Раскол в Русской Зарубежной Церкви (2001 г.) и позиция «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви. Слесарев А. В.
С 1996 г. на протяжении пяти последующих лет приходы «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви, вслед за своим духовным лидером архиепископом Лазарем (Журбенко), продолжали мирное пребывание в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. В 1998 г. обе епархии «лазаревской» ветви РПКЦ, находившиеся в юрисдикции РПЦЗ, прошли процедуру официальной регистрации под наименованием «Русская Истинно-Православная Церковь» (РИПЦ). В том же году митрополит Виталий (Устинов), Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, издал указ, согласно которому данное наименование вводилось и в церковный оборот.
После умиротворения кризиса, связанного с российскими епархиями, на несколько лет установилось относительное благополучие во взаимоотношениях РИПЦ со священноначалием РПЦЗ. Однако к 2000 г. начали назревать мотивы, в итоге поставившие под вопрос единство самой Русской Зарубежной Церкви. Во время проведения Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ МП, состоявшегося в августе 2000 г., было принято несколько важнейших решений, изменивших отношение большинства иерархов РПЦЗ к Московскому Патриархату. Первое из них касалось канонизации Новомучеников и Исповедников Российских, часть из которых в свое время не оказывала поддержки Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) и еще ранее была канонизирована в Русской Зарубежной Церкви. Вторым, не менее важным, решением было принятие «Социальной концепции Русской Православной Церкви», в которой делалось заявление о возможности церковного призыва к гражданскому неповиновению православных христиан светским властям, в том случае, если последние принуждают граждан к действиям, противоречащим их нравственным убеждениям. И, наконец, третьим документом стали «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в которых четко излагалась позиция РПЦ МП в вопросе участия в экуменическом движении. В частности, данный документ признавал полноту истины за Православием, а экуменический диалог рассматривался как свидетельство об истине перед инославным миром.
Вышеперечисленные решения фактически устраняли препятствия к началу диалога между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью о восстановлении духовного единства. Архиерейский Собор РПЦЗ, состоявшийся в октябре 2000 г., констатировал, что РПЦ МП активно изживает свои «сергианские» тенденции, то есть отказывается от политики компромисса с нецерковной государственной властью. В этой связи было определено, что окончательное решение вопроса о сближении с Московским Патриархатом будет принято на очередном Архиерейском Соборе РПЦЗ, который должен был состояться в 2001 г.
Изменения, произошедшие в отношении иерархии Русской Зарубежной Церкви к Московскому Патриархату, произвели значительное смущение в среде русской эмиграции. Некоторые представители духовенства и паствы, следуя своим прежним убеждениям, категорически отказывались пересмотреть свое отношение к РПЦ МП. Таким образом, вопрос о восстановлении единства Русской Православной Церкви разделил РПЦЗ и породил внутренние напряжения, грозящие перерасти в новый церковный раскол.
На очередном заседании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, проходившем 10-13 июля 2001 г., решением большинства иерархов Высокопреосвященнейший митрополит Виталий (Устинов), Первоиерарх РПЦЗ, по состоянию здоровья и ввиду преклонного возраста был отправлен на покой. Избрание нового Первоиерарха, которым стал возведенный в сан митрополита архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр (Шкурла), произошло на внеочередном Архиерейском Соборе РПЦЗ, состоявшемся 23 октября 2001 г. Миротворческая политика нового Первоиерарха, направленная на уврачевание раскола и восстановление единства Русской Православной Церкви, вызывала разногласия в среде духовенства и епископата РПЦЗ. Противники диалога с Московским Патриархатом, в число которых к 2001 г. входили епископ Каннский Варнава (Прокофьев) и российские архиереи, за исключением епископа Ишимского Евтихия (Курочкина), убедили митрополита Виталия (Устинова) пересмотреть свое согласие с увольнением на покой и снова встать во главе РПЦЗ. В результате обострившегося конфликта произошел раскол, разделивший Русскую Зарубежную Церковь на две части: Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Лавра (РПЦЗ(Л)) и Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Виталия (РПЦЗ(В)). Примечательно, что по отношению к образовавшемуся расколу российские иерархи РПЦЗ разделились поровну. Архиепископ Одесский Лазарь (Журбенко) и епископ Черноморский Вениамин (Русаленко), настроенные наиболее оппозиционно, вошли в состав РПЦЗ (В), а епископ Ишимский Евтихий (Курочкин) и присоединившийся к нему позднее епископ Симферопольский Агафангел (Пашковский) поддержали позицию РПЦЗ (Л).
Оказавшиеся в меньшинстве, сторонники митрополита Виталия (Устинова) зарегистрировали свою новообразованную юрисдикцию под наименованием «Русская Православная Церковь в Изгнании» (РПЦИ). Духовным и административным центром РПЦИ стал Спасо-Преображенский Мансонвилльский скит, находящийся в Канаде. Вполне закономерно, что в процессе самоорганизации данной раскольнической группировки состоялся ряд епископских хиротоний. Первым "иерархом", рукоположенным уже 3 ноября 2001 г., стал "епископ Мансонвилльский" Сергий (Киндяков). Спустя два дня митрополит Виталий и епископ Сергий возвели епископа Варнаву (Прокофьева) в сан «архиепископа Каннского и Европейского». Данные деяния, совершенные без согласования с архиепископом Лазарем (Журбенко) и епископом Вениамином (Русаленко), сразу же породили новые нестроения в РПЦИ. Кроме того, российские иерархи крайне скептически отнеслись к наименованию юрисдикции последователей митрополита Виталия «Русская Православная Церковь в Изгнании», считая необходимым возвращение к наименованию «Русская Православная Церковь Заграницей». Зарождение нового противостояния в РПЦИ привело к тому, что митрополит Виталий, спустя несколько недель после регистрации собственной юрисдикции, усвоил ей наименование «Русская Православная Церковь Заграницей» - РПЦЗ (В). Однако данное решение не изгладило все нараставшие противоречия. Учитывая старческую немощь и болезненное состояние митрополита Виталия, «архиепископ» Варнава (Прокофьев) и "епископ" Сергий (Киндяков) самочинно провели 6 ноября 2001 г. рукоположение иеромонаха Владимира (Целищева) во "епископа Сакраментского." На этот раз посвящение нового иерарха состоялось не только без уведомления российских архиереев, но и без согласования с самим Первоиерархом РПЦЗ (В). Спустя всего менее недели, 11 ноября 2001 г., "епископ" Сергий (Киндяков) и "епископ" Владимир (Целищев) снова самочинно рукоположили нового "иерарха", которым стал архимандрит Варфоломей (Воробьев), посвященный во "епископа Гренадского". Несогласованность новых архиерейских поставлений с архиепископом Лазарем (Журбенко) и епископом Вениамином (Русаленко) побудили последних заявить о своей отчужденности от РПЦЗ (В), прекращении поминовения митрополита Виталия и сосредоточении высшей церковной власти в России вокруг состоявшего из них же самих "Архиерейского Совещания Российских Преосвященных". Учитывая возможность скорого отделения российских епархий, митрополит Виталий (Устинов) в декабре 2001 г. начал переговоры с российскими архиереями, предлагая им на условиях компромисса сохранить единство с РПЦЗ (В) при получении значительной самостоятельности в церковном управлении. Вскоре в российских приходах было восстановлено поминовение имени Первоиерарха РПЦЗ (В) митрополита Виталия. Итогом переговорного процесса явилось распоряжение митрополита Виталия на имя архиепископа Одесского и Тамбовского Лазаря (Журбенко) от 11 марта 2002 г. следующего содержания:
«Ваше Преосвященство, Дорогой Владыко!
Бог да благословит Вам совершить хиротонию новых епископов. Вам надлежит создать свой Архиерейский Синод, который был бы в согласии с нашим Архиерейским Синодом. Я на очередном Архиерейском Соборе сообщу всем нашим архиереям о таком положении. Будем с Россией единомысленны и единодушны при разных церковных администрациях. Сама церковная жизнь нам это почти что диктует. Храни Вас Христос и да покроет Вас своим Омофором Его Пресвятая Матерь. Ваш искренний доброжелатель.
+Митрополит Виталий (подпись).
26 февр./11-го марта 2002 г.».
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии