Стоит ли нам винить во всём евреев и каяться в угнетении чернокожих?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Расизм

9 ноября отмечается Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма. Напомнить о нём очень важно сейчас, когда весь мир потрясают межнациональная рознь, преступления на религиозной почве, террористические акты, убийства. Как относиться к расовым и национальным вопросам христианину? Допустимо ли ненавидеть представителей некоторых рас? Как реагировать, если христиан подвергают геноциду? Какое отношение имеет к нам движение Black Lives Matter? На наши вопросы ответит протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

Тень Вавилонской башни

Человеку православному очень тяжело и больно видеть, что сейчас происходит в мире: одни люди убивают других, сильные ущемляют слабых, да ещё и находят причины, которые оправдывают их поступки. К сожалению, так было во все времена. Всё началось тогда, когда один брат убил другого только потому, что позавидовал ему. Всё это говорит о безбожии, об отступлении от Бога — в этом случае человек становится игрушкой в руках дьявола, который «был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44). Именно он внушает людям чувство гордости, из-за которой появляются различные формы превосходства одних над другими.

Проблемы сегодняшних дней — это продолжение событий тех лет, когда люди попытались построить Вавилонскую башню. В Библии сказано, что до того на всей земле был один язык и один народ. Мы не можем сказать, какой национальности был Адам, потому что тогда национальностей не существовало. А после Всемирного потопа люди разделились. Это случилось, когда они собрались построить город, а в нём — гигантскую башню. Причём это не было обусловлено желанием обустроить свою жизнь и тем более — прославить Господа Бога. Это было богоборческое желание, порождённое гордыней и стремлением показать, кто на земле главный. Так что разделение по расовому, национальному, языковому признаку — это результат всё более глубокого грехопадения человека. Почему так произошло? Возможно, Господь рассеял людей, чтобы они не безумствовали, чтобы из этого рассеяния родилась вера в Единого Истинного Бога. Все, кто ратует за любые разделения между людьми, стоят на богоборческих позициях. Именно в этом заключается корень всех зол.

Новая этика Евангелия

В Новом Завете нам даны основы новой этики. Апостол Павел говорит и о своей национальности, и о гражданстве: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила» (Деян. 22:3). Однако он же первый сказал во всеуслышание, что «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колосс. 3:11). Он говорит, что нет никаких отличительных особенностей одного человека от другого, что во Христе рождается новый человек.

Когда люди отвергают своё нечестие, начинают строить свою жизнь по заповедям Христовым, от них отходит всякая ненависть. У них нет необходимости ненавидеть своего брата, стремления его как-то унизить, ограничить свободу или забрать жизнь. Вера в Единого Истинного Бога — это единственное, что может объединять людей. Святой Иоанн Богослов учит, что дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего (1 Ин. 3:10). И ещё: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин.3:15). Вот почему мы должны относиться друг к другу так, как учат апостолы. Если человек не ставит перед собой задачу обретения жизни вечной, если не видит, что благодать Божия спасительна для всех, тогда он придумывает всякие оправдания тому, чтобы обеспечить себе жизнь за счёт других. Тогда рождаются и ксенофобия, и расизм, и фашизм, и национализм, и антисемитизм, и многие другие «-измы», которые приводят к трагическим событиям в истории человечества.

Кишинёвский погром 1903 года

Кишинёвский погром 1903 года

Может ли христианин ненавидеть евреев, потому что они «Христа распяли»?

«Христианин» и «ненависть» — это слова несопоставимые, более того: взаимоисключающие. Если ты христианин, значит, не можешь ненавидеть ни евреев, ни цыган, ни кого бы то ни было ещё. В интернете можно найти материалы об истории антиеврейских погромов в России. Там приведено высказывание святого Иоанна Кронштадтского по поводу погрома, произошедшего в Кишинёве в 1903 году. Он пишет: «Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию. …Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому. …И когда же оно свершилось? На Пасхальной неделе, когда вся тварь разумная небесная и земная, ангелы и верные христиане ликуют о воскресении Христа из мертвых».

Очень важное наблюдение высказал преподобный Иоанн. За большинством таких явлений и раньше, и сейчас стоят люди, которым плевать и на русских, и на евреев, и на украинцев, и на все религии. Как говорил апостол Павел, «их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:19). Они рисуют или публикуют карикатуру на пророка Мухаммеда, тем самым подстрекая мусульман к мести — и получается то, что мы видим сейчас во Франции. С одной стороны — лишать жизни, причём таким страшным способом, — недопустимо, с другой — Евангелие учит: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Если бы люди жили по Священному Писанию, они обязательно прочитали бы там: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:3-5). Те люди, которые издают газеты с карикатурами и провоцируют убийства, — люди несмысленные, рабы похоти, ненавидящие друг друга. А нам нужно возлюбить ближнего как самого себя, возлюбить его во Христе, не видя никаких различий между собой и ним.

Надо быть честными с собой. Порой христианин говорит, что в его бедах виноваты евреи, и призывает к погромам потому, что сам не хочет работать. Но когда он из рогатки по воробьям стрелял, еврейский мальчик учил математику. Когда он с друзьями пиво пил, тот же еврейский мальчик поступал в институт. Что же удивительного в том, что однажды еврейский мальчик станет директором завода, а тот, второй, не получит профессии? А потом он мстит ему за «угнетение». Так находятся силы, которыми питается любой раскол. Но, повторю, это выгодно в итоге лишь дьяволу. Это он делает всё, чтобы люди жили в ненависти, ведь в этом случае в них не живёт благодать Божия, спасительная для всех. Потому и происходят войны и распри. И потому мы, христиане, должны терпеть и стараться смотреть на такие ситуации с точки зрения вечности. Нам лучше немножечко потерпеть здесь, чем лишиться Царствия Небесного.

«Как только ненависть входит в сердце, Христос уходит оттуда»

Вспомним события недавних лет, когда боевики ИГИЛ (организация запрещена как экстремистская) убили в Ливии коптских христиан, больше двадцати человек. Это были юноши, чья вина заключалась лишь в том, что они исповедовали христианство. В то время прошла целая череда разных терактов, было взорвано несколько храмов. Коптский Патриарх сказал тогда такие слова: «Если вы будете разрушать наши храмы, мы будем молиться на улицах, но убивать вас мы не станем. Можете убивать нас, но вы всё равно не достигнете того, чего хотите». Вот в этом — суть веры Христовой: не озлобиться, не поднять руки на своего брата, не дать ненависти поселиться в душе. Потому что как только ненависть входит в сердце, Христос уходит оттуда. А кто мы без Христа? — никто. Вот поэтому человек должен бороться со всевозможными фобиями, которые ведут его к озлоблению.

Единственные, кого Священное Писание рекомендует избегать — это еретики: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10-11). Однако еретик — это не национальность. Им может быть и твой собрат, и даже родственник. Опять же, нас не призывают его бить или проклинать, а только отвращаться — и даже не его самого, а его пагубного учения. Христианству в принципе не свойственно ненавидеть, ранить и тем более убивать. Христос учит нас любить даже врагов своих. Истинный христианин не должен иметь врагов.

Плоды протестов BLM в Балтиморе, США

Плоды протестов BLM в Балтиморе, США

Когда говорят, что христиане ненавидят — это не христиане, это люди, которые исказили свою веру. Недоучили, недопоняли, недочитали, что-то не так применили. Это люди несмысленные, заблуждающиеся и непокорные, потому что человек, который идёт за Христом, не может никого убивать — иначе не было бы столько мучеников, на крови которых снова и снова возрождается наша Церковь. Она ведь надмирная, она не имеет национальности или расы. Нет Церкви для русских или для украинцев, для грузин или для евреев. Она над этим. Евангелие проповедуется всей твари, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10). Церковь — это единство всех людей на земле, которое обеспечивается не местом проживания, не языком и не национальностью, а только верой. И эта наднациональность нашей веры свидетельствует, что никакое унижение человека человеком не может быть христианским. Церковь всегда была против него, и истинные христиане будут против него. Они станут проповедовать любовь и приятие не столько словами, сколько всей своей жизнью.

Нужно ли просить прощения у тех, кого мы не угнетали?

У некоторых христиан есть чувствительность к греху, совершённому не ими. То каются в убийстве царской семьи, то в угнетении чернокожих. Что сказать, люди нередко любят каяться в том, чего они не делали, а когда укажешь на их истинные проблемы — им кажется, что это к ним не имеет никакого отношения. Это ложное чувство стыда и раскаяния. Хотя можно ведь разобраться в происходящем по-христиански. Перед нами ситуация, когда более развитый человек угнетает менее развитого, эксплуатирует его жестоко. Надо подумать: а не происходит ли того же в моей жизни, не эксплуатирую ли я кого-то? Будучи, возможно, более развитым, не угнетаю ли своих братьев и сестёр? Будучи работодателем, не ставлю ли я работающих на меня людей в рабское положение? И вот тогда, найдя в своей жизни конкретные проблемы, надо каяться. А исповедоваться в том, чего вы не совершали, очень удобно. Это та же ситуация, как если люди говорят: «Я каюсь во всём». По сути, такие люди ни в чём не каются.

Грань между добрыми и злыми поступками очень тонкая, и порой так непросто разглядеть свои грехи. Сейчас эксплуататоров ничуть не меньше, чем было раньше. Разве наши пенсионеры не в рабском положении? Разве не эксплуатируют повсюду труд рабочих? Так к чему же говорить об Америке, если у нас своих угнетаемых хватает? Надо каяться в своём, только это имеет смысл как для души человеческой, так и для его ближних. Если вас задевает судьба чернокожих за рубежом — посмотрите внимательно на свою жизнь. Возможно, вы не хотите видеть угнетателя в самом себе.

Записала Екатерина Щербакова

http://gorlovka-eparhia.com.ua/stoit-li-nam-vinit-vo-vsyom-evreev-i-kaya...