Слово Предстоятеля Русской Церкви после великого повечерия в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря (о грехе, гордости и пороках)
17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына Святого Духа.
Грех является отклонением от нормы жизни, которую учредил Сам Бог. Грех есть нарушение человеком Божиего замысла и о мире, и о человеке. И если жизнь без греха есть Божественная норма, которая была положена в основу всей жизни человека, то грех, как отклонение от этой нормы, можно сравнить с болезнью. Святые отцы так и называют грех «болезнью».
Мы все знаем, что чувствовать себя хорошо можно только тогда, когда в организме нормальная температура. Но если температура повышена или очень понижена, человек может испытывать даже некую эйфорию. Ему может казаться, что он здоров, но на самом деле его силы ослабевают, подтачиваются болезнью. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Грех есть болезнь, и как болезнь он подтачивает духовную, и не только духовную, жизнь человека. Грех разрушает человеческую личность, но не сразу это становится очевидным. Иногда совершение греха сопровождается некой эйфорией, а проявления греха — пороки — представляются нашему сознанию как нечто добродетельное, нужное, полезное.
Очень часто мы порок воспринимаем как проявление силы. Самым ярким тому примером является гордость: даже в художественной литературе, не говоря уже о массовом сознании, гордость часто представляется как добродетель. Гордость в сознании людей является практически синонимом силы, мужества, независимости человека, его достоинства. А на самом деле гордость — это самый страшный порок, в котором обнаруживается вся полнота того, что есть грех.
Чтобы убедиться в этом, нужно вспомнить, что проявлением и последствиями гордости являются такие пороки, как зависть, гнев, злоба, осуждение. А если посмотреть внимательнее на нашу жизнь и задуматься о том, что разрушает эту жизнь? Что разрушает мирные человеческие отношения? Что провоцирует грех в межличностных отношениях, напряжения и конфликты в семьях, в обществе, в международной жизни? Это те самые пороки, которые являются проявлением и последствиями гордости.
Гордый человек, будучи чаще всего завистливым, гневливым, злобным, склонным к осуждению, проявляя себя вовне через эти пороки, становится одиноким. Гордец всегда одинок. Он наслаждается своим собственным «я», поставляя его в центр бытия. Но чем больше он отстаивает свою жизненную позицию, тем больше он погружается в одиночество.
Иногда нам кажется, что благодаря порокам мы можем достичь целей в личной и служебной деятельности, в политической и экономической сферах. Всем хорошо известен такой порок, как ложь. Люди с легкостью используют ложь для достижения своих целей. Однако суть этого порока замечательно отражает наша известная пословица: «Шила в мешке не утаишь». Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Ложь всегда обнажается, и необязательно прожить всю жизнь, необязательно дожидаться прихода следующего поколения, чтобы убедиться во лжи поколения нынешнего. Чаще всего еще при жизни человека все мифы, которые он создавал о себе, вся неправда, которую он высказывал или осуществлял, обнажается, и, в конце концов, вместо достижений его ждет полное разочарование, жизненная катастрофа.
Ни один порок не приводит человека к счастью и благополучию, потому что грех, составляющий суть этих пороков, есть не Божий путь, а путь диавольский. Диавол не любит людей. Его целью является не полнота человеческой жизни, не человеческое счастье, а поражение человека, потеря свободы, закабаление в тенетах диавола. К сожалению, иногда проходит целая жизнь, пока человек, в конце концов, не прозреет и не убедится в простой истине, что счастье там, где Бог, там, где исполнение Его закона, а горе человеческое там, где торжествует порок.
Дни Святой Четыредесятницы мы должны использовать для того, чтобы бороться со своими пороками, ведь каждому, в той или иной степени, присуще все то, что проистекает из гордости человеческой. Иногда нам кажется, что мы люди совсем не гордые, но если мы кого-то осуждаем, если имеем на кого-то злобу, если мы разражаемся гневом, если мы кого-то обижаем, то причина всему этому грех в его самом ярком проявлении — гордыне. Нам необходимо использовать замечательную возможность, которую предоставляет Церковь: через Великий пост, через молитву и покаяние пытаться преодолеть все те пороки, которые присутствуют в нашей жизни, и попытаться стяжать добродетель.
Стяжать добродетель не труднее, чем стяжать порок. Иногда лишь кажется, что делать греховные дела проще и легче, чем дела богоугодные. Это совсем не так, потому что, совершая богоугодные дела, возрастая в добродетелях, мы опираемся на силу Божию. И хотя движение вверх всегда труднее, чем падение вниз, в этом движении к Небу, к Богу, в этом движении вверх Сам Господь с нами. Он протягивает нам Свою руку, и мы, опираясь на Его всемогущую десницу, можем творить великое, как учит нас святой преподобный Андрей Критский. Пусть же дни Святого и Великого поста помогут нам в нашей духовной брани со грехом и в стяжании добродетелей. Аминь.
http://www.patriarchia.ru/db/text/1093579.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии