Специалисты Эрмитажа установили авторство картины "Вавилонская башня"
Кто построил "Вавилонскую башню"? Речь о картине фламандской школы XVII века из коллекции Государственного Эрмитажа. Атрибуция полотна заняла шесть лет – и оказалось, что это работа не одного мастера. Алексей Комаров продолжит.
Изображений этого библейского сюжета в западноевропейском искусстве так много, что когда в 1946 году в качестве репараций безымянная картина поступила в Эрмитаж, то хранители написали следующее. "Произведение неизвестного фламандского художника "Строительство Вавилонской башни". Несмотря на то, что картина поступила в хорошем состоянии, пребывание в последние годы войны в сыром помещении все-таки дало о себе знать", – сообщила зам. заведующего отделом научной документации Государственного Эрмитажа, куратор выставки Анна Апонасенко.
Из-за сырости краска безымянного шедевра отслоилась от деревянной основы. Для произведения искусства – это приговор. Больше 70 лет полотно хранилось в запасниках. И только в 2017 году появилась возможность его детально исследовать. После установили автора – Тобиаса Верхахта. Именно он нарисовал башню и ландшафт. Впрочем, это было только начало, без преувеличения, мирового открытия. "Согласно фламандской традиции подобные картины писались двумя художниками. Ландшафт и башню, как правило, писал пейзажист, а фигуры – мастер изображения стаффажа, исторический живописец. В данном случае мы столкнулись с уникальной историей, когда фигуры писали сразу четыре художника", – рассказала научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства, куратор выставки Алиса Мезенцева.
Эти фигуры в левой части картины писал сам Ян Брейгель Старший. Каменотесов, цыганок и мифического царя Нимрода нарисовал Хендрик де Клерк. Эти бесчисленные образы справа на втором и третьем планах написал Абель Гриммер. Почти все художники работали при дворе эрцгерцога Альберта, испанского губернатора Нидерландов. Именно он предположительно в 1606 году и заказал полотно. Для человека XVII века сюжет картины был известен. О строительстве Вавилонской башни рассказывается в Ветхом завете. Эту историю знал каждый. Для современного зрителя сюжет уже не так очевиден. Но можно взять телефон, навести на QR-код и узнать подробности о любом фрагменте.
По традиции XVII века картину писали на дереве. Это один из самых капризных материалов. Дело в том, что верхние доски давили на нижние. Так, например, уже в XVIII веке реставраторам пришлось заново нарисовать голову царю Нимроду. Она просто отслоилась. Чтобы этого больше никогда не произошло, специалисты убрали старый лак, укрепили изображение и сделали новую раму. Фактически реставраторы не только дали шедевру имя, но и вторую жизнь. Со временем картина войдет в постоянную экспозицию Государственного Эрмитажа.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии