Раскол и исповедничество: вся драма украинского Православия. Ярослав Нивкин
Хронология украинского раскола с возникновения УПЦ КП и до его легализации Фанаром. Почему истинная Церковь, несмотря на все усилия политиков, лишь растет и укрепляется.
Закат советской эпохи прямо отразился на положении Церкви, в том числе и в Украине. С одной стороны, это было время возрождения веры и массового строительства храмов, с другой – рост национализма на Западе страны и масштабные захваты церквей униатами и раскольниками-автокефалами.
Филарет Денисенко, который долгие годы был законным митрополитом и главой Украинского экзархата РПЦ, гневно обличал и сами захваты и безблагодатность иерархии автокефальной Церкви.
Филарет в бытность каноническим архиереем.
В частности, 4 ноября 1990 года на проповеди в Флоровском монастыре Киева он утверждал: «...грехи там, у автокефалистов, отпускаться не могут. Потому что мирянин не может этого сделать, но только священник или епископ. Таинство причащения тоже недействительно. Это не Тело и Кровь Спасителя, а простые хлеб и вино. И поэтому никто не должен соблазняться этой автокефалией. И вообще эта Церковь создана не для спасения человеческих душ, а для того, чтобы бороться, быть политическим инструментом против Москвы. Вот для чего нужна эта автокефализация церкви!».
В 1990 году умер Патриарх РПЦ Пимен, и состоялись выборы нового Предстоятеля. Филарет был в числе претендентов и рассчитывал с помощью коммунистов победить, но стал лишь третьим.
Тогда он потребовал для УПЦ статуса полной автокефалии, рассчитывая управлять если не Русской, то Украинской Церковью, которая в 1990 году получила грамоту от РПЦ. В ней было написано, что отныне эта Церковь получает права широкой автономии и полную административную самостоятельность.
Находясь в Софийском соборе Киева Алексий II, Патриарх Русской Православной Церкви заявил:
«Мы, смиренный Алексий II, Божией милостию Патриарх Московский и всея Руси, благословляем через настоящую грамоту силою Всесвятого Духа быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении».
В ноябре 1991 года был созван собор УПЦ, где Филарет заставил всех епископов УПЦ подписать обращение с требованием автокефалии. Однако православный народ Украины не готов был разрывать молитвенную связь с Русской Церковью и идею полной автокефалии не принял. Потому многие епископы, в том числе и нынешний предстоятель Блаженнейший Онуфрий, свои подписи отозвали. Тогда Филарет сместил их со своих кафедр.
В 1992 году уже на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Даниловом монастыре, большинство епископов Украины выразило недоверие Филарету. Его обвинили в диктаторстве и жестокости в управлении Церковью, а также аморальном образе жизни, поскольку монаху запрещено иметь жену и детей. Филарет перед крестом дал архиерейское слово подать в отставку:
«Сказано в Евангелии: пусть у вас будет «да, да»; «нет, нет»; а все что сверх этого – от лукавого. Если я сказал, что я это сделаю, значит я сделаю. Я подам прошение Архиерейскому Собору Украинской Православной Церкви о том, что я прошу взять от меня эти полномочия и права предстоятеля УПЦ и избрать на это место нового предстоятеля».
Однако своего слова Филарет не сдержал, и по возвращении заявил: «Запомните – я никуда не уйду»! В итоге, общим решением епископов УПЦ на Харьковском Соборе Филарета сместили и новым Предстоятелем стал митрополит Владимир (Сабодан).
Однако Филарет не смирился. При помощи президента Кравчука и депутатов он решил пойти на союз с теми, кого еще вчера ненавидел и обличал – с националистами и автокефалами. Так появилась УПЦ Киевского патриархата.
Из всей Украинской Православной Церкви за Филаретом в раскол ушло лишь два епископа. Зато митрополита Владимира, который стал Предстоятелем УПЦ вместо Филарета, на вокзале в Киеве встречали десятки тысяч людей.
Митрополит Агафангел, правящий архиерей Одесской епархии УПЦ:
«Десятки тысяч людей при выходе из вагона встречали Блаженнейшего, и народ в ликовании пел «Христос воскресе!». Со слезами на глазах люди подходили, кланялись, постилали свои одежды. Тогда со всех епархий прибыло очень много духовенства. Только с Винницкой епархии прибыло 5 автобусов».
С момента ухода в раскол риторика Филарета резко сменилась с прокоммунистической на националистическую. Он стал превозносить все то, что еще вчера яростно критиковал.
За непослушание Церкви в 1992 году с Филарета был снят сан. В 1997 за раскольническую деятельность он был отлучен от Церкви и предан анафеме.
Прещения Филарета были признаны абсолютно всеми Поместными Церквями, и в первую очередь – Константинопольской. В 1992 году патриарх Варфоломей направил в адрес патриарха Алексия письмо, в котором о решении по Филарету сказано: «... признавая по этому вопросу полноту исключительной компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимаем синодально решение о вышесказанном».
В 1997 году патриарх Варфоломей пишет Предстоятелю Русской Церкви: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и просили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь».
Все письма Филарета на Фанар с апелляцией и просьбой взять его под свое крыло, остались без ответа. Константинополь признавал каноническим первоиерархом в Украине только митрополита Киевского – главу Украинской Православной Церкви.
В 2008 году, когда в Украине праздновали юбилей 1020-летия Крещения Руси, патриарх Варфоломей сослужил в Киеве с патриархом Русской Церкви Алексием, главой УПЦ Блаженнейшим Владимиром и другими русскими и украинскими иерархами.
В 2016 году в Шамбези на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей патриарх Варфоломей назвал Блаженнейшего Онуфрия единственным каноническим первоиерархом в Украине.
Скриншот публикации ТСН
Но прошло всего несколько лет, и в Украине произошел Евромайдан. К власти пришли пронационалистические силы, которые взяли курс на поддержку раскольников и уничтожение канонической Церкви.
В 2016 году, когда Украинская Православная Церковь организовала масштабный Всеукраинский Крестный ход с молитвой за мир из Почаевской и Святогорской лавр в Киево-Печерскую. Националисты блокировали шествие, минировали дороги и устраивали провокации против крестоходцев. При подходе крестного хода со Святогорской иконой Богородицы к Борисполю, только вмешательство полиции спасло верующих от расправы. Националисты, которые не смогли добраться до крестоходцев, стали швырять яйца в икону. Священник вынужден был снять облачение и накрыть им образ.
Священник УПЦ накрывает своим облачением Святогорскую икону Богородицы, защищая ее от националистов
Президент Порошенко, который долгие годы был прихожанином канонической Украинской Православной Церкви к концу своей каденции и приближением новых президентских выборов сделал ставку на националистов и резко поменял отношение к УПЦ.
Он стал причащаться у греко-католиков, а затем предпринял ряд шагов по созданию новой Церкви. Его политтехнологи и не скрывали, что проект новой религиозной структуры – политическая предвыборная технология.
Тарас Березовец, политтехнолог команды Петра Порошенко:
«Можно сказать, что это обычная предвыборная технология. И это будет правдой, потому что за Единую Поместную Церковь в Украине выступают 36 % населения».
Сам Порошенко ставил вопрос новой Церкви в один ряд с политическими проектами, которые, по его мнению, должны были обеспечить ему победу на выборах:
«Для меня дело утверждения Поместной Церкви – дело такой же важности, как полученный безвиз, соглашение об Ассоциации с Евросоюзом, как наша с вами общая борьба за членство в Евросоюзе и членство в НАТО, которые еще у нас впереди».
В 2016 году Верховная Рада проголосовала за законопроект «Об Обращении Верховной Рады Украины к Его Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине».
Давайте взглянем, кто здесь инициаторы обращения. Депутаты: Парубий, Высоцкий, Левус, Княжицкий, Матиос, Еленский, Демчак. Почти все из авторов обращения являются греко-католиками и не имеют к Православию абсолютно никакого отношения.
В апреле 2018 года Порошенко после поездки на Фанар объявил, что договорился с патриархом Варфоломеем о создании новой Церкви.
Порошенко подверг иерархов канонической Церкви жесткому давлению с целью принудить их объединиться с раскольниками под началом Фанара. Архиереев вызывали в Службу безопасности Украины для бесед и допросов, под епархиальные управления посылались купленные «активисты», которые кричали угрозы и оскорбления:
«Україна понад усе! Коммуняцького попа на гілляку, як москаляку».
В украинских СМИ распространялись провокации, что якобы множество архиереев готовы объединиться с раскольниками из Киевского патриархата и УАПЦ.
Однако 15 декабря 2018 года, когда начался так называемый «объединительный Собор» в Софийском храме Киева из 97 архиереев Украинской Православной Церкви появилось только двое. И лишь один из них – правящий, Симеон Шостацкий из Винницы, близкий товарищ Порошенко, которому тогдашний президент пообещал пост предстоятеля новой структуры.
Президиум "объединительного Собора"
Все заявления и Фанара и бывшего президента Порошенко об объединении ВСЕГО украинского православия оказались ложью – никакого объединения не произошло даже между раскольниками из Киевского патриархата и УАПЦ. В новой структуре в каждом городе оказалось в итоге по две епархии ПЦУ и по два правящих епископа, а в Виннице, откуда родом Симеон Шостацкий – три.
Каноническая Украинская Православная Церковь никак не изменилась, она по-прежнему в два раза превосходит количеством приходов раскольников, а по числу монастырей и монашествующих – в десятки раз. Однако Порошенко в последние месяцы своего правления дал команду на насильственное «объединение» в новую структуру.
В селах местные власти получили команду проводить под видом собрания церковной общины собрания всех жителей села и переводить их в ПЦУ.
В итоге, церковная община собиралась в храме и решала остаться в канонической Церкви, а община села, в который были и униаты, и протестанты, и атеисты собирались параллельно в клубе и принимали решение о принудительном переводе церкви в ПЦУ.
С помощью полиции и радикалов захватывались храмы, спиливались замки болгаркой, бензопилой, ломались ломом. Верующих УПЦ силой изгоняли из своих храмов, множество людей получили в столкновениях травмы.
После захватов десятки приходов вынуждены теперь молиться в частных домах, сараях, гаражах, или просто под навесом.
В то время, как каноническая Церковь сохранила единство, находясь под огромным давлением властей, новообразованная структура раскололась. Филарет Денисенко с несколькими епископами вышел из ПЦУ и снова возглавил Киевский патриархат. Относительно Епифания Думенко Филарет заявил, что если он был под анафемой, то Епифаний и другие члены ПЦУ даже не священники:
«Если я был под анафемой, то это означает, что все эти епископы (ПЦУ – Ред.) недействительны. И Епифаний не только не является митрополитом – он даже не священник».
***
С первых шагов создания ПЦУ Епифаний и глава украинских униатов Святослав Шевчук разработали карту сотрудничества. Епифаний Думенко заявил журналистам, что ключ к единству ПЦУ и униатов находится в Риме и Константинополе.
22 сентября 2019 в Виннице три епископа ПЦУ, в том числе и Симеон Шостацкий приняли участие в совместном шествии с католиками и униатами.
14 октября в городе Вараш в алтаре православного храма вместе с Епифанием Думенко и другими членами ПЦУ молился католический священник Василий Плахотка.
4 ноября в селе Гермаковка Тернопольской области настоятель местного храма ПЦУ Владимир Стефанко молился на праздничном богослужении УГКЦ вместе с униатским епископом Дмитрием Григораком и греко-католическими священнослужителями.
В тоже время каноническая Украинская православная церковь с каждым годом имеет всё большую поддержку украинского народа. Нападки и давление властей, их очевидная поддержка раскольников дают обратные результаты. В церкви приходит все больше людей. Общины, у которых отбирают храмы, строят новые.
И если в 2018 году на крестном ходе в Киеве посвященном Дню Крещению Руси было 250.000 крестоходцев, то в 2019 уже 300.000. И в этом большая заслуга предстоятеля УПЦ – Блаженнейшего Онуфрия. Он не делает политических заявлений, никого не осуждает, он говорит о вере и спасении.
И можно смело говорить – несмотря на все бури с томосами, продавливание Фанаром признаний ПЦУ в греческих церквях, Украинская Православная Церковь продолжает свое развитие, и украинский народ вместе с ней и ее Предстоятелем.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии