СОУЧАСТИЕ В БЛАГЕ. Священник Димитрий Шишкин
Пеликан, кормящий своих птенцов. Один из символов благотворительности
В чем заключается истинная благотворительность? Только ли в пожертвовании нуждающимся излишних средств и имущества? Кого можно назвать истинными благотворителями в истории нашего Отечества? Об этом размышляет священник Димитрий Шишкин.
Никто не благ, как только один Бог.
(Мф. 19: 17)
Истинная благотворительность – это соучастие в любви и благости Божией. Именно так – соучастие, потому что без Бога ничего подлинно доброго творить невозможно. А для этого нужна и вера, конечно, и смирение, и сострадательное, милосердное сердце. Воспитание человека, обладающего такими качествами, и есть важнейшая задача не только Церкви, но и государства.
На днях в Симферополе, в культурно-просветительском центре «Родное слово», состоялась встреча с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой – вдовой племянника последнего русского императора, страстотерпца царя Николая II. Речь шла о благотворительности, о духовном и нравственном возрождении России. Не вдаваясь в подробности, скажу только, что Ольга Николаевна со своим супругом Тихоном Николаевичем в начале 1990-х создала благотворительный фонд имени великой княгини Ольги Александровны и много сделала для помощи соотечественникам в те непростые годы. Действует фонд и сейчас. Рассказав о традиции широкой благотворительности в доме Романовых и о деятельности фонда, Ольга Николаевна завершила свой доклад такими словами:
«Нынешняя Россия – богатая страна, в которой много не только природных ископаемых, но и состоятельных людей, крупных фирм с огромным капиталооборотом. Дело благотворительности должно утверждаться здесь, сейчас, именно в самой России, а не за счет надежды на зарубежную помощь, как это было до недавнего времени. Богатые люди, богатые фирмы, которые составили свои состояния в значительной степени за счет обнищания громадного большинства русского народа, народов России, должны осознать эту простую истину. Наша задача – будить совесть в русском сердце, напоминать о вечных ценностях человеческой души и человеческой жизни. В прошлом наши купцы оставляли значительный след своей щедрости и доброты. Будем подражать и им тоже. Хочу закончить свое выступление библейскими словами: “Рука дающего не оскудеет” (ср.: Притч. 19: 17; 28: 27)».
Благотворителем может быть и нищий, поделившийся с молитвой последней полушкой со страждущим собратом
Несомненно, говоря о благотворительности, мы в первую очередь подразумеваем обращение к людям состоятельным, но благотворительность в широком смысле – это понятие более глубокое, чем пожертвование «излишних» средств или имущества. Потому что может показаться, что этот вопрос относится исключительно к людям состоятельным, а нам лишь остается им об этой их обязанности напоминать. И это, конечно, нужно и хорошо, но в собственном смысле благотворительность обязательно связана с верой, потому что истинно благ только Господь и истинным благом является только тот дар, который исполнен благодати Духа Святого. И в этом смысле благотворителем может быть и нищий, поделившийся от сердца и с молитвой последней полушкой со страждущим собратом, по образу бедной вдовицы, лепта которой превзошла по значимости все таланты людей состоятельных. И мы, конечно, должны об этом в первую очередь говорить и этому учить подрастающее поколение. Потому что мысль о том, что, пока я сам нищий, о какой благотворительности может идти речь, – мысль не только ложная, но и лукавая, как, впрочем, и всякая ложь. Потому что человек, не приученный к делам веры, милосердия и благотворительности сызмальства, конечно, не станет благотворить и в зрелом возрасте, даже если Господь сподобит его достигнуть большего или меньшего материального преуспеяния. И даже если, будучи человеком состоятельным, он скрепя сердце вынужден будет в силу тех или иных обстоятельств делиться крохами своего «неправедного богатства» − можно ли будет это назвать благотворением в собственном смысле этого слова, в значении доброхотного и бескорыстного участия человека в благости Божией?
Итак, вопрос благотворительности в широком смысле – это не вопрос «принудительного вытряхивания» богатой мошны, как к этому относились, да и сейчас еще относятся, например, коммунисты, а вопрос воспитания и возрождения культуры благотворения, именно культуры, основанной на понимании и исполнении заповедей милосердия и сострадания, воздержания и любви, как совершенно необходимых и обязательных условий христианской жизни.
Важно возвратить нашему народу понимание реальностей монаршего правления
И в этом свете миссия Ольги Николаевны, конечно, неоценима и важна. Я имею сейчас в виду не только миссию самой благотворительности, а миссию восстановления исторической правды, повествование о традициях благотворения в доме Романовых. Этот рассказ важен с просветительской точки зрения, с точки зрения постепенного возвращения нашему народу понимания реальностей монаршего правления, а в более широком смысле – познания действительных ценностей жизни, что особенно важно в среде подрастающего поколения. И вопросы образования, воспитания и культуры в традиционном для нашего Отечества – христианском и православном − контексте – это дело именно первостепенной важности. Потому что при всей важности экономической, законодательной и юридической составляющей в жизни общества главным, несомненно, остается духовное содержание жизни человека – христианина и гражданина своего Отечества. А это содержание само собой не появляется, оно появляется в результате последовательного труда множества людей, начиная от родителей, педагогов, друзей и заканчивая государством. Так что дело христианского просвещения можно назвать не частным делом Церкви, но делом общегосударственного значения.
Говоря о благотворительности, скажем и вот еще о чем. Ольга Николаевна подняла вопрос о возвращении исторического названия имению Ай-Тодор в Крыму, где родился ее супруг (ныне это санаторий им. Клары Цеткин). В этой связи хочется затронуть болезненную, но важную тему переименования населенных пунктов, улиц и площадей, носящих имена людей, либо искусственно превознесенных по идеологическому принципу, либо запятнавших свою совесть тяжкими преступлениями, которым оправдания нет и не может быть. Говорят, что дело это хлопотное и затратное, но хлопотно и затратно также обучение детей, например, или содержание домов престарелых… Но никому же не приходит на ум отказаться от обучения или заботы о немощных только потому, что это затратно. Очевидно, что дело в другом: насколько важно и нужно это переименование? И главная необходимость здесь, как думается, состоит в перемене отношения к «героям, притянутым за уши», с одной стороны, и к возвращению из забвения людей действительно достойных, но в силу идеологической конъюнктуры в свое время «задвинутых» в дальние ящики архивных столов. Это вопрос не только исторической справедливости, но и вопрос причастности правде, если угодно, вопрос духовного и нравственного опамятования. Дело даже не в самом переименовании, а в широком понимании и ясном осознании в народе своих действительных героев, служителей правды. И здесь мы можем говорить не только о героях ратных, но вообще обо всех людях, доблестно и честно послуживших прежде всего Христу, а также и во славу Отечества, потому что самозабвенное служение Христу и означало у нас всегда подлинное служение Отечеству. Это опять же важно понять, потому что находятся доброхоты, желающие отделить понятие России, Отечества, Родины от христианства и христианского служения. Этим людям надо напомнить, что Отечество наше изначально формировалось как общность людей, служащих Христу в реальных географических, исторических и культурных условиях. И из этого служения вырастало век за веком то, что мы имеем счастье именовать Святой Русью и любезным нашему сердцу Отечеством.
Хочу привести только один частный, но вполне характерный пример. В Симферополе существует Свято-Троицкий монастырь (бывшая греческая церковь), известный тем, что там много лет служил, а ныне почивает мощами святитель и исповедник Лука (Войно-Ясенецкий). Многие посетители монастыря обращают внимание на ряд древних колонн и глубокий просторный погреб с внешней его стороны. Краеведы справедливо называют эту древнюю часть монастыря «греческими торговыми рядами». Одно время мне посчастливилось поработать в архиве, составляя летопись нашего монастыря. И вот я обнаружил свидетельства об удивительном и достойном поминания и (если угодно) почитания человеке.
По завещанию К. Барако церкви отошли здания, доход от которых на протяжении 100 лет позволял содержать не только причт, но и школу
Купец Константин Яни Барако родился в 1752 году на греческом острове Негропонт (Эвбея) и принадлежал к древней дворянской фамилии. Во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов он восемнадцатилетним юношей, «из усердия к единоверной державе», оставил имение и родственников и «вступил в воинскую Ея Императорского Величества службу». Участвовал в легендарном Чесменском сражении, штурме и осаде неприятельских городов и множестве сухопутных и морских операций. Уйдя в отставку после более чем 20-летней добросовестной службы, Константин Барако открыл в Симферополе собственную торговлю. В 1790 году он приобрел землю, на которой построил торговые ряды с погребом, те самые, которые до сих пор составляют характерную деталь монастырского комплекса. На участке Константина Барако и был воздвигнут впоследствии Свято-Троицкий храм. Авторитет этого человека был столь высок, что он долгие годы вместе с другим ктитором – Саввой Юрьевым − являлся хранителем приходской казны. По его духовному завещанию в 1816 году Свято-Троицкой церкви отошли здания, доход от которых на протяжении 100 лет (!) позволял содержать не только причт, но и церковно-приходскую школу, которая так и называлась – «Бараковской». Это было двухклассное учебное заведение, размещавшееся на территории храма. В 1909 году в нем обучалось 64 мальчика и 64 девочки. Кроме Закона Божьего, в школе преподавались церковнославянский, русский и греческий языки, а также математика, пение и рукоделие. Увы, в 1918 году школа была закрыта. О судьбе храма и священства в страшные первые десятилетия советской власти нечего и говорить. Это были воистину тяжкие времена. Имена многих тысяч честнейших и достойнейших людей своего времени были преданы оболганию и забвению…
Эти времена, слава Богу, прошли, но на смену им пришли не менее страшные времена проповеди равнодушия, цинизма, крайнего плотоугодия и жажды наживы. Со всех сторон нам представляют «новые» образцы для подражания и «новые» фальшивые ценности, как будто не было и нет у нас своей великой и славной истории, не было и нет своих достойных подражания предков. И равнодушие к вере, истории и культуре нашего народа, мысль, что кто-то за нас всё устроит, лишь был бы «достойный уровень жизни», – всё это крайне опасные по своим последствиям веяния. Потому что если мы будем и дальше придерживаться «психологии потребления», думая только о том, чтобы обеспечить себе комфорт и достаток, если будем считать, что главное в жизни именно это, то очень скоро окончательно попадем под влияние людей, совершенно лишенных представления о высотах человеческого духа, но зато умеющих нас держать на «коротком поводке» сластолюбия и плотоугодия. И это будет ничем иным, как следствием пусть не сразу, но в широком охвате произошедшей в обществе перемены сознания и следствием нашего выбора. Невозможно человеку и народу в целом избежать того или иного влияния, и сегодня наш народ стоит на перепутье: под чьим влиянием мы будем строить нашу дальнейшую жизнь – под зорким присмотром «старшего брата» из евроатлантических структур или пред всевидящим Оком благого Бога?
Без отделения добра от зла нам не обойтись, если мы хотим понимать, каким должно быть наше Отечество
Наша жизнь во вседержавном охвате будет такой, какой мы сами будем ее создавать и строить по благословению или попущению Божьему. И если мы хотим, чтобы это строительство совершалось на надежном и прочном фундаменте, то нам нужно приложить все усилия к тому, чтобы как можно большее число россиян пришло к осознанию того, что другого пути у России, кроме возвращения к Богу, нет. И сколько имен достойнейших и воистину добрых людей, но людей скромных, не «прославившихся» словесной трескотней, бунтами, переворотами и массовыми казнями, – сколько имен таких людей пребывает в забвении, в то время как пример и опыт их жизни мог бы послужить путеводной звездой для всех нас, а особенно для подрастающего поколения. Пора нам возвращаться к ясному пониманию, что именно есть добро и кого можно назвать действительными благотворителями в истории нашего Отечества, а кого − губителями и разрушителями. И без этого отделения добра от зла нам не обойтись, если мы хотим понимать, каким должно быть наше Отечество в перспективе своего развития и в каком направлении нам всем надлежит трудиться и двигаться.
Мы все без исключения призваны к благотворительности, только понимаема она должна быть не только в узком значении материальной помощи нуждающимся, но и в духовном, нравственном смысле, в значении соучастия в любви Божией. Будем помнить, что подлинное благо – это то, что делается без корысти явной или тайной, материальной или душевной, то, что делается ради Христа, ради торжества Его любви, красоты и истины. И наша общая задача заключается в том, чтобы возродить понятия и представления о подлинном благородстве, о духовной и нравственной красоте, вернуть из забвения имена и образы людей, честно и самоотверженно служивших Богу и людям. И это наше общее дело, дело важности чрезвычайной, потому что плоды его – это будущее нашего Отечества, причем в перспективе ближайших десятилетий.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии