СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ: БОГ ПРИШЕЛ, ЧТОБЫ ВСТРЕТИТЬСЯ ЛИЧНО С ТОБОЙ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

15 февраля Церковь празднует великий двунадесятый праздник Сретения Господня. Слово «сретение» переводится с церковнославянского языка как встреча. Т. е. Сретение – это Встреча с Богом.

Кто в мире и вообще в мировой истории самый несчастный человек? Это человек, который не захотел встретиться с Богом. Если говорить личностно, то это, конечно, антихрист, который должен прийти. Ведь не только он не захочет встретиться с Богом, но и будет противиться Ему, подобно хозяину своему сатане, и других многих людей соблазнит. И сам захочет, опять же подобно диаволу, воссесть в храме, как бог (см. 2 Фес. 2:4).

Святой апостол Иоанн Богослов всех вообще обольстителей, которые пытаются совратить человечество и увести людей от истины, называл антихристами: «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Ин. 1:7).

Разберем этимологию слова «антихрист». Оно, как и многие греческие слова, двусоставно. Приставка «анти» не обязательно имеет отрицательное значение. Она может обозначать «напротив», «вместо» (например, слово Антипасха – т. е. в хронологическом смысле неделя, лежащая напротив, после Пасхи). Но и, конечно, в большинстве случаев приставка «анти» употребляется в отрицательном значении, как слово «против». Синонимом его можно выбрать слово «противник». В данном случае слово «антихрист» имеет явное отрицательное значение. Антихрист – это противник Христа, т. е. человек, противящийся Богу. Мы знаем из Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, что будет такой человек, который станет историческим антихристом. Он объединит вокруг себя людей и начнет самую страшную в истории войну против Бога и Его Церкви. Но, по слову того же святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и другие люди-богоборцы получают наименование «антихристы».

И вот это, конечно, самые несчастные люди на земле, которые еще здесь, в земной жизни горят в адском пламени страстей: злобы, ярости, ненависти, гордыни и пр. Эти страсти пожирают их, как пламя. И гордыня их не позволяет им повернуться к Богу лицом, потому что они сами хотят быть богами. И за это хотение диавол и ловит этих несчастных, каждого на свое удилище греха.

На другой стороне, так сказать, оси бытия счастливые люди. Люди, которые в своей жизни встретили Бога. И Первая из них – это Пресвятая Богородица, Которая наиболее тесно общалась и взаимодействовала с Господом: Она родила Богочеловека. На этой стороне и другие святые. А кто такие эти святые? Это люди, у которых в жизни произошла Встреча с Богом. Создатель открылся им и соединился с ними, вошел в них, и они стали проводниками на земле Божьей воли и Божьей любви.

И вот это пронзительнейшее и блаженнейшее соединение Бога и человека является величайшим и совершенно ни с чем не сравнимым счастьем! Это настоящее сретение! О нем очень трудно рассказать, его надо только пережить. И это величайший дар Божий! Встретиться с Богом и лицезреть Его.

Здесь я не буду полагаться на свой очень скудный и довольно грешный духовный опыт, наполненный падениями, обратимся к житиям святых. Я выбрал святых, которые довольно приближены к нашему времени. К примеру, преподобный Силуан Афонский (умер в 1938 году). Совершенно великолепно его житие описано учеником аввы архимандритом Софронием (Сахаровым) в книге «Старец Силуан Афонский». Обратимся к этой книге.

К примеру, преподобный Силуан слышал голос Пресвятой Богородицы, «голос, который по своей сладости и красоте был совершенно необычный. Действие, им произведенное, при всей своей тихости и сладости было потрясающим».

Наконец, уже на Святой Горе Афон ему является Сам Бог. Вот как это описано в книге: «В момент явления ему Бога он всем своим существом был “извещенˮ, что грехи ему прощены. Исчезло адское пламя, что гудело вокруг него, прекратилась адская мука, которую он испытывал в течение полугода. Теперь ему было дано переживать особую радость и великий покой примирения с Богом; его душой овладело новое сладостное чувство любви к Богу и к людям, ко всякому человеку… Познавшая свое воскресение и увидевшая свет подлинного и вечного бытия, душа Симеона первое время после Явления переживала пасхальное торжество. Всё было хорошо: и мир великолепен, и люди приятны, и природа невыразимо прекрасна, и тело стало иным, легким, и сил словно прибавилось, и слово Божие радует душу, и ночные бдения в храме и особенно молитвы в келлии наедине – стали сладостны. От избытка радости душа жалела людей и молилась за весь мир».

Вот что такое подлинное Сретение Господа нашего Иисуса Христа и души человеческой, более всего в жизни жаждущей встречи с Ним.

Или пример из жития другого великого афонского подвижника – преподобного Паисия Святогорца (умер в 1994 году). Когда ему явилась Пресвятая Богородица.

На Афоне существует древний монашеский закон, когда монахи, подвизающиеся в относительном отшельничестве, обязаны в субботы перед воскресным днем выходить из калив (с греческого «хижина») и приходить в монастырские храмы для воскресного всенощного бдения и следующей за ним Литургии. Это было нужно как для духовной жизни монахов-отшельников (они исповедовались и причащались Тела и Крови Христовых), так и для наблюдения за ними игуменов и братии. Не уклонился ли их брат-отшельник в прелесть или другие духовные, а возможно, и психические отклонения? Не нуждается ли он в физической медицинской помощи?

И вот преподобный Паисий Святогорец не явился на воскресную службу в назначенный срок. За ним был отправлен к его каливе монах, который нашел старца сидящим в келье с блаженным сияющим лицом. Авва сидел совершенно неподвижно, словно бы замер, словно бы пребывал не здесь. И огромная, невыразимая словами духовная радость сияла на его лице. Потом от действий собрата монаха он очнулся и поведал, что к нему приходила Пресвятая Богородица, Которая вручила ему просфору и кисть винограда. Их он держал в руке. На вопрос собрата, как выглядела Пречистая, преподобный ответил, что так, как Она написана на Иерусалимской иконе Божьей Матери.

И вот здесь, братья и сестры, мы должны понять, ради чего мы молимся, каемся и постимся. Вот как раз ради этого! Ради сретения-встречи с Господом нашим Иисусом Христом. Вспомним одну из заповедей блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Упорно очищая свое сердце, мы верим, что однажды случится чудо и в него соизволит войти Господь. Как некогда Он был внесен в Иерусалимский храм и возвышен руками святого праведного Симеона Богоприимца под его сводами перед всем человечеством. Спаситель пришел, чтобы встретиться со всем человечеством. С каждым из нас. Главное, чтобы ты сам понял, что это Сретение Господне, эта встреча Бога и лично тебя есть самое важное событие в твоей жизни.

Протоиерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/sretenie-gospodne-bog-prishel-chtoby-vst...