Спиридон Тримифунтский и притча о званных на брачный пир. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Спиридон Тримифунтский и притча о званных на брачный пир

Сегодня, в день памяти Спиридона Тримифунтского, мы слышали Евангельское чтение дня, посвященное «Притче о званных на брачный пир». Не один раз в Священном Писании Царство Божие символически представляется в образе пира, застолья, веселой радости. Как это не похоже на то представление о вере, какое всегда навязывало людям безбожное секулярное мировоззрение. Мамы боятся, чтобы их дети «не ударились в религию», потому что их жизнь станет мрачной, безрадостной, а из них вырастут закомплексованные, неспособные к выживанию в социуме маргиналы. 

Подобное представление о христианстве бытовало в то время, когда близкие забирали у детей игрушки, потому что, по их мнению, они христианским детям были не нужны, как это описывал английский писатель Джон Рескин. Методистские школы запрещали детям играть, поскольку смех и даже улыбки не соответствуют этой вере и поведению. 

А Слова Христа из этой притчи «Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда..» в средние века стали оправданием насилия против тех, кто еще не понял, что надо «правильно верить». Насилие для обращения в христианство стало юридической нормой для пыток еретиков, уничтожения и продажи в рабство туземцев Африки и Америки, для заключения в мрачные подземелья тех, кто не соглашался с мнением «официального христианства». 

Хозяин пира, по этому представлению, – палач, который зажимает в «испанские сапоги» ноги тех, кто не желает идти к нему на торжество. Если бы Бог хотел нас заставить повиноваться каждому его слову, то Он не дал бы нам дар свободы и возможности выбора. Ему бы не было необходимости нас заставлять, Он мог бы создать послушных и управляемых биороботов. Но Бог нам дал возможность и право не только любить Его, но и отказаться от этой любви. 

Но вернемся к содержанию притчи. Выходит довольно странная картина. Людям Хозяин Пира предлагает вместо работы, забот, попечений – дармовой праздник навсегда. Ради чего приглашенные покупали поле, землю, волов? Ради того, чтобы иметь достаток и благоденствие. Но это все им дано в образе пира, без трудов и забот. Ради чего приглашенный заключал брак, создавал семью? Ради того, чтобы иметь в доме защиту и любовь. И это дает Хозяин Пира в избытке. Так в чем же дело? Почему мы отказываемся от праздника, приготовленного нам Богом, и предпочитаем иметь заботы и печали этого мира? Причин несколько, но все они выливаются в одну – наше неверие. Мы утратили свойство слышать Бога, доверять Ему, жить в уверенности о том, что все сказанное в Евангелие имеет силу непреложного закона. Наше неверие наложило на глаза наших душ бельма, и мы живем в темноте и сени вечного мрака. 

У современного нам поэта Тимура Кибирова есть по этому поводу такие строки:

Бельма мутные тараща, усиками шевеля,
Роемся в тебе все глубже, наша мать сыра земля.
Наша тьма сыра могила, наш родимый морок – мрак.
Хоть убей, ни зги не видит атрофированный зрак.
Свете тихий, свете ясный, незакатный Божий свет.
Все мы про тебя читали, но тебя в помине нет!
Сумрак умопомрачения, тьмы и тьмы и тьмы во мгле,
И бега тмутараканьи во кладбищенской земле.
Нету, нету ! Ни просвета, ни единой щелки нет!
И не надо! Слишком страшен тот неугасимый свет!
Слишком он огнеопасен для кромешного жилья
Убаюкан тьмой-мамашей затворил зеницы я.
Слишком поздно. Глубже, глубже зарывайся, злая тварь,
И, покуда свет не грянул, покайфуй и покемарь.

Наша душа похожа на растение, которому нужно солнце Благодати Божией. Если этого солнца нет, то в безбожном мраке она вянет, слепнет, ссыхается и умирает. А если она растет в условиях максимально благоприятных, то вырастает до высочайших вершин Богоподобия, какие мы видим в жизни прославленных святых. 

36171.x.jpg

Один из них – святитель Спиридон Тримифунтский, память которого мы сегодня празднуем. Описывать свидетельства той благодатной, чудесной помощи, которую получают и получали люди по молитвам к этому старцу, можно бесконечно. Мне рассказывали очевидцы, а их была целая группа, как стеклянный пузырек одной паломницы на их глазах стал наполняться маслом, которого ей не досталось от лампады святого. 

Во время Второй мировой войны жители острова Корфу прятались от бомбардировок в храме, где находились мощи святого Спиридона. И, несмотря на то, что бомбардировщики летали очень низко, так как на острове не было противовоздушной обороны, ни один снаряд не попал в храм. Даже окна все остались целы. Более того, люди видели, как без видимых причин падающие бомбы меняли свою траекторию, и вместо того, чтобы попадать в дома, сваливались в море. 

Много можно говорить об этом святом. Свидетельства о его чудесах занимают сотни страниц. Это пример человека, который отозвался на призыв Хозяина прийти на его Пир. Войдя в эту обитель радости и света, он получил все, что даровал ему Бог, пригласивший на этот праздник. Мы, увы, похожи на людей, которые сидят в мокром, темном и сыром подвале, куда сверху бросают веревку и кричат «Вылезайте, здесь тепло и солнечно, здесь вам накрыт стол, и приготовлен праздник». Но это же надо лезть вверх по лестнице! Это высоко, страшно, опасно и, как часто еще говорят, « а кто его знает, что оно там…». 

Да, на самом деле нам сложно судить, «что там». Так и один из братьев близнецов в утробе матери, как говорит притча, оспаривал существование «белого света» по той причине, что «оттуда еще никто не возвращался…» Но на самом деле «оттуда» нам возвращается любовь святых, которые последовали из «отсюда» – «туда». И реальность этого свидетельства очевидна из чудес святителя Спиридона Тримифунтского, память которого мы сегодня светло празднуем.

http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/spiridon-trimifuntskiy-i-pritc...