ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 8-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ПРЕДПРАЗДНСТВО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня 8-я неделя после Пятидесятницы, и мы с вами в том числе празднуем Предпразднство праздника Преображения Господня, 18 августа. И настолько это значимый праздник в нашей жизни и в Церкви, что он празднуется аж целых 9 дней, и отдание его будет 26-го августа.
Уже сегодня поются тропари, кондаки этому празднику, читается канон, поются стихиры. И нам, конечно, очень важно понять суть этого события, потому что от этого во многом зависят результаты нашего труда по спасению нашей души: удачны они или неудачны; угодны они Богу или неугодны; правильно мы идем или нет; правильно мы понимаем свою веру или нет?
И здесь мы должны понять смысл нашей веры – во внутреннем духовном преображении человека. А если такой цели человек не ставит, то вера быстро становится ханжеством и лицемерием, либо просто ритуалом, призванный убедить человека, что он духовно верующий.
Как известно, Господь преобразился на Фаворе незадолго до своего распятия, а, по преданию, за 40 дней до Голгофы. И возникает вопрос: «А почему мы сейчас празднуем, а не во время Великого поста?» Во-первых, отцы Церкви посчитали, что этот светлый и радостный праздник не совсем соотносится с духовным укладом Великого поста. И поскольку он предварял распятие Господа, то они взяли двунадесятый праздник Крестовоздвижения, который празднуется в сентябре, отсчитали от него 40 дней и назначили праздник 19-го августа, который как раз попадает на Успенский пост, который по своей строгости соответствует Великому посту.
Во-вторых, древняя Церковь, руководствуясь педагогическими и антиязыческими задачами, зачастую приурачивала даты своих праздников к дням языческих торжеств для попрания языческих праздников. В данном случае в Армении праздновался праздник богини Астхик – праздник «вардавар», а в Каппадокии – Афродиты – праздник «вартувария».
Смысл праздника Преображения отражен в тексте тропаря и кондака. Однако, не столько богослужебное поклонение помогает нам понять духовный смысл данного существа, но и слова святых отцов. Преподобный Симеон Новый Богослов как-то раз, отвечая на вопрос, какая же ересь может считаться для христианина самой опасной (и мы тоже зададим себе такой вопрос: какая ересь самая опасная), дал удивительный ответ, весьма неожиданный. Он не назвал здесь такие известные ереси, как арианство или иконоборчество, несторианство или монофизистство. «Самая опасная ересь, – сказал он, по убеждению преподобного Симеона, – утверждать, что сегодня Церковь, спустя многие столетия после апостольского века, не обладает абсолютно теми же духовными благодатными дарами, что и во дни события Пятидесятницы, в момент сошествия Святаго Духа на учеников Христа. Самая страшная ересь – утверждать, что Церковь уже не та, что прежде, что христиане сегодня недееспособны стяжать ту же самую меру Духа, что и древние святые. А ведь у нас Источник святости один и тот же – вечный, неизменный и совершенный Бог».
Но чем же – мы спросим у себя – личный опыт богообщения святого Феофана Затворника, святителя Филарета Московского, преподобного Силуана Афонского, преподобного Паисия Афонского оказывается менее значимым, чем, например, опыт духовного делания святителя Афанасия Великого, святителя Кирилла Александрийского или того же преподобного Симеона Нового Богослова?
Итак, важнейшим евангельским событием, предварившим собою Преображение Христа, более того, ставшего неким его духовным фундаментом, было исповедание Петра: Ты – Христос, Сын Бога живаго. По убеждению преподобного Иоанна Дамаскина именно исповедание веры Христа, сказанное, стало подлинным духовным основанием для Преображения Господа на Фаворе.
Восхождение на гору Фавор есть символ высоты добродетели, на которую призван восходить всякий христианин, ведь увидеть свет Солнца правды – Христа – можно только на высоте любви. По-другому невозможно.
Сразу возникает вопрос: «Почему Христос взял только троих – Петра, Иакова и Иоанна?» Во-первых, святитель Филарет Московский говорит: «Согласно ветхозаветному законодательству, показание трех свидетелей считалось юридическим точным». Во-вторых, по мысли Григория Синаита, число трех символизирует на Фаворе Троичность Божества, а также трех сил человеческой души: ума, слова и духа.
Святитель Иоанн Златоуст полагает, что Петр превосходил прочих силой своей любви ко Христу, Иоанн – мерой любви к Нему Самого Господа, а Иаков – готовностью пойти за Спасителем на жертву. Святитель Феофан Затворник считает, что Петр был введен на Фавор как наиболее ревностный в вере, Иаков – как праведный, Иоанн же – как сам уже преисполненный той же благодатью, которую ему здесь предстояло узреть. Господь не взял прочих апостолов, чтобы в их числе не оказался Иуда, который был недостоин этого.
Бог есть истина, константа: Он вчера, сегодня и завтра Один и Тот же, неизменен и постоянен в добре. Поэтому возникает вопрос: «А как Он преобразился? Он, что, стал другим, что ли? Он что, меняется?» Поэтому святые отцы говорят, что правильнее было бы говорить, что не Христос преобразился, а апостолы на некоторое время преобразились духовными очами, стали дееспособные на некоторое время видеть славу Христа, Фаворский Свет, нетварную энергию.
Преподобный Иоанн Дамаскин обращает внимание на парадоксальную ситуацию: в это время молились не только ученики, но и молился Сам Христос, как Он делал неоднократно в Своей жизни. Возникает вопрос: «Зачем ему молиться, ведь он же – Бог, Сам – Сын Божий? Может ли Бог молиться Богу? Есть ли смысл Богу молиться Самому Себе? Естественно, интересный вопрос, да?
И вот как на него отвечают святые отцы. Иоанн Дамаскин говорит, что «Христос усвоил Себе не только нашу человеческую природу, но и естественный порядок нашего людского существования, и показал нам образец, что нельзя достичь спасения без молитвы, наставляя нас Своим примером. И вторая причина, что Христос «прячет» как бы от диавола Свое Божество, Свое Божественное достоинство, чтобы дезориентировать его. Христос часто молился, как самый обыкновенный человек, и даже, увидев на горе сияние лика и одежд Спасителя, диавол ошибочно решил, что блистание Христа пришло к Нему с небес, а не было связано с Его Божественной сущностью». Потому что, если диавол понял бы, кто перед ним стоит, он никогда бы не пошел на то, чтобы распять Христа, потому что понимал бы, что конец ему приходит. А он бы не подписывал себе такое стечение обстоятельств. И поэтому, некоторым образом, он был обманут, введен в искушение, и так и не понял, кто перед ним стоит. Он до конца хотел это понять.
Вопрос: а ради чего Господь преобразился перед апостолами? И святой Андрей Критский говорит: «Это стало для всего человеческого рода величайшим за всю его историю Богоявлением. Христос показал подлинное величие и славу Своей Божественной природы перед Своим добровольным распятием, ибо Он – Истинный Бог». Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте, – как было сказано на Фаворе.
Святитель Филарет, митрополит Московский говорит: «Именно Преображение Христа на Фаворе и стало для апостолов навсегда – до самого конца их жизни – одним из важнейших оснований их твердой веры в Божественное достоинство Господа. Он есть Истинный Бог и истинный человек».
Святитель Прокл Константинопольский указывал, что это событие произошло, чтобы показать грядущее преображение человеческой природы и всякого человека, который соединяется со Христом. Фаворский Свет – это сияние Самого Бога. Он – нетварный Божественный Свет, предвечный и предвечно исходящий из неприступной для человека Божественной сущности, из единой и общей природы Пресвятой Троицы, как сияние Ее благодати.
Этими Своими нетварными Божественными энергиями Бог создал Вселенную, промышляет о мире, спасает и освящает всякого человека. Христианин может приобщиться Божественным энергиям, однако Божественной сущности он приобщиться не может. Некоторые древние церковные писатели ставят знак равенства между понятием «Фаворский Свет» и «Божественная энергия», то есть то, что мы называем с вами «благодатью».
По мысли святителя Филарета Московского, именно Фаворский Свет привлек Моисея и Илию на гору Преображения, привел их сюда своим путеводным сиянием, подобно маяку, ко встрече со Христом. Они потянулись на гору Фавор.
Блаженный Августин сравнивает сияние на Фаворе одежды Господа с его Церковью, в которую, как в некую прекрасную сияющую ризу, облачен сегодня Сын Божий.
«К подобному же личному преображению, даруемому силой Божьей в ответ на нашу любовь к Богу и ближнему, на подлинную христианскую жизнь, призваны стремиться и все члены Церкви», – как говорит преподобный Григорий Синаит.
Святой Григорий Палама говорит, что Христос возводит всех достойных на тот же самый Фавор, на который прежде возвел Своих апостолов, каждого в свое время, когда он бывает к этому готов.
«Все христиане – все, каждый – призваны пройти путь к видению Фаворской славы Христа», – говорит святитель Филарет Московский. – Такая необходимая для спасения и для личного восхождения на Фавор Божественная благодать Света и святости подается христианину через таинства Церкви». И поэтому Церковь постоянно говорит о том, чтобы мы были непрестанными участниками Таинства Церкви и жили в ней благодатью.
Святитель Филарет Московский говорит, что «праведники, просвещаясь Фаворским Божественным Светом, одновременно просвещают им и всех вокруг». И поэтому преподобный Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен – и многие вокруг тебя спасутся». «Тогда, – как говорит священномученик Алексей Мечёв, – рядом с ним начинает преображаться и весь мир – служа Ему и являя Ему свое послушание».
Преображение на Фаворе есть прообраз Второго Пришествия Господа, залог прославленного состояния праведника в будущем веке. Господь снова придет в мир таким, каким Он явился на горе Преображения. Ибо и праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца, – говорится в Евангелии.
«Так кто же из нас, христиан, сможет сподобиться такой радости?» – задается вопросом преподобный Федор Студит. «Те, – говорит он, – кто будут иметь душу, чистую от грехов, то есть жить в покаянии».
По утверждению Блаженного Августина, Преображение Господа является еще и залогом грядущего всеобщего воскресения из мертвых. Он говорит, что падение ниц на горе апостолов есть символ нашей смерти, кончины, как бессильного ниспадения в земляную могилу. То же, что Христос по окончании явления Своей славы поднимает их с земли, есть прообраз будущего воскрешения.
Почему Моисей и Илия предстали на Фаворе? Для чего они там присутствовали? Первое, Моисей представлял ветхозаветный закон, а Илия – ветхозаветных пророков. Второе, по мысли Иоанна Златоустого и Ионна Дамаскина и других – как знамение того, что Спаситель имеет власть над живущими и над мертвыми; Моисей умер, а Илья был взят живым на небо. И в-третьих, пример ветхозаветной святости, которой надлежало подражать и превзойти ее апостолам. Четвертое, согласно преподобному Ефрему Сирину, на Фаворе происходит встреча двух Заветов – Ветхого и Нового. Их совместное свидетельство о Христе открылось и исполнилось в Господе Иисусе. Здесь Моисей и Илия, а через них и все чаявшие Христа ветхозаветные праведники, узнают самую главную новость за всю историю мироздания: ныне Сын Божий воплотился нашего ради спасения и, будучи Истинным Богом, сделался теперь истинным человеком. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Не только апостолы, но и Моисей, и Илья оказались на Фаворе, чтобы познать истинную богословскую тайну во всей полноте, что Бог есть Троица.
Некогда Моисей за свой грех не был допущен Богом в Землю Обетованную, умер вне ее пределов – лишь издали, с вершины горы Нево мог видеть Палестину. В миг Преображения Господа Бог исполняет его желание – Моисей оказывается в пределах Земли Обетованной.
Моисей и Илья говорили со Христом на Фаворе об Его исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Почему Моисея и Илью узнали апостолы? Это свершилось благодаря силе нетварного Божественного света. Теперь Моисей, по мысли святого Анастасия Синаита, может воскликнуть, как сказано в Исходе: Ныне я видел Тебя, истинно Сущего и Присносущего со Отцом, изрекшего мне на горе: «Аз есм Сущий». Когда светлое облако благодати осенило их, и глас из облака глагола: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте, – апостолы подняли глаза и теперь увидели только Христа, ибо эти слова относились к Нему, а не к пророкам.
По мысли святителя Иоанна Златоуста, сей глас прозвучал, чтобы ободрить апостолов в преддверии грядущих Страстей Христовых. А главная цель, что Он – Христос – Сам есть Истинный Бог, единородный, возлюбленный Сын Бога Отца. Сии слова, похоже сказанные Богом и Отцом на Иордане при Крещении, но добавлено одно: слушайте Его.
И еще интересная мысль: по мнению Григория Паламы, «теперь на Фаворе глас Отца свидетельствует, что прежний закон становится приходящим, временным и лишь приуготовительным к пришествию Христа, что теперь он упразднен. Ныне нам надлежит слушать уже не закон, но одного Христа».
«Страх апостолов, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – был вызван величайшей мерой Божественного сияния, которую они не могли выдержать».
Еще один интересный момент: по мнению преподобного Анастасия Синаита, Бог в том числе на Фаворе им показал, что будет происходить в последние дни нашего с вами существования – Конец века, во время Второго Пришествия Христа.
И как всегда, дорогие братья и сестры, подготавливаясь к этому празднику и понимая его важность для нашего спасения, мы закончим наше повествование как всегда словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священноархимандрита нашей святой обители: «Подлинное преображение личности есть такое развитие образа Божиего в человеческой природе, которое максимально приобщает человека к Богу. Да поможет Господь, – говорит Святейший Патриарх, – всем жить в этом Божественном свете!»
Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иеромонах Серафим (Панич)
https://www.optina.ru/sermon/24_predprazdnstvo_preobrazhenija_gospodnja
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии