С Новым годом! Проповедь на новогоднем молебне 31 декабря по новому стилю. Священник Георгий Крылов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священник Георгий Крылов

Не задумывались ли вы что сегодняшняя церковная молитва – самая странная и необычная за весь год. Давайте попробуем собрать оттенки «сакральности» и/или «несакральности» этого непонятного дня, раскодировать «коды сакральности»… Дня, понятного лишь для детей с их удивительной цельностью восприятия. Но как только начинаешь анализировать, так одеяло, которое пытаешься натянуть, расползается на множество нитей, под которыми не укроешься. Уж точно – шкура неубитого медведя. Возможно ли его убить? И нужно ли?

Церковь Христова никогда не следила за временем. «Счастливые часов не наблюдают…» Время было неким абсурдом в христианском восприятии. Существовало лишь одно время – время страданий и Распятия Христа – по этому времени «путешествовал» христианин, этим временем жил. Близость Христа, когда момент Распятия здесь, рядом, сегодня и сейчас, и одновременно удаленность, извечность, изначальность Жертвы Христовой – вот то сознание, которое исключало время из воспринимаемых и отсчитываемых категорий. «И времени уже не будет…» Будничность, ежедневность жертвы (готовность к ежедневному умиранию) невозможно протоколировать, она не поддается бухучету. Остается лишь собирать знаки «их» учета – Acta sanctorum. Время «вкручивалось» в бытие как саморез, причиняя неимоверную боль. Именно здесь психологические корни древнего хилиазма и сегодняшнего эсхологизма – мировоззрения будничного героизма. Знак «культуры Жертвы». Христос придет скоро, Христос придет Сегодня!

Поэтому до восьмого века и не было толком христианского календаря. А затем появилась «Византийская эра», годы от Творения мира, затем Anno Domini – от Рождества Христова. Календарь полз, менялся, обозначая изменчивость мiра, сам обрастая сакральностью. И все же не было никогда у христиан праздника Времени. Мартовский и ультрамартовский Новый год – конечно дань язычеству. Расцветала и обновлялась природа, совершалось как бы Новое Творение. Время «двигалось по кругу», вновь и вновь возвращаясь к исходным архетипам. Языческая обратимость времени была уничтожена христианством. Невозможно и немыслимо это повторение без реального обновления. Но пока остатки этого мировоззрения сохранялись, Церковь рецептировала (о удобное словечко!) языческий временной учет. А затем христианское Новолетие. Подражание язычеству, или наоборот, противопоставление… В любом случае для славянского христианства этот новый год практически не существовал. Конечно, патриарх совершал Чин новолетия, или времяпровожения (очень значимое для сегодняшнего дня определение – сказать году «Прощай!» – сегодня время персонифицируется). Но это там, в далекой Византии, сбор урожая уже закончен – а у нас в самом разгаре. Там, в далекой Византии, собирают налоги. И эти непонятные индикты: а что, Новый год праздновали не каждый год? А может ли быть день сбора налогов праздником? Неужели когда-то налоги платили с радостью? Мне кажется, это все идеологические сказки (праздник уплаты налогов – такого современное время еще не придумало – как это: «Радость со слезами на глазах»!). Как часто пытались использовать христианство как доступный способ построения граждан «в одну шеренгу». Да и теперь пытаются использовать…

Ну ладно, вернемся к нашим баранам. Легендарная и инфернальная личность – Петр I – властной рукою ввел не просто западный Новый год в России – это попытка ввести принципально иное, секулярное и западное восприятие времени, истории, самих себя в этом мире. Прогресс и эволюция не христианские идеи? Да бросьте – не языческие же…

А затем поселился в нашем Новом годе Санта Клаус – с хвостиком (такую игрушку недавно принесли мне дети в рождественском сапожке – святителю отче Николае, прости нас, идиотов!). В далеком девятнадцатом ревностные пастыри боролись с новогодней елкой – это же пережиток язычества! И сколько этот пережиток затем пережил… Елку объявляли вне закона и последующие красные власти (наверное потому, что она зеленая!). Но ничего, «рецептировали», присобачив сверху красную звезду. Интересно, светила ли эта звезда в далеком Вифлееме, когда слуги Ирода резали младенцев? Может, от этого она стала красной? В любом случае, звездочка «перетянула» елку в смутное настоящее, и сегодня мы ей украшаем храмы. Этот символ – елка – обрел сакральность, христианскую сакральность. Елка полноправно обрела свое место в сакральном пространстве, как лев на иконе преподобного Герасима. И место это не случайно. Почему?

Итак, Новый год опять «сполз» по салазкам современного нового стиля (как в анекдоте: Почему у тебя повязка? – Да голова болит – А почему повязка на ноге? – Сползла!). В «советском настоящем» Новый год был единственным «свободным», неидеологизированным праздником. Приоткрытой дверью… Собирались человеки перед голубым экраном (напомню: Кабачок 13 стульев и Ирония судьбы), и на короткое время изымали себя из «счастливого настоящего», чтобы попробовать представить, а какое оно, это счастье, на самом деле. Ждать пришлось долго, но большинство все же дожило. Попробовали… Вкусно? Вкуснее «Советского» шампанского и советской водки?

Вспоминаю, как я, «розовый» неофит, принципиально не шел за семейный новогодний стол и отправлялся спать, протестуя против светского праздника. Отчетливо помню, как, будучи молодым священником (и теперь не старый!), «протестовал» против новогоднего молебна в этот день, пламенно повторяя проповедь отца Артемия о том, почему не нужно праздновать Новый год. Рождественский пост, отсутствие сакральной подосновы, языческое и неоязыческое содержание и проч. Кроме того, толпы бездумно и безумно пьющих и пьяных, замерзшие трупы наутро… Замерзший труп советского (или антисоветского) «счастливого будущего». Надежда умирает, по последней?

Христианство – религия тайны. А ведь в «советское застойное» для «обезличенного большинства» это был день, когда что-то приоткрывалось… Приоткрывалась завеса тайны, завеса навсегда утерянного, непонятого, невоспринятого (не помнил, не помнил – и вдруг забыл!). Забыл, что не помнил. Смутное ощущение того, от чего навеки оторвали, что запрещено, чего не было. Ощущение запрещенной связи с древней стариной – с дореволюционным, с теми поколениями. Где-то подсознательно, во сне, боковым зрением. Призрак несостоявшегося себя. Призрак несостоявшегося времени. Несостоявшейся страны… Праздника не было – была лишь надежда на праздник, воспоминание о будущем празднике. И вот сегодня, в декларируемую большинством «постхристианскую» эпоху, «постхристианские» личности (и советские! – стриженые и крашеные бабушки в брюках – ну, а дедов не осталось), в «постхристианский» праздник тянутся зачем-то в христианские храмы. Так неужели не служить?

Беда поколений, воспитанных в советские годы. Неспособность воспринять Христа, переступить порог храма (внешне – пожалуйста! – а вот внутренне…). Все понятно – воспитание, образование… А когда жизнь уже утекла (ускакала прочь!) – невозможно шевелиться. «Не трогайте нас, не приставайте!» Но как же так? Невозможно, больно, обидно! Но не в нашей власти. Все, что можно, сказано и проповедано, выстрадано, выплакано, отмолено… Можно их не замечать, не видеть – они не выставляются, не выходят, прячутся по квартирам – выходят только пенсию получать, в поликлинику и в магазин. Ну иногда – на солнышке погреться. Но как же Бог? Но как можно вычеркнуть из Книги Жизни целое поколение, и не одно?

Упираешься в стену – в постоянство. Обратившихся – меньшинство, единицы… В наш переменчивый век постоянство – невозможно! Но в советские годы «обезличенное большинство» жило тоже вне времени. Прошлого не было. А будущее – было ли? Было лишь вечное строительство светлого будущего. Как сказал кто-то из современников: Ежедневные праздники будней. Вневременность рождает постоянство. Господи, как все это похоже на нас, должен же быть где-то прорыв, лазейка! Чтобы любимые «предки» успели, протиснулись и оказались рядом, близко. Советские бабушки и дедушки, мамы и папы – с радостными и светлыми лицами, светящимися Христом… Болезненный бред? А может, Новый год и станет этой единственной «лазейкой» для сакральности. Ведь празник – прорыв тайны, прорыв сакральности в обыденность. А значит тот, кто способен хоть как-то праздновать – не потерян для Христа! Может в этом сегодняшний «сакральный код» несакрального, светского праздника. Вспоминается детский стишок: Елка, елка, уколи своей иголкой. Уколи больно, до крови. Чтобы боль обратилась в радость…

Поэтому я праздную этот Новый год вместе с вами, дорогие мои! Услышьте! Даже если уже не способны слышать… Услышьте из-за порога, из-за черты, отделяющей мертвых от живых. Давайте сядем вместе за новогодний стол, вселенский стол, способный нас собрать. Вы любили этот стол… Будем праздновать! Сядем – и заплачем.


Источник: Портал Богослов.Ru