой простой вопрос много, и далеко не все из них очевидны.

Во-первых, в вузе — там, где должны готовить к реальной жизни, — готовят к ней не очень успешно. Речь не о практических знаниях и навыках, речь о том, что ошибка — это нормальное явление, неуспех — это часть жизни. И об этом так редко говорят! Посмотрите программы любых встреч выпускников, программы больших социальных форумов, «глобальную повестку дня»: лучшие практики, истории успеха, путь к звездам. И в девяти случаях из десяти молчанием обходят падения, неудачи, разбитые в кровь колени и надежды, бесчисленное количество попыток, из которых лишь одна оказалась успешной. Преподавателю тоже порой трудно найти время на то, чтобы вне аудитории пообщаться со студентами, да и не так легко выбрать нужный момент для того, чтобы рассказать не об удаче, а о том, как долго пришлось возвращать уверенность в своих силах и не бояться пробовать снова и снова.

Тем двум студенткам я рассказала о своем фиаско с четверкой на экзамене. Но, пожалуй, мне стоило сделать это раньше. Потому что…

Во-вторых. Именно в вузе, где нужна гибкость, внимание по-прежнему сосредоточено на оценках. Оценка как критерий успешности перекочевывает из школы в вуз. И остается там до конца. Не личный рост, не успех в выбранном направлении, а отличные оценки абсолютно по всем предметам. И от этого зависит стипендия, и от этого зависит оценка преподавателем. Не зря же говорят, что «на студента работает зачетка». Да, общее трудолюбие и успешность студента влияют на то, как его воспринимает преподаватель. Но ведь тогда это должно быть принято во внимание и по завершении учебы — не только госэкзамен, а все годы учебы и все труды нашего студента.

Ну и в-третьих…   Молодежь, студенты стремятся демонстрировать свою оригинальность, непохожесть на других. Стремиться к своей особенности, уникальности — нормально, ведь каждый человек и правда уникален. Но в этом стремлении полностью раскрыть свой характер, неповторимость своей натуры нужно не бояться ошибок — иначе не получится быть собой. Как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает. И оказывается, что ребята хотят быть уникальными и ни на кого не похожими, и вроде бы им неважно, что подумают о них окружающие…. Однако появляется не та оценка, которой ждали, — и оказывается, что они по-прежнему заложники привычной системы норм и оценок. Спокойно оценить свою ошибку, неудачу, чтобы двигаться дальше и извлечь из неприятного события важный для себя урок, — на это, конечно, не всегда способны и взрослые, состоявшиеся люди, так, может быть, не стоит требовать такой силы духа от студентов? Но если не в институте, то где?

Помните, как писал Есенин?

Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтрему все заживет.

Именно в вузе должен приобретаться болезненный опыт ошибок и неуспеха — вместе с опытом успеха и достижений. И именно в вузе должно формироваться понимание того, что каждая оценка — это лишь один, весьма маленький жизненный этап. А еще именно в вузе должно приходить понимание того, как важно все, что происходит за стенами института. А оценки — кого они вообще потом волнуют?

И знаете, что еще важно? Если бы студенты — на любом факультете — понимали, что у нас есть много-премного мест, где их ждут работодатели, им было бы проще. Намного проще.

https://www.matrony.ru/stoit-li-slez-krasnyiy-diplom/