Проповедь о необходимости покаяния и смирения. Иеромонах Илия (Копылов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Не может птица подняться под облака, если у нее сломано крыло, так и человек не может обрести спасения, если не имеет смирения и покаяния. Эти два крыла отрывают человека от земной суеты. И такой человек, пламенно желая совершенства, уже ничего другого не ищет, как только того, чтобы угодить Господу.
Если же кто-то думает, что имеет покаяние, но при этом не нуждается в смирении, то он глубоко заблуждается. Смиренный лежит на земле, а лежащий на земле не может упасть. Известно, что падают нередко те, кто находятся на возвышенном месте.
Но и смирение без покаяния не может поселиться в нашем сердце, потому что покаяние суть врачевание всякой страсти и всякому греху.
Эти два крыла – две великие добродетели неразрывно связаны между собой. И одна другой непременно сопутствуют везде и во всем.
Как бури не бывает без ветра, так и смирение невозможно обрести без покаяния. И шторм не прекратится, пока не утихнет ветер. Так и покаяние не может коснуться сердца человека, доколе он по-настоящему не смирит себя.
«Покаяние восставляет падшего; плач ударяет во врата небесные; а святое смирение отверзает оные», – говорит преподобный Иоанн Лествичник.
Посему, прежде чем человек обретет смирение, он должен осознать, что он великий грешник. И не просто согласиться с этим, но оплакать грехи свои, понять и прочувствовать свою вину пред Богом и людьми.
И пусть никто не говорит, что я настолько грешен, что нет мне теперь покаяния. Покайтесь, и приблизится к вам Царствие Небесное (ср.: Мф. 3, 2). И сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).
Не следует скорбеть и о том, что покаяние наше слабое, что нет слез, и смирения не хватает даже для того, чтобы удержаться от раздражительности в общении с ближними. Но ведь и солнце не всегда греет, даже когда ярко светит. Тем не менее, в зимний день солнечный свет оно невольно согревает наше сердце. Так и покаяние вкупе со смирением приносят душе тихую небесную радость.
«Покаяние радостотворно», – говорит преподобный Исайя Отшельник. Потому что оно приносит мир душе. А этот мир делает человека кротким и смиренным. Этот мир имели и хранили все святые, угодившие Богу. Они пронесли его в своем сердце через все тяготы земного жития.
Еще во времена преподобного старца Амвросия был в Оптиной пустыни послушник Елисей, который 52 года прожил в обители и по смирению своему всегда отказывался от монастырских наград и повышений. Он жил уединенно в лесу, недалеко от домика Старцев, в котором они молились летом.
Однажды преподобный Оптинский настоятель старец Исаакий стал предлагать уже немолодому послушнику Елисею постричься в мантию или хотя бы в рясофор. Но тот по смирению отказывался, говоря, что не достоин. Тогда настоятель пригрозил послушнику, что пошлет на тяжелое послушание в кухню.
– А вот это мне и будет рясофор, – с радостью воскликнул послушник.
– Я тебя на поклоны поставлю, – продолжал Игумен.
– А вот это мне и будет мантия, – с детской искренностью отвечал смиренный подвижник.
Пребывая долгое время в лесном уединении, он поистине сделался как бы дитя природы. Лесных птичек кормил зимою прямо из рук.
Случалось Елисею во время обхода леса и с волками встречаться, но они его не трогали и проходили мимо.
В возрасте 75 лет послушник заболел, и некоторое время перед смертью был прикован к постели. Кто-то из братьев сказал Елисею, что за такие страдания и терпение Господь утешит его на том свете.
На это больной ответил: «Слава Богу! Господь и здесь утешал меня – Он даровал мне любить, восхвалять и прославлять Его! С Богом и здесь, и там – везде хорошо!» – таким был ответ смиренного послушника Елисея, который и в скорбях продолжал искренне благодарить Бога.
«Смирение – со благодарением! – Его и сам сатана трепещет», – говорит преп. Иеремия.
Как соль не дает замерзнуть морю, ибо, растворяясь в воде, она делает ее морозоустойчивой, так и смирение соделывает душу человека устойчивой к противлению греху.
Но человек часто забывает о том, что он грешник. И в такие минуты забвения преступает заповеди Христовы и подобно птице с подбитым крылом падает в греховную бездну.
Нетрудно понять главную суть падений: оставил человек покаяние и сразу грех одержал победу. Перестал каяться и укорять себя и сразу стал осуждать других и винить всех в случившихся бедах.
Посему не будем забывать о совершенных нами грехах и думать, что мы уже очистились от них. Это и есть прелесть бесовская, увлекающая души в погибель.
Наш преподобный Оптинский старец Макарий, говоря об очищении от старых грехов, нередко показывал палец, на котором был шрам от давней раны и говорил, что подобное бывает и с грехами. Вроде бы грех совершен был давно, а шрам остался на всю жизнь.
Где искреннее покаяние, там нет места для гордости – матери всех страстей. Где плач о грехах, там нет помыслов превозношения и осуждения ближних. Где поселилось смирение – там нет места ничему нечистому.
Как огонь не может зажечь воду, так и враг спасения рода человеческого не в силах зажечь греховное влечение в человеке, осуждающем себя. Ибо кто имеет навык осуждать и винить во всем себя, тот не станет осуждать и укорять других.
Посему память о совершенных нами грехах да будет нашим постоянным спутником, и тогда надежда наша на спасение окажется ненапрасной. Ибо Господь пришел призвать не праведников, но нас, грешников, к покаянию.
Покаяние же – это не просто признание себя грешником как таковым. Покаяние – это исправление жизни. И как говорит святитель Амвросий Медиоланский, «находящиеся в покаянии лицо свое орошают слезами, тело предают всем на попрание и имеют столь постные уста, что как будто бы смерть уже в теле своем носят».
Покаяние это примирение с Богом через совершение благих дел, противных прежним грехам. Удивительна и сила покаяния. Ибо оно гневливых превращает в кротких, из винопийц соделывает трезвенников, из волков – агнцев. И нет ничего равного, ничего более действенного к уврачеванию душевных ран.
Будем же каяться и смиряться, пока живем. Ибо покаяние даровано нам только в сей жизни, пока носим смертное это тело. Обратимся же к Богу с сердечной молитвой, взывая: «Прости нас, милосердый Господи!
Даждь нам два Твоих крыла: покаяние и смирение, чтобы преодолеть нам это временное житейское море, бушующее страстями. Чтобы с искренним покаянием и глубоким смирением прийти нам на Страшный Суд Твой и услышать там неизреченные слова: “Войди в радость Господа твоего” (см.: Мф. 25, 21)». Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии