Схиархимандрит Феодосий (Орлов) – проповедник последних времен. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Старец Ахилла, в схиме Феодосий (Орлов), архимандрит Почаевской Лавры 17.03.1906–20.06.2003. Фото: fotopaterik.org

Наша земля во все без исключения времена изобиловала святыми. Сегодня речь пойдет об одном из малоизвестных современных нам подвижников, день памяти которого – 20 июня.

Родился будущий схиархимандрит Феодосий в Сибири и имел то, что в народе называется «сибирское здоровье». Оно помогло ему не только прожить долгую жизнь, но и понести подвиги, которые мало кому были под силу.

Детство и юность его ничем не отличались от жизни таких же, как и он, сверстников. Будущий старец прошел войну, потом работал на заводе. Духовный путь его начался в послевоенные годы, когда он пешком отправился из Сибири в Киев. Дорога эта заняла у него три месяца. Только чудом Божьим он не был посажен в тюрьму за бродяжничество.

Еще в юные годы Александру (так его назвали родители) было видение. Показана была ему светлая обитель с уходящей в небо колокольней и с подземельями, где живут святые. Тогда он еще ничего не знал о Киево-Печерской лавре, но позже понял, что Бог дал ему увидеть именно этот монастырь. В сорок четыре года Александр становится послушником, а в сорок семь его постригают в монахи с именем Ахилла.

В видении показана была ему светлая обитель с уходящей в небо колокольней и с подземельями, где живут святые.

В начале 50-х годов ему было дано еще одно видение, в которое он сам боялся верить. Некая чудная Жена с архиерейским посохом подошла к нему прямо во дворе Киево-Печерской ларвы и сказала: «Ну, расскажи, что ты тут видел, что знаешь?» От смущения и растерянности монах Ахилла не знал, что ответить. «Возьми мой посох и подержись за него», – приказала ему Жена. Когда монах взял в руки посох, то его обожгло, как огнем, от макушки до пят. «Достаточно», – сказала Жена и будто растворилась в воздухе. Матерь Божия вдохнула силы в монаха Ахиллу, благословив его на трудный жизненный путь.

А далее искушения посыпались на монаха, как из рога изобилия. Неоднократно милиция арестовывала его «за бродяжничество», поскольку он не имел киевской прописки. В камере его жестоко избивали, после чего вывозили за город и бросали. Но он возвращался назад, в свою обитель. Видя, что ничего не помогает, монаха Ахиллу упрятали в психбольницу, где поместили в палату с буйно помешанными людьми. Удивленные санитары, заглядывая в глазок двери, видели странную для них картину: в одном углу сидит монах, а в другом сбились в кучу рычащие больные. Иисусова молитва монаха действовала на них, как смирительная рубашка. Они с ненавистью смотрели в его сторону, готовые убить. Бесы, живущие в этих людях, не выносили звуков этой молитвы. Что претерпел монах в больнице, так и осталось неизвестным.

Как-то его пришел навестить один послушник, и он увидел следующее: монах Ахилла связанный стоял на коленях с головой, уложенной на деревянную колоду, а перед его глазами в колоде торчал заточенный топор.

Удивленные санитары, заглядывая в глазок двери, видели странную для них картину: в одном углу сидит монах, а в другом сбились в кучу рычащие больные.

Вернулся из больницы монах-подвижник весь избитый, остриженный, исхудавший. На все расспросы отвечал только одно – «за все слава Богу».

В конце концов монаху Ахилле удалось получить прописку в монастыре, хотя для этого ему пришлось дойти до самого Хрущева. Оказывается, в трудовой книжке монаха была благодарственная запись, написанная рукой Никиты Сергеевича. Он ее получил за ударный труд работая водителем грузовика еще на гражданском производстве. Эта благодарность и помогла ему получить прописку. Она была дана не зря. Монах Ахилла был первоклассным водителем. Монахи лавры не раз вспоминали, как он на лаврском грузовике, доверху груженным кирпичом, смог спуститься с очень крутого склона, изобилующего резкими поворотами. По этому склону не мог проехать даже опытный водитель наместника лавры на легковой машине.

Но радоваться спокойной жизни в лавре монаху Ахилле пришлось недолго. В 1961 году монастырь стали закрывать, а ее насельников изгонять. Те, кто не уходил сам, жестоко избивали, отправляли в психиатрические больницы, а то и просто убивали.

В 1961 году монастырь стали закрывать, а ее насельников изгонять.

Одним из последних покинул монастырь монах Ахилла. Вместе со своими духовными братьями он отправился на Кавказ, в глубокие ущелья абхазских гор. Сокровенным для мира остался подвиг старца в этих горах. Разбросанные воспоминания о его трудах можно найти в «Записках пустынножителя» монаха Меркурия, в дневниках старца Мардария (Алексеева). Вместе с монахом Ахиллой подвизались в горах Глинские старцы – Серафим (Романцов), Андроник (Лукаш), Виталий (Сидоренко), а также старцы Исаия (Коровай) и иеродиакон Исаакий.

Читая о жизни этих людей, удивляешься многому. И не только их подвигу и служению Богу, но и тем козням дьявольским, которые против них были направлены. Не только в виде призраков, пугающих их ночами, являлись бесы, но и посылали им конкретных живых людей.

Монах Меркурий почти каждый год строил новую келью на большом удалении от всяких жилых мест из-за преследований местных бандитов. Монах Ахилла построил свою келью на такой высоте и труднодоступности, что даже самые смелые подвижники не рисковали идти к нему в гости. Почти никто не знал где находится его тайное жилище. И, тем не менее, дьявол даже через пропасти земные подослал к нему шайку бандитов. Старца пытали и, в конце концов, вознамерились отрубить голову, но в последний момент главарь уголовников почему-то передумал. Именно так был убит сподвижник монаха Ахиллы, иеродиакон Исаакий.

Старца пытали и, в конце концов, вознамерились отрубить голову, но в последний момент главарь уголовников почему-то передумал.

Подвизаясь в горах, монах Ахилла достиг высот самодвижной молитвы, чистоты помыслов и тех даров Духа Святого, которыми он в дальнейшем будет служить людям. Суровые аскетические подвиги вошли в его плоть и кровь и стали сущностью жизни старца. После длительного искуса в непролазных дебрях Кавказа, промысел Божий изводит монаха из пустыни в мир для служения людям. Матерь Божия, явившись старцу зримым образом, повелела ему идти в Почаев. «Ты там должен служить людям», – сказала Она. Повинуясь Ее гласу, старец направляет свои стопы к стопочке Почаевской Божией Матери.

Свое служение в Почаеве старец Ахилла начал с пономарства, а закончил в сане архимандрита. В 1998 году он принял великую схиму с именем Феодосий. Послушания у него были самые разные. Но самым главным – было духовное окормление народа. Почувствовав святость души подвижника, люди стали приезжать к нему из самых разных уголков мира.

Души приходящих к нему людей были для старца, как открытая книга. Без слов он видел и знал все, что творится в сердце каждого. Старец видел не только то, что происходило рядом, но и то, что было очень далеко.

Почувствовав святость души подвижника, люди стали приезжать к нему из самых разных уголков мира.

Его послушник ехал как-то в поезде и стал спорить с одним сектантом о вере. А старец, находясь в это время у себя в келье, сказал собеседнику: «Вот там Алексей сейчас спорит и не видит, что тому, с кем он спорит, помогает бес. Он его никогда не переспорит».

Еще задолго до грозных событий в нашей стране старец Феодосий предупреждал о грядущей войне на Украине и о том, что нужно во что бы то не стало держаться канонического Православия. Одной из тем его назиданий было предупреждение о приближающейся кончине мира. Старец неоднократно обращал внимание близких ему по духу людей, что время сокращается и конец мира не за горами: «Будет расти ненависть и вражда и наступят последние смутные времена».

«Как спастись?» – спрашивали у него духовные чада. «Берите пример с Ноя и Лота», – отвечал старец одним.  «Держитесь всеми силами за Бога, за нашу Матерь Церковь и прибегайте почаще в молитвах к Божией Матери», – говорил другим.

Однажды старец задумался над значением цифры удачного улова рыб, о котором идет речь в Евангелии от Иоанна (21:11) – сто пятьдесят три. Отец Феодосий стал молиться, чтобы Бог открыл ему значение этой цифры. И получил откровение. Ему явились в видении некие три жены. Первая была юная и красивая. «Это Церковь первых веков, в ней из ста христиан спасались сто», – открыл ему голос свыше. Вторая жена была в средних летах – «это Церковь последующих веков, из ста христиан спасалась лишь половина». Последняя жена была уже глубокой старухой – «а это Церковь последних времен, из ста в ней спасаются лишь трое».

Почил старец Феодосий на девяносто седьмом году жизни, начав свой путь в начале одного века и закончив в начале следующего. 20 июня перестало биться его земное сердце, но в Небесных обителях воссияла еще одна звезда, взошедшая в радость Господа своего.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/62948-skhiarkhimandrit-feodosij-...