Сатана искушал Иисуса. Но какой смысл искушать Бога? Разве Бог может согрешить?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Сатана искушал Иисуса. Но какой смысл искушать Бога? Разве Бог может согрешить?

Иисус Христос — истинный Бог и истинный человек. В первые века становления Церкви и распространения христианства появлялись ложные учения — их называют ереси — о личности Христа. Так, монофизиты утверждали, что Христос обладал только одной Божественной природой. А развившееся из этой ереси монофелитство, признавая существование в Спасителе двух природ, настаивало, что они объединены одной Божественной волей. Православная Церковь в лице преподобного Максима Исповедника постулировала наличие во Христе самостоятельной человеческой воли и человеческого действия — ведь если бы этого не было, то Христа нельзя было бы назвать полноценным человеком.

Человеческая воля Христа находилась в полной гармонии с волей Бога Отца, так что между ними не было противоречия или конфликта. Максим Исповедник ввел в оборот понятия физической и гномической воли. Первая относится к природе человека, вторая принадлежит к личностным свойствам и является «волей выбора» (от греч. γνωμη — выбор, намерение). На уровне гномической воли в человеке происходят колебания между добром и злом. Христос, обладая физической волей, был свободен от этих мук выбора, поскольку, будучи обóженной, Его воля не могла склониться ко злу. То есть, имея по Своему человечеству физическую возможность согрешить, Иисус Христос в силу Своего Божественного совершенства, ее отвергал.

Зачем же тогда сатана, зная это, искушал Иисуса? В святоотеческом учении присутствует мысль, что диавол не мог до конца проникнуть в тайну Божественного замысла о спасении человечества. Не мог понять он и тайну Богочеловечества Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что сатана пришел в смущение и недоумение от того, что Иисус, будучи во время Крещения «гласом с небес» во всеуслышание объявлен Сыном Божиим, почувствовал голод после продолжительного поста в пустыне. В итоге, диавол знал, что Иисус не простой человек, но при этом, увидев его алчущим, не верил, что Он — Бог и Сын Божий. По этой причине он и приступил к Иисусу с искусительными предложениями.

В искушениях, которым подвергался Иисус Христос, есть, по мысли святых отцов, большой смысл для нашего спасения. Христос, будучи во всем подобным нам, кроме греха, во время Своей земной жизни получил опыт искушений и вышел из них победителем. Таким образом, Он, с одной стороны, подал пример подчинения и покорности воле Божьей, а с другой, стал еще ближе к людям, пропустив через себя человеческие слабости, страхи и сомнения. Преподобный Ефрем Сирин так пишет об этом: «Ибо в том, что соизволил Сам (претерпеть) страдания и искушения, то есть в чем искушен был по одинаковости природы Своей с нашею, в том Он помогает и тем, которые страдают немощью плоти и подвергаются искушениям, — Он сможет помочь им, как знающий немощь плоти, — именно теперь, после того как восприял плоть».

Искушения — это испытания на нашем пути к Богу. Как спортсмен без регулярных тренировок, преодоления препятствий и сопротивлений не может продвинуться в своем виде спорта, так и духовный рост и развитие невозможно без искушений. В их преодолении состоит большая часть нашей духовной жизни. А образцом для подражания и подателем помощи в борьбе с искушениями служит для нас Христос, Который, по слову апостола, как Сам… претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2:18).

Священник Евгений Мурзин

https://foma.ru/prostyie-voprosyi-razve-bog-mozhet-sogreshit.html