Прозорливый старец и наставник афонских мучеников: Прп. Акакий Кавсокаливит
25 апреля в Кавсокаливском скиту на Святой Горе Афон совершается панигир в память о преподобном Акакии новом Кавсокаливите (ок. 1633 - 1730) – возобновителе монашеской жизни на Кавсокаливии, прославившемся чудесами прозорливости, а также подвигами постничества и старчества.
Преподобный Акакий родился около 1633 года в селении Голица в Эпире (северо-западная Греция, ныне селение Айос-Акакиос) в благочестивой семье, в крещении был назван Анастасием. Его семья была бедной, и он ещё в юном возрасте, выполняя различные тяжелые работы, был вынужден взять на себя обеспечение родных. Святой не получил иного образования, кроме того, которое заключалось в изучении Закона Божия, в чтении житий святых и посещении церковных служб.
Когда Анастасий достиг совершеннолетия, мать решила его женить, но юноша отказался от брака, желая посвятить себя иноческой жизни, и бежал из дому. Стремясь служить Богу в удалении от мира, Анастасий в возрасте 22 лет направился в пределы Загоры и там поступил в Троицкий монастырь Суровия близ селения Макриница, основанный святым Дионисием Олимпийским, где и принял монашеский постриг с именем Акакий.
В первую ночь после пострижения он удостоился видения: в руке его явился горящий светильник, озаряющий всё вокруг. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он начал ревностно подвизаться: смирялся и отсекал свою волю, с радостным сердцем брался за самую тяжёлую работу и снискал расположение всех братий.
Любовь ко Господу, пылавшая в сердце Акакия, часто побуждала его удаляться в лес, чтобы предаваться созерцанию. Духовная жажда святого все возрастала, поэтому по совету опытных старцев он отправился на Святую гору Афон, где посетил известных подвижников. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырём Григориат вместе с двумя отшельниками.
Достаточно постранствовав по разным местам Святой Горы, он обосновался обосновался в местности великих подвижников, известной ныне под названием Кавсокалива. Поселившись в келье при Преображенском храме, он прожил здесь 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня.
По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в своё время подвизался святой Максим Кавсокаливит. Преподобный Акакий вёл превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Преподобный ел ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни, а иногда крошил камни в коренья, которые принимал в пищу, так что у него шла горлом кровь. Бесы с еще большей яростью стали приступать к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего.
В награду за неустанное борение Господь сподобил святого дара чистой молитвы и доверил ему тайны, сокрытые даже от ангельского разумения, тайны, которые будут явлены избранным в будущем веке. Стоя на молитве, человек Божий оставался недвижим, как столп, а ум его возносился к небесам, отложив всякое попечение о мире, тело же излучало радость и приобретало невыразимо прекрасный вид. Некоторые из приходивших к нему, люди благочестивые и достойные доверия, рассказывали, что, когда святой произносил слова молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!», языки пламени исходили из его уст.
Возобновляя учение преподобного Симеона Нового Богослова (память 12 марта), святой Акакий наставлял, что тот, кто желает видеть Христа в вечности, должен еще в этой жизни, посредством нисхождения Божественной благодати, приобрести духовную чувствительность, чтобы созерцать духовные сущности так же ясно, как вещи материального мира.
Преподобный уже несколько лет пребывал в пещере, когда к нему пришел святой Роман Карпенисийский. Он хотел пребывать вместе с ним, чтобы подготовиться к мученическому подвигу. Акакий, после бывшего ему видения, постриг Романа в великую схиму и позволил принять мученический венец. После его ухода Акакий некоторое время жил в пещере святого Афанасия Афонского. Там пред ним в видении предстал святой мученик Роман в неизреченной славе, с ликом, сияющим подобно солнцу.
Возвратившись в Кавсокаливийскую пещеру, святой построил себе хижину по соседству. Как-то раз в зимний день святой никак не мог согреться от разведённого им огня. Он понял, что это - бесовское искушение. Погасив огонь, Акакий нагим бросился в снег. Тогда чудесная теплота разлилась по его телу, как если бы он оказался в бане.
Подвигами и молитвами прп. Акакия в Кавсокаливиях была возобновлена монашеская жизнь. По его молитвам здесь также был изведен источник, существующий до сих пор.
Господь наделил преподобного Акакия дарами прозорливости и пророчества. Благодаря этому он проникал духовным взором в души приходивших к нему людей и открывал их тайные грехи или прикровенно, одними намеками, извещал их о будущем. Святой был настолько исполнен благодати Божией, что один его приход приносил людям мир и возвращал веру в Бога.
Многие из посетителей преподобного сделались его учениками, поселились в окрестностях пещеры и основали скит, получивший с той поры название Кавсокаливский. Дабы порадовать учеников, святой Акакий молитвой извёл из земли источник, доставлявший им воду в изобилии. Однако он их поучал, что надлежит строго соблюдать пост и не предаваться сну во время ночных бдений, дабы победить склонность плоти к наслаждению. На вопрос, сколько времени можно уделять сну, святой ответил: "Полчаса достаточно для истинного монаха". Сам же он проводил всю ночь в молитвах и позволял себе лишь немного отдохнуть утром.
Особую роль в духовной жизни преподобного Акакия играло молитвенное почитание преподобного Максима Кавсокаливита. Когда демоны наводили на Акакия уныние, он призывал этого святого и чувствовал его предстательство. Неоднократно преподобный Максим чудесно являлся ему, облачённый в священнические одежды, озарённый небесной славой и в сопровождении монахов, одетых в белые одежды, – так бывало в минуты уныния и отчаяния. Святой Максим укреплял Акакия и воодушевлял на брань против естества ради обретения благ, которые выше естества. Однажды, когда святой Акакий был удручен унынием, он увидел рядом с собой маленькую птичку, которая пела невыразимо прекрасно и своим пением рассеяла его тревогу. Слушая ее, подвижник предвкушал небесные блага.
Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим Эльбасанский (память 11 июля), со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Преподобный благословил Никодима своим посохом и вручил его мученику, чтобы он предстал с ним перед пашой и не убоялся принять смерть за Христа.
Прп. Акакий дал благословение принять мученическую смерть ради любви ко Христу и третьему мученику – святому Пахомию Русину (память 7/21 мая). Этот святой был учеником прп. Акакия. В миру Прокопий, он родился на Украине и в детстве был взят в плен татарами, которые продали его в рабство одному турку в город Усаки (Филадельфия) в Анатолии. В рабстве он прожил 17 лет, а получив свободу удалился на Святую Гору Афон, где принял постриг с именем Пахомий и со временем перешел в Кавсокаливский скит, где жил под руководством старца Акакия. Придя в Константинополь, он открыто исповедал себя христианином, за что был заточен в тюрьму, где от него потребовали принять ислам. Отказавшись на суде отречься от веры, он был осужден и обезглавлен в городе Усаки в день Вознесения Господня, 7 мая 1730 года. Святые мощи его почивают в монастыре на острове Патмос, в обители святого апостола Иоанна Богослова.
Помимо прпмч. Романа († 5 янв. 1694) и прпмч. Пахомия Русина († 21 мая 1730), за исповедание христианской веры пострадал и другой ученик прп. Акакия – прпмч. Никодим Албанский († 11 июля 1722).
Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох. Монахи попросили об этом проигумена Великой Лавры Неофита, который и назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником), вручив ему жезл. Святой Акакий по своему смирению подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту.
О своей кончине 97-летний старец знал за несколько дней, о чём и сообщил иноку Афанасию, пришедшему из скита святой Анны посетить его.
Преставился преподобный Акакий 12 апреля (ст.ст.) 1730 года. Все монахи Святой Горы оплакивали его как отца.
Память совершается 12/25 апреля и в Соборе Афонских Преподобных.
В кириаконе Кавсокаливского скита по сей день хранится главная святыня обители – глава прп. Акакия.
Справка:
Скит «Кавсокаливия» состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и расположен на южной оконечности Афонского полуострова, на скалах, по направлению к Великой Лавре, на высоте 120 м над уровнем моря. Название «Кавсокаливия» (переводится как «поджигатель хижин») утвердилось от имени преподобного Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, он сжигал свой домик, поднимаясь все выше в гору, где строил себе новую хижину.
Главный храм скита — Кириакон. Сюда на воскресную литургию собираются подвижники и старцы из своих калив. Храм был построен неким русским военачальником. Его иконостас представляет сплошную резную миниатюру. От Кавсокаливии горная тропа ведет вверх к пещере преподобного Нила Мироточивого.
Своего расцвета Кавсокаливский скит достиг в начале XVIII столетия при преподобном Акакие. Он возобновил скит после длительного запустения. Постепенно скит разросся до 40 самостоятельных келий, в которых проживало до 200 иноков-подвижников.
В настоящее время в скиту находится 39 калив, из которых 17 населены. Имеется своя иконописная мастерская, расположенная в двухэтажном здании. В скиту подвизаются 45 монахов.
Обитель издревле славится многими подвижниками, одним из которых в последнее время широко известен прп. Порфирий Кавсокаливит (+1991).
Источник: http://afonit.info/biblioteka/zhitiya-afonskikh-podvizhnikov/prozorlivyj...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии