Развитие украинского автокефалистского движения от начала раскола до "Всеукраинского Церковного Собора" (1921 г.). Слесарев А. В.
В августе 1919 г. большевики были изгнаны из Киева Добровольческой армией генерала А.И. Деникина, что позволило митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) вернуться к управлению Киевской епархией. Одним из первых его деяний было наложение запрещения в священнослужении на непокорных клириков, самочинно совершавших украиноязычные богослужения. Однако, осуждая самовольство, митрополит Антоний не запретил совершение украинизированных богослужений для священносужителей, сохранявших каноническую верность священноначалию. В сложившихся обстоятельствах протоиерей Василий Липковский вынужден был бежать в г. Каменец-Подольский, где в то время располагалось правительство Украинской Народной Республики.
После заключения военно-политического договора с маршалом Ю. Пелсудским у С. Петлюры появились надежды на восстановление Украинской Народной Республики при помощи польского государства. В декабре 1919 г. войска Добровольческой Армии покинули Киев и в украинской столице снова утвердилась власть Директории, а вместе с ней вернулась и "Всеукраинская Православная Церковная Рада". С отступающей армией А.И. Деникина ушел и митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), после чего управление временное митрополией было снова препоручено епископу Черкасскому Назарию (Блинову).
Вскоре после возвращения петлюровского правительства в Киев деятелям "Всеукраинской Православной Церковной Рады" были возвращены храмы, полученные ими от большевистского правительства. В сложившихся условиях епископ Назарий сперва был вынужден снять канонические прещения со священников-националистов, но вскоре они снова проявили непослушание священноначалию и вновь подпали запрещению в священнослужении.
5 мая 1920 г. пленум "Всеукраинской Православной Церковной Рады", пользовавшийся всецелой поддержкой правительства, объявил о снятии запрещения, наложенного епископом Назарием и снова провозгласил автокефалию Украинской Православной Церкви.
Очередное взятие Киева большевиками, произошедшее в мае 1920 г., лишило украинских националистов поддержки петлюровского правительства, однако советская религиозная политика, направленная на раскол Церкви, предполагала содействие развитию автокефалистских тенденций.
В августе 1920 г. самопровозглашенную и пока еще малочисленную "Украинскую Автокефальную Православную Церковь" (УАПЦ) поддержал архиепископ Полтавский Парфений (Левицкий). Владыка Парфений рукоположил около 30 священников для УАПЦ, но от епископских поставлений отказался, мотивируя это тем, что еще не пришел подходящий для этого момент.
Спустя около полугода, в феврале 1920 г., из числа украинских православных архипастырей, по-прежнему лишенных своего митрополита, был сформирован "Епископский Совет Украины", основной задачей которого было руководство церковной жизнью на украинских землях. Практически сразу же после своего образования Епископский Совет ликвидировал "Всеукраинскую Православную Церковную Раду", украиноязычные приходы, а также подверг низложению всех священников и отлучению от Церкви всех последователей "Украинской Автокефальной Православной Церкви".
В ответ на решение Епископского Совета в мае 1920 г. в Киеве состоялось инициированное деятелями ВПЦР собрание приходов Киевского района. По уже утвердившейся в среде украинских националистов практике резолюция данного собрания была направлена в органы советской власти. В частности, текст резолюции содержал следующие пункты:
- Благодарность советской власти за отделение Церкви от государства и дарование свободы совести
- Надежды на скорейшую национализацию Украинской Православной Церкви
- Осуждение и прекращение общения со всеми "старорежимными учреждениями" (тем самым украинские автокефалисты, подобно обновленцам, проводили дискредитацию канонической Церкви в глазах большевистского режима, провоцируя нарастание антицерковных репрессий)
- Весь киевский епископат объявлялся отстраненным от должности, поскольку он якобы в былые времена являлся представителем власти "черносотенного русского царизма" (снова политическое обвинение!)
- Заочное избрание архиепископа Парфения "митрополитом Киевским и Галицким"
- Признание недействительным лишения сана священников-автокефалистов, произведенного "Епископским Советом Украины"
- Упрощение процедуры развода
- Допущение женатого епископата
- Возможность развода и второбрачия для священнослужителей
- Необходимость проведения "Всеукраинского Церковного Собора" и рукоположения новых "епископов".
Вскоре после принятия означенной резолюции архиепископ Полтавский Парфений (Левицкий), не желая подпасть под каноническое прещение, покинул ряды автокефалистов. Значительное укрепление позиций канонической Украинской Православной Церкви произошло после того, как в августе 1921 г. Экзархом Украины был назначен митрополит Киевский Михаил (Ермаков), возглавивший "Епископский Совет Украины". Однако и сторонники украинской церковной автокефалии имели свои виды на организационное оформление раскольнической "Украинской Автокефальной Церкви", которое должно было произойти на "Всеукраинском Церковном Соборе".
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии