ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 11-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. СРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Picture background

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, мы с вами сегодня за Божественной литургией слышали такую очень важную для нас, для нашей духовной жизни притчу. Эта притча обычно именуется «О двух должниках». Один был должен тьму талантов – это огромная сумма денег, а другой был должен какие-то мелочи, сто динариев. Но само по себе простое понимание этой притчи – говорить, наверно, не нужно, и так всем понятно, мы это уже много слышали, мы это усвоили, мы это стараемся все принимать, потому что мы люди верующие, – что надо нашим ближним прощать.

Поэтому речь о том, что, например, нам Бог прощает наши большие, бесчисленные грехи – мы это все сознаем. И если кто-то против нас согрешит каким-то пустяком, понятно, что никто из нас не будет на него набрасываться, душить его, строить ему козни. Это, конечно, сейчас в миру происходит у многих людей, но у нас, верующих, такого не происходит. Но притча очень глубокая. И вот надо помнить, братья и сестры, что любая притча, любой закон духовный, выраженный Спасителем, либо апостолами – всё это заповеди. Хотя они не имеют, может быть, форму заповеди иногда, но это то, что нам в обязательном порядке заповедано делать.

И вот в конце этой притчи, что сказано? Что если мы не простим от сердец наших ближним их прегрешения, то и Бог нас не простит, не оставит нам наши грехи. То есть мы от сердца должны простить их согрешения. То есть дело это более сложное. Одно дело – не мстить внешне, не отвечать на зло каким-то другим внешним злом, а другое дело – простить от всего сердца, чтобы на человека не осталось ничего, кроме любви и доброжелательности, как бы он с нами не поступал. Вот задача стоит сложная. Но почему это необходимо?

Господь вот в этих словах притчи, что вот этот грешник, то есть человек, который не простил своему ближнему маленький долг, – он будет схвачен, брошен и мучен. Но мы, конечно, с вами, зная учение нашей Церкви, учение Христово, мы понимаем, что Господь будет от нас требовать не какие-то дела – как даже в Евангелии, кстати, об этом говорится, что за дела как бы, да, – а по нашему состоянию. То есть Господь ясно говорит: В чём застану, в том и сужу. То есть в каком мы состоянии будем, в таком и будем судимы.

И вот ещё другой эпизод из Евангелия, когда Господь зашел к фарисею поужинать, и тут пришла грешница, женщина, которая обливала Его ноги слезами, вытирала волосами и мазала миром. И вот Господь сказал этому фарисею, что ей много оставляется, хотя это была великая грешница, а фарисей был, ну, не такой уж как бы и грешник. Ей много оставляется, потому что она много любит. Вот от этого зависит то отношение с Богом, то состояние присутствия Бога в нас, в нашей душе, как мы к Богу относимся. И поэтому все евангельские притчи – они направлены к тому, чтобы нас научить любви к Богу и к ближним.

То есть цель этой притчи – именно это, чтобы мы научились с любовью относиться не только к тем, кто к нам хорошо относится, потому что в этом нет ничего особенного, как говорит Господь в Евангелии: И язычники любят тех, кто их любит, и неверующие тоже любят тех, кто их любит. А надо возлюбить врагов, как заповедовал Сам Христос. И преподобный Силуан Афонский говорит, что только тогда в человеке есть действительно большая благодать, когда в нем есть любовь к врагам. То есть не только прощение, но и любовь к врагам – это то состояние, при условии которого Бог будет с нами и в нас.

Вот эта притча, которую мы сегодня слышали, там как рассказывается… То есть человек не прощающий – он будет предан в руки истязателей и будет мучим, пока не отдаст всё до последнего. Как святые отцы объясняют: ну, как там, в этой яме, какие-то долги уже отдавать, где тебя мучают, уже навсегда, получается. Но причина вот этого состояния, что человек находится в руках истязателей и мучим – это причина именно того, что в нём нет Бога. А причина, что нет Бога в том, что человек не следует Божьей воле, не исполняет Его заповеди, в данном случае – не пытается прощать ближних.

То есть нам вот это делание заповедано: прощать от сердца дано как средство достижения любви ко всем, в том числе и к тем людям, даже более сказать, в особенности к тем людям, которые нам что-то должны, то есть нашим обидчикам, нашим недоброжелателям или просто к нашим врагам. И достигнуть милостивого, без всякого осуждения к ним отношения – это та задача, которую сегодня перед нами ставит Господь. И как ее достигать практически?

Мы все Промыслом Божиим в обязательном порядке, все мы до единого, подвергаемся подобного рода ситуациям, когда кто-то задевает наше самолюбие. То есть по-настоящему вот наши эти так называемые обидчики, наши должники, они не нас задевают, а наше самолюбие. И от этого задетого самолюбия у нас происходит недоброжелательное движение в сердце в разной форме: у кого-то злобы, раздражения, помыслы вот эти, воспоминания старых обид, а у кого-то, кто не борется с грехом, – ответные действия.

Но об этом мы с вами договорились сейчас не говорить, потому что нас это, слава Богу, не касается, по благодати Божией. Мы с вами на зло никому не отвечаем, но внутренне, в сердце, тут, конечно, не только наше самолюбие участвует – естественно, в этом бесы участвуют, которые всячески напоминают нам и старые обиды и гипнотические ожесточают наше сердце. Это всё происходит, понятно, по той невидимой брани, в которой мы находимся и днем, и ночью. Поэтому для нас это не новое – это обычная для нас внутренняя ситуация, когда враг что-то в нас всеивает, чем-то нас борет.

И вот мы должны, если мы сегодня разбираем задачу в плане сегодняшней притчи, научиться бороться с этим состоянием сердца. Ну, скажем, простая жизненная ситуация: нам сделали замечание, пусть не обозвали нас каким-то плохим словом, просто сделали замечание, может быть, не кротко, а, как говорится, от души сделали – как смогли, так и сделали. Естественно, у нас уязвляется сердце, нам обидно, ощущается неприязнь и ожесточение на сделавшего замечание человека. Но в этом всём – это послано Промыслом Божиим, просто рабочая ситуация для нашего духовного возрастания, больше ничего.

То есть, какие мы предпринимаем действия? Следующее: во-первых, мы сразу же сдерживаем свои внешние действия, то есть никак внешним видом не показываем, что мы обижены. Это первое. Второе, мы боремся с нашим внутренним состоянием, его не развиваем, никаких мысленных диалогов, как мы будем ему отвечать (хотя бесы эти диалоги нам будут всовывать). Мы просто с этим боремся и стараемся, во-первых, как-то оправдать человека, сказать: «Да, он правильно нам сделал это замечание, это справедливо, просто наше самолюбие вот так на это реагирует».

Кроме того, если даже замечание имеет какую-то степень несправедливости, ну, дорогие о Господе братья и сестры, мы прекрасно понимаем, сколько мы за жизнь и за последнее время делаем недолжного, и если это не уврачевывать, быть может, какими-то вот такими другими оскорблениями нас, то это останется неуврачеванным. То есть мы нуждаемся в постоянной с нами работе. И Промысел Божий в плане такой работы посылает нам обидчиков, которые делают замечание, нас ругают, укоряют и что-то еще делают... Это просто необходимое нам врачевство, и мы это врачевство должны принять с благодарностью.

Как мы читали, что были святые – есть такие примеры в патериках, – которые платили денежки, чтобы их обижали и оскорбляли, потому что видели в этом великую пользу. А святые отцы говорят, что кто не принимает обид, тот отрекается от своего спасения. То есть мы должны возблагодарить этого человека, кто нас укорил, мы должны помолиться за него, ну, естественно, как уже было сказано как-то, в своем помысле его оправдать.

Понятно, что воспоминание об этом бесы возможно будут нам еще долго всовывать в сердце, чтобы держать наше сердце в ожесточенном и немирном состоянии. Ну и что это? Это обычная, наша повседневная внутренняя работа, тут от этой работы никуда не уйдешь, наоборот, благодаря постоянному усилию в противление бесовских прилогов мы утверждаем свою волю в божественных заповедях и вообще в добродетели, которыми обучаемся мы через Христовы заповеди. Поэтому вот эти непрестанные внутренние брани – это есть постоянная созидательная работа для нашей души, совершенно для нас необходимая.

Пример такой работы мы читаем тоже в патерике, в главе о блаженном преподобном Иоанне Колове, который, как-то видимо по ещё некоторой недостаточной опытности, испросил у Бога дар, чтобы его не бороли мысли. И что получилось? У него на душе настала великая тишина, и он тут же почувствовал от этого вред, что исчезла духовная брань, и он стал молить Бога о том тотчас, чтобы брань возвратилась. Поэтому мы с вами должны глубоко усвоить, что постоянная брань, которая нам сопутствует в нашей духовной жизни, – это есть по милости Божией ниспосылаемая возможность научиться нам христианской добродетели. Не было бы брани, не было бы искушений, и не будет тогда нам никакого спасения.

Вот поэтому мы через сегодняшнюю притчу очень глубоко поняли нашу задачу: чтобы всячески все посылаемые нам испытания, посылаемые Богом, попускаемые Богом, мы принимали с правильным, рассудительным отношением и спокойно, благодушно с этим боролись. И еще один мощнейший способ борьбы со всем этим: надо объявлять это как следует, правильно, нашим духовникам на исповеди, то есть что было, какая брань внутренняя – надо её объявлять. Святитель Игнатий исповедь называет «главным оружием духовной жизни». И неслучайно, что в монастыре многие исповедуются ежедневно. Вот, поверьте, из опыта: намного легче жить становится.

Вот поэтому, дорогие о Господе братья и сестры, учитывая все данные нам уроки, будем, испрося помощь у Пресвятой Богородицы, празднование иконы сегодня которое мы совершаем, Владимирской, которая есть наша постоянная Помощница в каждом времени нашей жизни, будем, благодаря помощи Бога, Пресвятой Богородицы совершать наш духовный труд, всем все прощать от сердца стараться, бороться за это и благодарить Бога за Его безмерное милосердие к нам грешным. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)

https://www.optina.ru/sermon/24_propoved_v_nedelju_11-ju_po_pjatidesjatn...