Разделяй и властвуй: что готовят депутаты религиозным общинам. Андрей Власов
На этой неделе Верховная Рада собиралась рассмотреть антицерковный законопроект № 4128, который справедливо называют «законом о церковном рейдерстве». По этому поводу было сказано и написано уже очень много. Разброс мнений широчайший. От «наконец-то будет восстановлена справедливость» до «это начало религиозной войны». Что же на самом деле означают предложенные изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях»?
Законопроект 4128 предлагает внести некоторые дополнения в статью восьмую упомянутого закона. Действующая редакция этой статьи выглядит так:
«Статья 8. Религиозная община
Религиозная община является местной религиозной организацией верующих граждан одного и того же культа, вероисповедания, направления, течения или толка, которые добровольно объединились с целью общего удовлетворения религиозных потребностей.
Государство признает право религиозной общины на ее подчинение в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами религиозным центрам (управлениям) и свободное изменение этой подчиненности.
Уведомление государственных органов о создании религиозной общины не является обязательным».
Статья, прямо скажем, весьма далека от совершенства в формулировании того, чем является религиозная община и каковы ее права. Но юриспруденция и не может адекватно описать ту реальность, которую являет собой община.
Обсуждать недостатки действующей статьи можно долго, но сейчас вопрос, который стоит на повестке дня, заключается в том, что Закон предоставил общинам право свободно менять подчинение религиозному центру, но не ответил на вопрос: а как это можно сделать.
На этой проблеме неоднократно заострял внимание такой ревностный сторонник законопроекта №4128, как глава Департамента по вопросам религий и национальностей при Минкульте Андрей Юраш. На многочисленных заседаниях, конференциях и ток-шоу он постоянно говорит о том, что украинское законодательство не содержит механизма реализации права религиозной общины менять свою конфессиональную принадлежность.
Но здесь он немного лукавит. Такой механизм есть, и он реализовывается на практике. Статья 14 Закона «О свободе совести и религиозных организациях» предусматривает, что для регистрации устава общины необходимо собрать не менее 10 граждан, которые достигли 18-ти летнего возраста и которые образовали общину. Эти 10 граждан и подают в органы регистрации соответствующее заявление и устав. В самом уставе должно быть положение о том, к какой религиозной конфессии относит себя данная конкретная религиозная община. Для изменения конфессиональной принадлежности необходимо внести изменения в устав. А вот каким образом вносятся эти изменения, должно быть прописано в самом уставе. Это прямо требует статья 12 Закона «О свободе совести…».
Как правило, внесение изменений и дополнений в устав относится к компетенции общего собрания религиозной общины. В украинском законодательстве не предусмотрена какая-либо формальная регистрация члена общины, поэтому уставы религиозных организаций определяют членство в общине по-разному. Как правило, членство определяется принадлежностью к определенному вероисповеданию, регулярностью участия в богослужениях и церковных обрядах конкретной общины, нахождением в каноническом подчинении настоятеля общины и священноначалия.
Эти все положения тоже не отличаются совершенством и оставляют возможности для манипуляций. Но все же существующий порядок предусматривает, что членство в общине и право участвовать во внесении изменений в устав предполагает определенную постоянную связь человека с общиной и согласие этой самой общины считать данного человека своим членом.
Недавно была издана целая брошюра о том, как можно легально перейти из юрисдикции УПЦ в юрисдикцию УПЦ КП, в которой описывается 7 шагов такого перехода, со ссылками на действующее законодательство и очень подробными практическими рекомендациями. Так что неправ глава Департамента по вопросам религии Юраш. Есть в украинском законодательстве механизм перехода из одной юрисдикции в другую. Пусть не совершенный, но есть. И он действует.
Действительно, кроме захватов имеют место и совершенно спокойные переходы религиозных общин из УПЦ в УПЦ КП. Об этом сразу же сообщают СМИ. Правда, эти СМИ почему-то набирают в рот воды, когда общины переходят из раскольнических конфессий в каноническую УПЦ. Это также имеет место, но сообщать об этом почему-то считается непатриотичным.
Что же предлагает законопроект 4128? Вот текст статьи 8 Закона «О свободе совести…» с предполагаемыми дополнениями (дополнения жирным шрифтом):
«Статья 8. Религиозная община
Религиозная община является местной религиозной организацией верующих граждан одного и того же культа, вероисповедания, направления, течения или толка, которые добровольно объединились с целью общего удовлетворения религиозных потребностей. Принадлежность гражданина к религиозной общине определяет его самоидентификация с этой религиозной общиной, подтверждением чего является участие в религиозной жизни конкретной общины.
Государство признает право религиозной общины на ее подчинение в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами религиозным центрам (управлениям) и свободное изменение этой подчиненности путем регистрации новой редакции устава (положения) или изменений и дополнений к нему, принятых при согласии на такие изменения простого большинства граждан, присутствующих на собрании граждан, которые принадлежат к религиозной общине.
Уведомление государственных органов о создании религиозной общины не является обязательным».
Абсолютно любой здравомыслящий человек, прочитав статью 8 в предлагаемой редакции, «споткнется» о словечко «самоидентификация». А ведь именно самоидентификацией предлагается определять членство в общине и возможность вносить изменение в устав и менять конфессиональную принадлежность. Захотел – и сам себя с чем угодно самоидентифицировал!
Ни один рейдер в бизнесе еще не додумался до такого абсурда! Зачем коррумпированные суды, зачем незаконные собрания акционеров, зачем подложные протоколы и все прочее? Все решается намного проще. Нужно лишь наличие определенного количества граждан (желательно молодых и спортивных) которые самоидентифицируют себя с нужным предприятием и внесут необходимые изменения в устав.
На это могут возразить. Дескать, законопроект предполагает, что самоидентификация должна подтверждаться участием в религиозной жизни конкретной общины. А где в законодательстве определено, что такое участие в религиозной жизни? Когда человек регулярно участвует в богослужении, поет в хоре, пономарит, исповедуется, причащается, жертвует на храм, убирает в нем и так далее – этот участие в религиозной жизни. Но ведь когда человек зашел в церковь поставил свечку, опустил монетку в копилочку – он ведь тоже поучаствовал в религиозной жизни. Разве нет? Да и где записано: кто, какой орган компетентен определять, участвует конкретный человек в религиозной жизни или нет?
Таким образом, яснее ясного, что законопроект 4128 разрабатывается под конкретную рейдерскую схему: организовывается мобильная группа граждан, которая будет гастролировать по храмам, самоидентифицировать себя с конкретной религиозной общиной и вносить изменения в устав, т.е. переводить ее в раскольнические юрисдикции. А органы государственной регистрации будут обязаны регистрировать такие изменения в уставы, так как они будут внесены полностью в соответствии с предполагаемым законом.
Совершенно очевидно, что с принятием этого закона механизм перехода общин из одной юрисдикции в другую не будет упорядочен, как уверяет Юраш и авторы законопроекта 4128, а наоборот – безнадежно запутан. Для того, чтобы хоть как-то привести этот механизм смены юрисдикции в какой-то порядок, потребуется принимать дополнительный подзаконный акт в виде Постановления Кабинета Министров, который должен будет определить следующие моменты:
• в каком порядке должна происходить эта самая самоидентификация отдельно взятого гражданина с религиозной общиной;
• может ли община отказать этому гражданину в членстве. Если да, то в каком порядке;
• что подразумевается под участием в религиозной жизни общины;
• как это участие фиксируется, чем доказывается и кем подтверждается;
• как определяется (фиксируется) членство человека в общине;
• кто наделяется компетенцией созывать собрание членов общины;
• в каком порядке этот созыв общины должен происходить: за сколько дней община должна быть оповещена, каким образом и так далее;
• как определяется необходимый кворум для голосования по изменениям в устав;
• как должен происходить подсчет голосов;
• и прочая, и прочая, и прочая.
А теперь вопрос на засыпку: как вы думаете, кто будет разрабатывать подобное Постановление Кабинета Министров? Ну, конечно же глава Департамента по вопросам религии Юраш, который уже до такой степени скомпрометировал себя предвзятостью по отношению к самой многочисленной конфессии в Украине т.е. УПЦ, что само Министерство культуры в которое входит возглавляемый им департамент, уже называют Минкульт Киевского патриархата. И естественно он пропишет там такие нормы, которые еще более усугубят дискриминацию верующих канонической Церкви в пользу раскольнических деноминаций.
Но кроме законодательной базы для церковного рейдерства, которую предполагает создать законопроект 4128 он несет в себе еще одну, не столь приметную, но очень серьезную опасность. Это насаждение чисто протестантского мировоззрения на отношения прихода с епархией и в целом, со всей Церковью. В протестантизме именно приход является ключевой церковной единицей, и именно он принимает все важные решения вплоть до догматических. Это сейчас является самой модной тенденцией в Европе. Приход сам по себе там – внеконфессиональный.
Помните, как в мультике про Простоквашино: «я кот сам по себе, свой собственный». Вот только сущность христианства такой подход искажает донельзя. Никогда в истории Церкви Христовой отдельный приход не ставился во главу угла. В Церкви всегда осуществлялся принцип соборности. «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». А может быть именно это, разрушение православной традиции соборности, и преследует законопроект 4128? Кто знает.
И наконец, несколько слов о том, как нужно было бы сделать, если все делать по уму. Если не затачивать закон «О свободе совести…» под разрушение конкретной конфессии, УПЦ? Для этого нужно предложить самим религиозным организациям разработать механизм переходов общин из одной юрисдикции в другую, в соответствии с их внутренними канонами и правилами. Согласовать предложенные варианты, хотя бы на такой площадке, как Всеукраинский совет Церквей и религиозных организаций, и только потом вносить на рассмотрение в Верховную Раду.
А всем авторам абсолютно антиконституционного, провокационного и абсурдного законопроекта 4128, однозначно направленного против Украинской Православной Церкви нелишне будет вспомнить мудрую народную пословицу: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь». Ведь переходы общин могут пойти и в обратном направлении.
http://uoj.org.ua/publikatsii/nasushchnyj-vopros/razdelyay-i-vlastvuy-ch...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии