Соборование: профилактика болезней тела или таинство исцеления души? Протоиерей Владимир Пучков
О заблуждениях вокруг таинства Соборования.
«Русь крещена, но не просвещена», – писал некогда Лесков. И хотя нас от времени, в которое жил писатель, отделяет всего сто с небольшим лет (по историческим меркам – всего ничего), разница между его миром и нашим, без преувеличения, огромна.
Взять хотя бы тот факт, что во времена Лескова грамотность была далеко не само собой разумеющимся явлением, а, скорее, привилегией для немногих. Сейчас, напротив, неграмотного человека если днем с огнем и сыщешь, то не иначе как где-нибудь в отдаленно стоящем цыганском таборе, да и то не в каждом.
Мало того, ни в какое другое время человеку не было доступно такое количество информации, как сейчас. Причем доступно абсолютно свободно, возможно, даже чересчур свободно. Вот уж, казалось бы, в эдакие-то времена такой порок, как невежество, должен потерять всякую актуальность. Право же, откуда взяться невеждам, когда все повально грамотны, высшее образование имеет каждый первый с половиной, а книги даже печатать не нужно – заходи в Интернет и читай сколько угодно хоть с монитора, хоть с телефона, хоть с электронной книги?
Ан нет! Как оказалось, количество невежд вовсе не пропорционально количеству не умеющих читать. Оно, скорее, пропорционально числу тех, кто читать не хочет. Впрочем, и те, кто читать не прочь, общую невеселую картину разбавляют мало: за прошедшие десятилетия наш народ изрядно подрастерял такое свойство, как культура чтения. И те, кто все еще не утратил желания читать, далеко не всегда читают что-либо стоящее.
Короткие (и почти всегда весьма тенденциозные) новости с кричащими заголовками популярнее серьезной аналитики. Макулатура, наполненная псевдонаучными утверждениями, мифами, а подчас и явными глупостями, более востребована, чем качественный нон-фикшн, даже если последний написан простым и понятным языком. Низкопробная беллетристика пользуется большим спросом, нежели классика.
Количество невежд вовсе не пропорционально количеству не умеющих читать.
Церковь, как известно, представляет собой срез общества, поэтому процентное отношение читающих к нечитающим и имеющих культуру чтения к не знающим, что это такое, в Церкви примерно такое же, как и вне Ее.
Особенно явственно это проступает в отношении наших прихожан к таинствам. Уж казалось бы, что может быть проще, чем прочитать на эту тему что-либо написанное у святых отцов или просто авторитетных церковных писателей и раз и навсегда составить для себя правильное, согласное с учением Церкви представление о каждом из семи таинств?
Но нет, оказывается многим куда больше нравятся собственные, когда наивные, когда суеверные, а когда и в корне неправильные представления. За примерами далеко ходить не нужно. Взять хотя бы таинство Соборования. Сейчас Великий пост, время, когда Соборования проходят в каждом храме, собирая десятки, если не сотни, прихожан. Иногда бывает полезно узнать, что же приводит их к таинству.
Для одних Соборование – средство для поддержания здоровья. Нет-нет, я не ошибся. Не таинство, направленное на исцеление души и тела, а своего рода профилактика. Такой человек с серьезным видом поведает вам, что здоровых людей не бывает в принципе, что даже облысение или кариес – уже болезни, и поэтому собороваться необходимо почаще.
Некоторые даже успели придумать себе подходящую периодичность – едва ли не в каждый многодневный пост. Удивительно, но их вовсе не смущает тот факт, что буквально каждая молитва в чине Соборования содержит просьбу об исцелении от болезни и немощи. Фактической, а не предполагаемой или вероятной. Впрочем, достаточно просто не вслушиваться в то, что читают, и ничто не помешает и дальше пребывать в любимом заблуждении.
Другие по странной и непонятной причине ожидают от Соборования решения жизненных проблем. Казалось бы – где церковная молитва об исцелении всякой немощи, а где мелкие офисные интриги, не складывающаяся личная жизнь и примитивная бытовая ипохондрия? Но, тем не менее, иногда хватает случайно попавшей в церковную лавку анонимной брошюрки с наставлениями условного «старца Варнапупия», по мнению которого Соборованием решают жизненные проблемы, чтобы перечеркнуть в сознании иного даже постоянного прихожанина все, что было доселе прочитано у Антония Сурожского или Шмемана.
Некоторые даже придумали подходящую периодичность Соборования – едва ли не в каждый многодневный пост.
Вот если б им встретился какой-нибудь старец, объяснивший, что свои проблемы нужно решать самим, а не ждать, пока Бог решит то, что они могут (и должны) решить сами. И уж тем более не следует ожидать решения проблем от таинства, к этим самым проблемам никакого отношения не имеющего!
Третьи, кто пограмотнее, ждут от Соборования прощения грехов. Но не простых, а забытых и неосознанных. Я, помнится, так и читывал в одной брошюрке: «По сути Соборование – это дополнение к исповеди». Следует признать, что подобное убеждение довольно сильно укоренилось в сознании церковного люда. Настолько, что даже вошло в книги авторитетных церковных авторов. Многие даже научились параллели проводить: забытые грехи остаются непрощенными, что в итоге приводит к болезням. В Соборовании такие грехи якобы прощаются и, как следствие, больной исцеляется.
И все бы хорошо, да вот только в продолжительном чинопоследовании Соборования словосочетание «забытый грех» не встречается ни разу. Более того, дерзновение, с которым Церковь просит Бога посредством таинства исцелить больного, основывается как раз на покаянии последнего. Сознательном покаянии в конкретных грехах. Да и Священное Писание недвусмысленно говорит, что прощение грехов возможно только при условии покаяния, но возможно ли покаяние в грехах, которых не осознаешь?
Впрочем, забытые и неосознанные грехи не единственные, прощения которых могут ожидать от Соборования. Мне не раз приходилось сталкиваться со странной верой, будто Соборование способствует прощению так называемых родовых грехов, а также избавляет детей от последствий грехов родителей. Комментировать тут, по сути, нечего. Нет такого таинства, посредством которого можно было бы простить то, чего в природе нет, и не следует ждать от Соборования избавления непонятно от чего. Утверждать, что дети отвечают за грехи родителей, может только тот, кто не читал Священного Писания.
Кто же читал, тот знает, что в книге пророка Иезекииля предельно ясно сказано: «сын не понесет вины отца и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем останется и беззаконие беззаконного при нем останется» (Иезек. 18:20).
Так что не стоит ходить на Соборование с целью избавиться от того, чего и так нет. Правда, тогда придется принять мысль, что жизненные невзгоды и проблемы имеют место не из-за грешных предков, а по нашей же собственной вине, и начать строить жизнь в соответствии со столь неудобной правдой, но об этом не здесь и не сейчас.
Священное Писание недвусмысленно говорит, что прощение грехов возможно только при условии покаяния, но возможно ли покаяние в грехах, которых не осознаешь?
Понимаю, что вместо выводов у вас остались одни вопросы. Зачем тогда собороваться? Кому это нужно? И как часто это делать? Отвечаю. Как уже отмечал, Соборование – таинство, имеющее целью исцеление болезней и немощей в человеке. Причем как телесных, так и душевных. Необходимым условием такого исцеления является покаяние. Глубокое, искреннее и осознанное.
Как итог, собороваться, безусловно, необходимо больным. Не запрещено это и физически здоровым, в конце концов, душевных немощей у каждого через край. Однако не следует собороваться без насущной нужды или исходя из суеверных соображений.
Что до частоты, то оптимальным стоит признать периодичность один раз в год или однажды в течение одной болезни. Во всяком случае, следует помнить, что под исцелением Церковь понимает, прежде всего восстановление целостности человеческой природы. Которому, наравне с покаянием, способствует и таинство Соборования. Причем независимо от того, полностью ли исцеляется от немощей тело.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/78390-soborovanije-profilaktika-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии