СТОИТ ЛИ ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ПРАВОСЛАВНУЮ ШКОЛУ? Из опыта верующих родителей
В начале прошлого учебного года на сайте «Православие.Ru» появился очень полезный и актуальный материал, в котором пастыри делятся своими мыслями об обучении детей в православных школах. Не за горами начало нового учебного года, и хочется сказать несколько слов на эту же тему с точки зрения родителя.
Итак, в конце 2013 года после посещения Свято-Успенской Почаевской Лавры мы с женой начали воцерковляться. Останавливаться на этом не буду, так как достаточно подробно это описано в моем рассказе «Пути Господни». Осенью 2015 года нашему сыну приходило время отправляться в первый класс, и мы, конечно, стали заблаговременно думать, в какую же школу его отдадим. И тут выяснилось, что в Ялте при соборе есть маленькая школа, о существовании которой, как позже оказалось, многие в городе даже не знают.
Итак, мы отправились в школу имени святого Цесаревича Алексия при соборе святого благоверного князя Александра Невского, где, как выяснилось, для детей проводились курсы по подготовке к поступлению в первый класс. Там мы выяснили, что школа эта частная, ее основателем и вдохновителем является благочинный церквей Ялтинского округа отец Адам. В связи с тем, что школа – частная, обучение в ней платное. Учатся тут до 9-го класса включительно, после чего выпускники школы заканчивают обучение в других учебных заведениях.
С учетом того, что, как я уже сказал, школа была не особенно широко известна в городе, никаких сведений о качестве преподавания предметов и процесса обучения мы специально не собирали, но разговор с учителями во время визита нам понравился, и наш сын стал посещать подготовительные курсы. Затем было 1 сентября и первые – такие волнительные и интересные – месяцы в школе. А потом… а потом наступил кризис. Известно, что в какой-то момент у неофита «открываются глаза» – и тогда внезапно оказывается, что в церкви кроме золотых одежд священнослужителей, торжественного и красивого пения, таинственного мерцания свечей существуют счета за электричество и газ, подтекающая крыша, проверки пожарников… и многое другое, что, как нам казалось, остается за церковной оградой.
В кинофильме «Тайна Снежной королевы» Герда поет песенку «Где же сказка?»: «Где же сказка, где же чудо, неожиданности где? / Здесь деревья, как и всюду, отражаются в воде… / На болоте – та же ряска, и тропинки, как везде… / Где же чудо, где же сказка, неожиданности где?» Так вот, в какой-то момент «вдруг» оказалось, что в школе – пусть даже в православной школе при соборе – работают не ангелы и не святые, а такие же люди, которые так же устают, нервничают, болеют, хотят есть, пить и спать, как и все мы. Учитывая проблемы с работой на то время (и соответственно – со средствами), а также относительно, по ялтинским меркам, большое расстояние от дома до школы (около 10 км), мы решили перевести ребенка с третьей четверти в ближайшую к дому школу: близко, без оплаты, вроде бы ее хвалят…
Уже сходили мы в новую школу и договорились, уже сообщили нам, кто будет классным руководителем… Но тут – как всегда, неожиданно – вмешался Божий Промысл, который был облачен в форму обыденной жизни: всего-навсего мы за чашкой чая разговорились с родителями одного из наших одноклассников, которые, узнав о наших планах, рассказали, как они тоже сделали такую ошибку, забрав старшего сына из православной школы и отдав в обычную. «Буквально через две недели мы уже очень жалели, что это сделали, и хотели обратно, но было поздно», – рассказывала мама одноклассника. Почему было поздно – я не запомнил, но зато хорошо помню, как они ужаснулись, узнав о наших планах.
После разговора с ними мы остались в православной школе, и за эти годы (а сын перешел в 4-й класс) еще ни разу не пожалели об этом. Надо сказать, что изначально, когда мы решили, что будем отдавать ребенка в православную школу, мы рассчитывали, что в триаде «семья – школа – улица» в нашем случае влияние семьи и школы будут противостоять влиянию улицы, тогда как чаще всего в обычном случае происходит наоборот: семья вынуждена противостоять влиянию улицы и школы (конечно, я имею в виду влияние не школы как таковой, а того негативного, чего с избытком хватает в любой школе во внеурочное время). Теперь, по прошествии трех с половиной лет, я могу сказать, что расчет мы сделали правильный. Да, в нашей школе тоже дети ссорятся, дерутся, иногда ругаются матом и не всегда поступают так, как должно поступать православному христианину. Но всех проявлений негатива в разы меньше, чем в обычной, «неправославной» школе. Регулярное участие в богослужениях, исповедь и Причащение Святых Божественных Таин, безусловно, влияют на детей: ребенок, с детства привыкший к атмосфере храма, осознанно причащающийся и воспринимающий Бога не как некую невнятную, но явно не особо приятную карающую единицу («Вот плохо себя ведешь – Боженька тебя и накажет»), а как любящего Отца Небесного, – и ребенок, Бога не знающий и спрашивающий, что такое храм и зачем в него ходить, – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
В православной школе образуется стержень – вера, на него можно «нарастить» любые знания – и они пойдут во благо
В 2015–2016 годах мне довелось полтора года «таксовать». Один раз я вез из Симферополя в Ялту чиновницу отдела образования местной администрации, которая, узнав, в какую школу ходит мой ребенок, удивилась и спросила: «А почему именно в эту?» «А почему бы и нет?» – в свою очередь спросил я. «Ну, дело в том, что качество образования в школе принято оценивать по разным критериям, например одним из них являются победы учащихся на олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и т.д. И есть в городе школы гораздо более сильные!..»
Я не стал спорить, но подумал о том, что если у человека есть некий внутренний стержень – а в нашем случае с помощью школы образуется именно стержень – православная вера, – то на этот стержень впоследствии можно «нарастить» любое количество знаний, умений и навыков, и они пойдут во благо. В противном случае (при отсутствии такого стержня) все полученные знания будут напоминать пирамидку без оси: ткни в нее пальцем – и она развалится. Давайте вспомним: среди двенадцати апостолов одним из самых образованных был Иуда Искариот.
Я ни в коем случае не призываю детей бросать учебу и всё свободное время проводить в храме. Я не отрицаю важность овладения теми или иными предметами школьной программы. Но я глубоко убежден, что православная школа – вне зависимости от качества преподавания в ней того или иного предмета – готовит Людей. И именно это отличает ее от всех остальных школ – и именно в этом ее ценность.
Владимир Крюков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии