РЕЛИГИЯ ЕДЫ ИЛИ ОТКРОВЕНИЕ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Беседа на апостольское чтение Недели о блудном сыне.

 

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1 Кор. 6:12–13). Такими словами начинается апостольское чтение Недели о блудном сыне. Церковь заводит разговор о еде, потому что приближается время воздержания от еды – Великий пост. Чтобы мы, постясь, не думали, что само по себе воздержание приносит какую-то духовную пользу, Церковь устами апостола Павла напоминает: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое».

Православие – не религия еды, но откровение Царства Небесного. Воздержание от пищи лишь служит средством для духовного бодрствования и усиления молитвы. И если данная цель не преследуется, то грош цена всему нашему воздержанию. «Пища для чрева, и чрево для пищи». От продуктов питания человек не освящается и не оскверняется. Еда сама по себе не имеет нравственного измерения. Но от того, с каким настроем и с какими мыслями человек принимает пищу или отказывается от нее, он действительно может оскверняться или освящаться – не извне, а изнутри.

Например, апостол Павел в другом месте пишет: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4:4–5). Получается, есть можно все и никакая пища не может послужить осуждением христианину (1). Пища освящена словом Божиим – по толкованию святых отцов, имеется в виду либо слово одобрения, которое Бог изрек после сотворения мира, либо наша молитва с призыванием имени Божьего. Так освящаются пища и сам прием пищи. Кто верует и молится, тому все чисто.

Но пищу также можно сделать и нечистой – «своим неблагодарным сердцем и одним чувственным услаждением гортани и чрева» (2). Отсутствие памяти о Боге и чувства благодарения к Нему оскверняют всю нашу жизнь, и в том числе пищу, которую мы вкушаем. «Яства нечисты для того, кто вкушает их без благодарения и хвалы Создавшему» (3), – пишет Амвросиаст. «Благодарение все очищает; а неблагодарный и сам нечист и скверен» (4), – вторит ему блаженный Феофилакт. «Неблагодарность и чистое делает нечистым. Нечисто произволение, которое не благодарит Бога» (5), – говорит Златоуст.

Итак, пища сама по себе не значит ничего – она есть благословение Божие, которым можно пользоваться по-разному. Важно, с какими чувствами и мыслями мы принимаем ее или ради чего воздерживаемся от нее. Великим постом мы воздерживаемся для чистоты молитвы – т. е. ради Господа.

К сожалению, в церковной среде часто встречается искаженное отношение к пище. Можно даже сказать, у нас процветает некий особый культ пищи – повышенное внимание к различению яств. Бытуют разные мифы о той или иной пище, которой якобы можно оскверниться, составляются целые тома рецептов постных блюд. Порой человека волнует один главный вопрос перед Великим постом: что можно, а что нельзя? Во всей этой тысяче мелочей внимание христианина отклоняется куда-то в сторону от самого главного – состояния своего сердца. Теряется сама цель поста, и остаются лишь кулинарные подробности. Здесь уже ясно просматривается какой-то иудаизм внутри Православия.

Не думайте, что это происходит с кем-то где-то, но не с нами. Отчасти это есть и в нашей жизни. Например, мы все знаем, зачем поститься в среду и пятницу. В среду Иуда предал Господа, в пятницу Христа распяли. Но кто из нас действительно вспоминает в среду предательство Иуды, а в пятницу Распятие? Кто думает об этом, как-то переживает, молится именно на эту тему? Мы просто жуем гречку с пескариком и ни о чем таком не помним. Смысл утрачивается, форма остается.

Великим постом тоже такое может быть. Мы не едим, не едим, не едим… А потом, бывает, сам себя спрашиваешь: для чего ты не ешь? И порой трудно вспомнить, для чего действительно я воздерживаюсь. Ах да, это ведь для духовной жизни, а я и забыл… Потому и говорит апостол Павел: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое». Т. е. не зацикливайтесь на воздержании от пищи самом по себе, но пользуйтесь как средством. От малого и редкого приема пищи человек делается легче и бодрее, он немного освобождается от обычной плотской тяжести и, если молится, чувствует духовное ободрение. На питание постящийся тратит гораздо меньше средств и оставшиеся деньги может отдать нищим. Время, сэкономленное от кастрюль и сковородок, можно употребить на ту же молитву или изучение Священного Писания. Представляется шанс подготовиться к Причастию качественнее, чем обычно. Вот те возможности, которые открывает Великий пост. И нам необходимо воспользоваться ими.

«Ничто не должно обладать мною», – говорит апостол Павел. Тоже весьма важная мысль. Хоть полтора месяца в году постараемся кушать не для того, чтоб усладить гортань и набить доверху желудок, а для подкрепления сил. Хоть раз почувствуем себя не рабом пищи, а ее господином. Пища не должна обладать нами. Вообще человеку гораздо меньше надо есть, чем мы привыкли. Нас загнали в рабство – рабство мясу, сладостям, чаю и кофе, рабство большим порциям. От этих зависимостей хотя бы Великим постом надо избавляться. «Ничто не должно обладать мною», – учит святой апостол.

Дай Бог всем нам, входящим в узкие двери Великого поста, понять те драгоценные советы, которые Церковь предлагает в подготовительные перед великопостным странствием Недели. Все эти смыслы пригодятся нам тогда, когда церковный календарь нынешнего года перелистнет первую четверть своих страниц и покажет нам очень важную для нашей жизни отметку «Начало Великого поста». А пока мы готовимся к этому дню чтением и размышлением.

Сергей Комаров

Примечания:

1) Мы имеем лишь три пищевых ограничения, отмеченных в Писании и утвержденных Церковью. Нельзя вкушать идоложертвенное, удавленину и кровь (см. Деян. 15:20). Но и в этом случае человек оскверняется не самой пищей, а произволением. Подробнее в святоотеческих толкованиях на такие места, как Деян. 15:20; 1 Тим. 4:4–5; 1 Кор. 6:12–13; 1 Кор. 10:19–33.
2) Святитель Феофан Затворник. Толкование на Первое Послание апостола Павла к Тимофею. Гл. 4, стих 3. Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:1tim:04:03
3) Там же.
4) Там же. Cтих 4. Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:1tim:04:04
5) Там же.

http://pravlife.org/content/religiya-edy-ili-otkrovenie-carstva-nebesnogo