РАССУЖДЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА О СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ II
Первую часть нашего повествования мы закончили разговором о смирении и терпении скорбей.
И вот прп. Паисий Святогорец пишет, что эти добродетели весьма актуальны для современного человека, так как зла, насилия и войн в мире становится все больше, следовательно, все больше становится и людей, к которым пришла беда. Старец говорит, что тех, кто родился с увечьями или стал таковым по вине других или по собственной неосторожности, если они не будут роптать, а будут смиренно прославлять Бога и жить со Христом, Он причислит к чину исповедников: «Испытания, которые посылает наш Бог, помогают нам понять наше подлинное духовное состояние, заставляют смиряться, и мы получаем прощение грехов, если кротко и с терпением принимаем все эти испытания как целебное снадобье для своей души и с благодарностью славословим Господа».
Если сумеем довериться Божию Промыслу – избавимся от подавленности, страха, озлобленности и всяческих душевных расстройств. Для этого нужно, прежде всего, разлюбить деньги и не надеяться на них. Речь не о том, чтобы отказаться от денег и не пользоваться ими, но чтобы не отдавать им своего сердца и надеяться только на Бога. Тот, кто, находясь в затруднительном или бедственном положении, ждет решения от Бога, увидит, что Он решает все наилучшим образом. Но для того чтобы ждать, необходимо терпение. А терпения у нас сегодня очень не хватает или вовсе нет. Совсем ничего и нисколько терпеть не хотим. Отсутствие терпения прп. Паисий связывает с тем, что в людях очень много мирского, при этом Господь устроил все так, что именно от терпения зависит наше спасение. Здесь старец во всем согласуется со Священным Писанием: «Горе вам, потерявшим терпение! что будете выделать, когда Господь посетит?» (Сир. 2:14). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). А св. апостол Павел Самого Бога именует Богом терпения и утешения (Рим. 15:4).
Настоящую сладость жизни ощущает не тот, кто живет по-мирски, но тот, кто живет духовной жизнью и принимает скорби с радостью, как лекарства для исцеления души. Бог отнюдь не желает, чтобы претерпевало скорби его создание. Он посылает искушения, чтобы создание усовершенствовалось. Будет совершенство – отойдут искушения. Когда терпим несправедливость и вред от людей, надо радоваться, потому что в этих случаях нас покрывает правда Божия, которая безмерно выше всякой человеческой правды, отмечает старец.
В своих рассуждениях о терпении и будущем за него воздаянии прп. Паисий не одинок. Так, к примеру, прп. Исидор Пелусиот говорит, что если Спаситель был возведен в пустыню для искушения (Мф. 4:2), то тогда и нечего удивляться, что нам приходится бороться с искушениями. Главное – всегда помнить о Христовой победе, помнить, что тщеславие Им преодолено, противник посрамлен, гордыня подавлена и сребролюбие истреблено. Поэтому всякому человеку нужно мужаться и, преодолевая ранящие душу «мечи» и мужаясь, приобретать бесстрастие: «И тебе после этой победы будут служить Ангелы, оказывая не рабские услуги, потому что служить так обязаны единому Богу, но увенчивая тебя как победителя, ибо такова награда мужественно совершающему настоящий подвиг».
Если кто обижает нас, ни в коем случае нельзя желать такому человеку зла, наказания или болезни – это вежливое проклятие. «Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость, – пишет афонский старец, – однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад – к тому, от кого оно изошло». Бог всегда желает помочь человеку, но Он не может, без нарушения свободы воли, оказать помощь, если в душе человека нет смирения. Бог ждет от нас лишь смирения, потому что по смирению мы сможем получить полноту Его благодати: «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).
Как-то один из посетителей, которых у старца бывало на Афоне великое множество, задал ему распространенный вопрос: почему бы, дескать, отцу Паисию не пойти в мир. Там у него было бы гораздо больше возможностей оказывать людям духовную помощь. Ответ старца еще раз подтвердил его твердое убеждение, что у каждого человека свое особое место и призвание. Он рассказал о многим известном эпизоде своей жизни. Напомним о нем. Будущий святой принимал участие в Гражданской войне в Греции, и случилось так, что их отряд попал в окружение. Будучи радистом, он никак не мог связаться со штабом. Ситуация сложилась чрезвычайно опасная, и офицер распорядился, чтобы радист бросил свою возню с рацией (чего делать не следовало), взял оружие и начал окапываться. Радист подчинился. Время шло. Помощи ждать было неоткуда. А погибель подступала все ближе. И вот, тогда еще Арсений, все-таки решился еще раз забраться на гору к своей рации и снова сделать попытку выйти на связь. Бог помог. Связь восстановилась, и помощь подоспела. Вот так иногда: чего не может целое войско, может один радист, сидящий на горе, подытожил отец Паисий.
Старец умел убедить в том, что жизнь – дело очень серьезное, шуток лучше остерегаться. Мы слишком часто злоупотребляем юмором, иронией, вообще – нашей речью, то бравируя, то маскируя празднословие, забывая, что за праздные слова будет судим человек (Мф. 12:36). «Господствуй над языком, – говорит Антоний Великий, – и не умножай слов, чтоб не умножить грехов твоих».
Некто посетил прп. Паисия, судя по всему, как многие, из праздного любопытства и никак не хотел разговаривать серьезно, а предпочитал болтать о всякой ерунде. И вот как старец его вразумляет: «Когда я был в армии радистом, работа моя состояла в том, чтобы передавать в штаб необходимые сведения о состоянии противника, о наших потерях. Однажды, когда нельзя было оторваться от рации, пришел солдат и предложил настроиться на Афины, найти какую-нибудь песенку и отвлечься. Я сказал: ты здоров? От моего сигнала, от связи зависит жизнь стольких людей, а ты говоришь о развлечениях?!».
Старец Паисий предостерегает и от излишнего упования на Бога, которое у многих из нас весьма напоминает склонность к иждивенчеству. То, что мы способны сделать своим человеческим усилием, должны непременно делать и делать смиренно. Если же этой силы нет, тогда попросим Бога, и Он может сотворить чудо. Некоторые ничего не делают, говоря, что все сделает Бог. Так впадают в безделье, безразличие, праздность.
Теперь нужно коснуться одного из самых, может быть, острых и болезненных вопросов, а именно вопроса о земном, материальном, телесном благополучии человека. Речь, конечно же, пойдет не о необходимом для жизни, а о том, что дает человеку благополучие, походящее на, не всегда заметный своему носителю, избыточный вес. Оно пригвождает, говорит старец, его к земле, мертвым грузом ложится на его душу. Мы умом готовы бываем согласиться с этим, но внутренне, в сокровенных тайниках сердца, редко приходим к гармоничному согласию с пользой некоторой разумной скудости. И тут, предупреждает старец, кроется опасность. Насколько люди умножают свои удобства, удаляясь от Бога, настолько же растет тяжесть в их душе. Чем больше человек развивает в себе мирскую вежливость, тем больше теряет радости, простоты и искренней улыбки.
Удобства, изобретенные людьми, перешли всякие границы. Бедного человека даже разбойник жалеет и милует, а богатого может жестокостью привести к нестяжательности. Лучше самому стать нестяжательным, следуя Евангелию, говорит прп. Паисий и продолжает: «Самые богатые в мире люди – это те, у кого нет материальных богатств и чья душа бедна страстями. У них нет лишних пещей ни для души, ни для тела, у них есть только Бог. Они беспрестанно радуются, вкусив райской жизни уже здесь, ибо рай там, где Бог».
Для человека наступит катастрофа, если он получит все вещественные блага в изобилии. Ему трудно тогда чувствовать присутствие Божие. Хочешь, чтобы кто удалился от Бога – награждай его постоянно вещественным. Он и Бога забудет, наставляет афонский старец.
Безусловно, и земные блага – от Господа, да и в целом отец Паисий говорил, что ничего злого в мире нет. Сам Бог сотворил все и увидел, что все «хорошо весьма» (Быт. 1:31).
Зло происходит от ошибочного использования вещей, дарованных Богом для нашего блага. Металл – полезнейший материал, нож – нужнейший инструмент, но он смертоносен, когда его используют для убийства. Зло не в ноже, а в извращенной воле убийцы. Нам следует извлекать естественную пользу из вещей, а не результаты злого произволения. «Зло есть произведение свободного произволения», – сказано св. Кириллом Иерусалимским.
Когда мы одолеваемы немощью и склонны к какой-либо страсти, тогда нужно избегать и вещей ее провоцирующих, но не потому, что в вещах есть зло, а потому, что в нас есть злое произволение. И контакт с вещью может взрастить наши страсти. Произволение наше противоречит верному использованию вещей.
Нужно также отметить, что и в отношении к богатству позиция отца Паисия во многом перекликается с общепринятой святоотеческой. Например, преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что если гнаться за роскошью ради того, чтоб иметь больше остальных, то при этом человек неизбежно приобретет себе скорбь и многопопечительную жизнь. Кроме всего прочего, увеличение богатства взращивает в людях немилосердие и бесчеловечность, при этом такой человек фактически перестает проявлять милосердие к другим. О порабощенности страстью богатства, проводя аналогию с узником, говорит святитель Иоанн Златоуст. Он отмечает, что у такого человека и шея, и руки в оковах, и как узников мы воспринимаем людьми несчастными, так и богачей нужно воспринимать несчастными, потому что все это оковы, не позволяющие ему выйти из темницы: «И если ты проникнешь во внутренность души его, то увидишь ее не только связанной, но и крайне безобразной».
Прп. Паисий учил еще и, если можно так выразиться, человеческому самостоянию. Тому, чтобы человек был свободен и от материальных, и от политических, и партийных пристрастий, привязанностей, зависимостей, чем сейчас, наверное, в той или иной мере болен каждый из нас. Единственный надежный авторитет человек должен видеть в Православной Божией Церкви. Ибо Церковь не институт или партия, но мистическое Тело Христово и обладает полнотою силы и истины. Даже по поводу голосования он советовал следующее: «Кто ближе к Церкви, кто за нее и за отечество, у кого жизнь согласна с тем, что он говорит, за того и голосуйте». На этой цитате можно было бы построить еще немало текста, но делать этого я не буду, выводы, надеюсь, каждый додумает сам.
Широкое, любящее сердце прп. Паисия Святогорца действительно было неравнодушным к страданиям и проблемам окружающих его людей. Несмотря на то, что сам он стремился к безмолвию, любовь к людям была все же гораздо сильнее. Старец видел, что мир тонет в грехах и, как настоящий учитель, не бросил его на погибель. Именно поэтому сегодня мы можем «впитывать» его простые, доступные, но глубокие и важные наставления. И дай Бог нам всем сил хоть на йоту воплотить их в своей жизни.
Протоиерей Владимир Долгих
https://pravlife.org/ru/content/rassuzhdeniya-prp-paisiya-svyatogorca-o-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии