СИЛА БОЖИЯ В НЕМОЩИ СОВЕРШАЕТСЯ
К дню памяти преподобного Амвросия (Гренкова), старца Оптинского, престольный праздник Оптиной пустыни
Преп. Амвросий Оптинский
Дни памяти:
10 июля (обретение мощей),
23 октября (блаженная кончина),
24 октября (Собор Оптинских святых)
Северный придел Введенского собора[1]Оптиной пустыни, где находится рака с мощами преподобного Амвросия (1812‑1891), освящён в честь этого великого старца Оптинского – человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. Подвижника земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ – искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве.
Ученик старцев Льва[2] и Макария[3] , преподобный Амвросий унаследовал от них благодатный дар старчества. Пожалуй, никто из Оптинских старцев не нёс такого тяжёлого креста болезни. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях. На старце Амвросии сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается». Более 30 лет, несмотря на болезни, он пребывал в беззаветном служении людям в Оптиной пустыни, бывшей тогда «огненным столпом во мраке окружающей ночи, который привлекал к себе всех мало-мальских ищущих света».
Любовь и мудрость – именно эти качества притягивали к старцу людей. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью. Благотворительность была его потребностью: старец Амвросий щедро раздавал милостыню и самолично заботился о вдовах, сиротах, больных.
«Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нём, – говорил известный духовный писатель Евгений Поселянин. – И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чём бы они ни состояли».
Он основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления – источник духовной мудрости для ищущих спасения. Вышло множество различных изданий писем преподобного Амвросия к монашествующим и мирянам, где содержится множество ценных и полезных поучений, наставлений и назиданий.
* * *
Преподобный Амвросий родился 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье. Дед его был священником, отец, Михаил Фёдорович, пономарём. Александр, названный в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского, был шестым из восьмерых детей. Отец его рано умер и Александр жил в многочисленной семье с матерью Марфой Николаевной у деда.
В 1825 году двенадцатилетний Саша Гренков был определён на полуказённое содержание в Тамбовское духовное училище, которое блестяще оакончил первым из 148 учеников.
В июле 1830 года он, как один из лучших выпускников, был направлен в Тамбовскую духовную семинарию. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь.
В 1835 году, незадолго до окончания семинарии, юноша опасно заболел. Эта болезнь была одной из первых многочисленных болезней, которые мучили преподобного Амвросия всю жизнь. Тогда же Александр дал обет постричься в монахи.
Однако Александр не мог решиться исполнить этот обет четыре года, по его словам, «не решался сразу покончить с миром». По окончании семинарии в 1836 году (по первому разряду) он поступил домашним учителем детей к богатому помещику. Затем в марте 1838 года стал преподавателем греческого языка Липецкого духовного училища.
После вторичной болезни, решающей стала поездка осенью 1839 года в Троице-Сергиеву лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Иларион (Фокин) из села Троекурова, которого встретил молодой человек в этом путешествии, отечески наставил его: «Иди в Оптину, ты там нужен». И Александр тайно от всех ушёл в Оптину.
* * *
В Оптиной Александр стал учеником великих старцев Льва и Макария. В 1840 году он был одет в монашеское платье, в 1842 году принял монашеский постриг с именем Амвросия, в память святителя Амвросия Медиоланского. В 1843 году – иеродьякон, в 1845 году – иеромонах.
Во время поездки в Калугу для рукоположения в иеромонахи, отец Амвросий, изнурённый постом, схватил сильную простуду и тяжело заболел. С тех пор он уже никогда не мог поправиться, и состояние здоровья у него было таким плохим, что в 1846 году его по болезни вывели за штат. Всю оставшуюся жизнь он еле передвигался, страдал от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую. Несколько раз он бывал при смерти, но каждый раз чудесным образом, при помощи благодати Божией возвращался к жизни.
С сентября 1846 года по лето 1848 года состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. Однако совершенно неожиданно для многих больной начал поправляться.
В 1869 году состояние его здоровья опять было настолько плохим, что стали терять надежду на поправку. Была привезена Калужская чудотворная икона Божьей Матери. После молебна и келейного бдения, а затем соборования преподобный Амвросий стал выздоравливать.
* * *
Прозорливо угадав в юноше дары будущего старца, преподобные Лев и Макарий заботились о его духовном возрастании. Некоторое время он был келейником старца Льва, его чтецом, регулярно приходил по службе к старцу Макарию и мог задать ему вопросы о духовной жизни.
Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. Но другим про него говорил: «Великий будет человек».
После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария. Несмотря на болезнь, отец Амвросий остался по‑прежнему в полном послушании у старца, даже в малейшей вещи давал отчет ему. Благодаря руководству старца отец Амвросий смог без особых преткновений обучиться искусству из искусств – умной молитве.
* * *
Когда старец Макарий начал свое дело издательства, отец Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников.
По благословению старца Макария он занимался переводом святоотеческих книг, в частности, им была подготовлена к печати «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайского.
Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, отец Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица», письма и жизнеописание старца Макария и другие книги.
* * *
Ещё при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к отцу Амвросию для открытия помыслов. Кроме монахов, отец Макарий сближал отца Амвросия и со своими мирскими духовными чадами.
Так старец постепенно готовил себе достойного преемника. Когда же старец Макарий преставился в 1860 году, то постепенно обстоятельства так складывались, что отец Амвросий был поставлен на его место.
Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях.
Старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. Он умел облегчить самое тяжёлое горе и утешить самую скорбную душу.
Вставал старец в четыре – пять утра, звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Затем он молился один. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Поздно вечером совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Так изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг.
* * *
Преподобный Амвросий мог с каждым поговорить на его языке.
В 1887 году посетил Оптину пустынь и беседовал со старцем Амвросием великий князь Константин Константинович Романов, поэт, писавший стихи под псевдонимом «К. Р».
Преподобный Амвросий, кто мог ответить на вопросы Ф.М. Достоевского[4] и Л.Н. Толстого[5] и других, самых образованных людей того времени, стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы».
В 1874 году в Оптину пустынь приехал философ и публицист К.Н. Леонтьев[6]. Он познакомился со старцем Амвросием и с тех пор часто бывал в Оптиной. В 1887 году К.Н. Леонтьев снял при монастыре двухэтажный дом и работал в нём. Незадолго до смерти он принял монашеский постриг с именем Климент и по благословению своего духовного отца – старца Амвросия – переехал в Троице-Сергиеву лавру.
Член Санкт-Петербургской Академии художеств Д.М. Болотов[7] принял монашество и стал иеромонахом Даниилом; он основал в монастыре живописную мастерскую.
Главным письмоводителем старца был иеромонах Климент (Зедергольм)[8] , известный ученый, магистр греческой словесности. Он был сыном немецкого пастора, но принял Православие, монашеский постриг, священный сан и поселился в Оптиной пустыни.
* * *
Многим людям старец Амвросий являлся на расстоянии, подобно святителю Николаю Чудотворцу, или с целью исцеления, или для избавления от бедствий. Исцеления старец всячески прикрывал. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит.
Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль.
Некоторым, весьма немногим, открывалось в зримых образах, сколь сильно молитвенное предстательство старца перед Богом. Вот воспоминания одной монахини, духовной дочери отца Амвросия о его молитве:
«Старец выпрямился во весь свой рост, поднял голову и воздел руки кверху, как бы в молитвенном положении. Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещенную его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошелся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представилось. Через минуту батюшка наклонился надо мной, изумленной виденным, и, перекрестив меня, сказал следующие слова: «Помни, вот до чего может довести покаяние. Ступай».
* * *
До преподобного Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин, но и был их духовным отцом.
Мог старец помочь не только людям образованным, но и неграмотной крестьянке. А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил». Слова его были меткими, порой с добрым юмором:
«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».
«Отчего человек бывает плох? – Оттого, что забывает, что над ним Бог».
«Правда груба, да Богу люба».
«Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет».
«Лицемерие хуже неверия».
«Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя».
«Самолюбие наше – корень всему злу».
* * *
С именем старца Амвросия связано устройство в 1884 году недалеко от Оптиной пустыни Казанской Шамординской женской пустыни. В 2019 году исполнилось 135 лет со дня создания обители[9] . Старец Амвросий благословил своё духовное чадо схимонахиню Софию на создание в сельце Шамордино женской общины, которая позже была преобразована в монастырь. Днём создания монастыря считается 1 (14) октября 1884 года, когда была освящена первая церковь, устроенная трудами и молитвами старца Амвросия.
Строй обители, её порядки – все установил сам старец Амвросий, многих сестер преподобный собственноручно постригал в иночество. В отличие от других женских монастырей того времени, сюда принимали больше неимущих и больных женщин. Здесь же были детский приют, школа, богадельня и больница.
Поставленная старцем Амвросием игуменья София за четыре года своего настоятельства устроила монашескую жизнь монастыря. После её кончины старец Амвросий благословил на игуменство другую духовную дочь – монахиню Евфросинию, которую на закате жизни не благословил уходить на покой, несмотря на болезни. К 90-м годам XIX века число инокинь в обители достигло 1000 человек.
* * *
Час своей кончины суждено было старцу Амвросию встретить в Шамордино. В июне 1890 года он по обыкновению выехал туда на лето. В конце лета старец три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год болезнь усилилась. Его соборовали и неоднократно причащали.
23 октября 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. Гроб с телом старца под моросившим осенним дождем был перенесён в Оптину пустынь, и ни одна из свеч, окружавших гроб, не погасла.
На погребение съехалось около 8 тысяч человек. 28 октября тело старца было предано земле с юго-восточной стороны Введенского собора, рядом с его учителем старцем Макарием. Именно в этот день, 28 октября, в 1890 году, старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы. На мраморном надгробии были выгравированы слова апостола Павла, точно выражающие смысл жизненного подвига старца: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор. 9, 22).
И вот наступили времена тяжких потрясений. После революции Оптина пустынь была закрыта, разорена. Была стёрта с лица земли часовня на могиле старца Амвросия.
Но память о великом угоднике Божием уничтожить было невозможно. Люди наугад обозначили место часовни и продолжали притекать к своему наставнику. Не зарастала тропа к могиле старца.
* * *
В ноябре 1987 года Оптина пустынь была возвращена Церкви. А в июне 1988 года Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых.
В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались другие чудеса от мощей старца, коими он удостоверяет, что не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом.
Святые мощи старца Амвросия были обретены 10 июля 1998 года и в настоящее время почивают в Введенском соборе монастыря, в северном приделе, освящённом в его память. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы постоянно и сегодня. У мощей старца Амвросия происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых, болезней.
[1] Введенский собор Оптиной пустыни. См.: https://www.optina.ru/temples/
[2] Иеросхимонах Лев (Наголкин, 1768-1841). См.: https://www.optina.ru/starets/lev_life_full/
[3] Николай Головкин. «Со смирением повинуясь всеблагому Промыслу». См.: https://www.optina.ru/19_povinujas_promyslu/
[4] Ф.М. Достоевский и Оптина пустынь. См.: https://www.optina.ru/lektorij3/
[5] М.А. Можарова. Последнее посещение Л.Н. Толстым Оптиной Пустыни. См.: https://www.optina.ru/pub/p24/
[6] Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). Из книги И.М. Концевича «Оптина Пустынь и ее время». См.: https://www.optina.ru/150611/
[7] Павлович Н. А., Толмачев А. Л. К биографии художника Болотова // Прометей. М., 1983. [Вып.] 13
[8] Константин Николаевич Леонтьев. Православный немец. Оптинский иеромонах отец Климент Зедергольм. Русский Вестник. 1879. № 11 и 12. Прижизненное отдельные издания. Варшава, 1880
[9] 135-летие со дня основания Казанской Амвросиевской женской пустыни. См.: https://www.optina.ru/135_letie_shamordino/
Подготовил Николай Головкин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии