РАЗМЫШЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА О ПРАВИЛЬНОМ ПОНИМАНИИ ПРОШЕНИЙ НА ЕКТЕНЬЕ
Вы когда-нибудь задумывались о том, что каждое прошение любой ектеньи имеет особое значение, которое мы, возможно, до конца не улавливаем?
2 декабря Православная Церковь празднует день памяти свт. Филарета (Дроздова). О его жизни и подвигах сказано и написано уже достаточно. Многие из нас хорошо знакомы с его «Катехизисом», кто-то читал его труды по догматике или библеистике, но есть у святителя парочка заметок и по литургике. В частности, мне кажется, будет интересно обратить внимание на разбор одного прошения из мирной ектеньи: «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся».
Подобно обоснованию выбранного исследования в дипломных работах, хочется сказать, что актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня в Православной Церкви присутствуют всем нам известные разделения, которые не могут не беспокоить искреннее христианское сердце.
Итак, свт. Филарет пишет, что бывает два понимания указанного прошения. Согласно первому, мы молимся о единстве сугубо Православных Церквей: Константинопольской, Антиохийской, Русской и т. д. С другой стороны, есть те, кто думает, что мы молимся еще и об отпавших от вселенского единства церквях: Армянской, Римской, Эфиопской и пр. Естественно, что обе позиции не могут быть одновременно правильными, потому свт. Филарет вопрошает: «Уча нас в сей самой молитве простирать нашу любовь до пределов ‟всего мира”, стесняет ли она пределы своей любви к церквям? Не желает ли она спасения инославным церквям, чрез возвращение их в соединение с Православной Церковью?». Далее он пишет, что если бы нам надлежало молиться лишь о единстве Православных Церквей, то к прошению не были бы добавлены слова: «и соединении всех». Следовательно, данное прошение можно разделить на две смысловых части. В первой мы просим Бога о «благостоянии» того единства Церквей, которое уже есть, «чтобы оно было сохранено, поскольку существует, и восстановлено было, поскольку где-либо нарушено». Во второй же части добавлено слово «всех», указывающее на более обширное понимание прошения. «Из того, что вторая часть не соединена с первой, – размышляет свт. Филарет, – а отделена, должно заключить, что не все, содержащееся в первой, должно быть отнесено ко второй». Отсюда делается вывод, что православные христиане молятся и о сохранении единства тех Церквей, которые и так пребывают в единстве, а также и о тех, кто в силу исповедания искаженного учения отделился от вселенского Православия.
Здесь может возникнуть возражение, что в диптихах предстоятель или какой другой священнослужитель (в зависимости от традиции) инославных не поминает. На данное недоумение свт. Филарет отвечает довольно четко и ясно: «Иное дело молиться о соединении с Православной Церковью неправославных церквей в обширном составе молитв, объемлющих весь мир, а иное поминать неправославных в диптихах при таинстве Евхаристии. Неправославные самим неправославием отлучили себя от общения таинств Православной Церкви, сему соответствует непоминание их при таинстве Евхаристии и исключение из диптихов». Добавим, что мы же молимся на Литургии о наших властях, а очевидно, что среди них подавляющее большинство не только нецерковных людей, но есть и откровенные безбожники. Также мы знаем, что когда-то Церковь молилась и об оглашенных. Хотя эти прошения и остаются сегодня в чинопоследовании Литургии, но самих оглашенных уже нет. Более того, свт. Филарет предлагает обратить внимание на слова молитвы анафоры из Литургии свт. Василия Великого: «Благослови венец лета благости Твоея, утоли раздоры церквей, угаси шатания языческая, еретическая востания скоро разори силою Святаго Твоего Духа». Как видим, здесь есть просьба о врачевании существующих раздоров, что как нельзя лучше подходит к современной ситуации разделения в Церкви.
В качестве примера свт. Филарет предлагает обратить внимание на раскол, происшедший после проведения III Вселенского собора. Тогда Иоанн Антиохийской не признал определений собора и осудил действия свт. Кирилла Александрийского. Но мы можем представить, например, чтоб их современник, свт. Прокл Константинопольский, молился о ком-то одном и не молился о соединении происшедшего разделения? Ответ очевиден, и нужно сказать, что Антиохийская и Александрийская кафедры в итоге примирились.
Итак, делает вывод свт. Филарет: «Пусть благочестивая ревность молится преимущественно ‟о благостоянии Святых Божиих церквей” православных и о сохранении в них благодатью Божией ‟единения духа в союзе мира”. Но пусть и всеобъемлющая любовь христианская молится и ‟о соединении всех” церквей, и о воссоединении в Православной Церковью уклонившихся от нее неправыми учениями». Что же касается нас с вами, то, несмотря на накал страстей, возмущений и понимания того, кто прав, а кто нет, давайте не будем делать поспешных выводов относительно сложившейся сегодня в Церкви ситуации. Для этого есть те, кто смыслит в этих вопросах немного больше. Нам же стоит молиться о врачевании возникшего разделения и делать всё, чтоб самим не оказаться вне спасительного церковного корабля.
Протоиерей Владимир Долгих
https://pravlife.org/ru/content/razmyshlenie-svyatitelya-filareta-o-prav...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии