ПРОПОВЕДЬ НА УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем Усекновение главы святаго великого Пророка Божьего, Крестителя Господня Иоанна – престольный праздник нашей святой обители. И сегодня мы называем этот день малая Великая Пятница – в большую Великую Пятницу Господь на Голгофе принял мученическую смерть ради рода человеческого. В этот день незаконным усекновением Иоанн Предтеча родился для вечности.

«Сегодня, – говорит преподобный Иустин (Попович), – в Великую, вторую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли». А сегодня отошел в мир величайший из людей – земной Ангел и небесный человек. «Уста Господни изрекли о нем (Христовы): Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Нет большей похвалы во всей вселенной.

И потому сегодняшний день – малая Великая Пятница. Смотри, безумные люди убивают величайшего между праведниками. Он мешает им? Да, мешает развратному царю Ироду и распутной Иродиаде. Правда Божия и истина Божия мешают беззаконникам, мешают убогим грешникам, мешают всем, одурманенным разными страстями».

Святитель Николай Сербский говорит: «Однажды Иерусалим и вся Иудея пришли в волнение от известия, что объявился новый пророк, невиданный прежде и страшный. В толпе народа этот человек взывал: “Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!” Неправедники в испуге говорили пророку: “Хочешь, мы дадим тебе золото? Только замолчи, ведь ты язвишь нас, будто угрызения совести”. “Мне не нужно золото, порождения ехиднины, – отвечал пророк, – у меня есть то, что ценнее золота”.

Приходили к Иоанну и праведники и говорили: “Хочешь, мы дадим тебе золота за твою нам науку, как быть праведниками?” Иоанн отвечал: “Я живу и говорю с вами, братья, ради вас самих, а не ради вашего золота, оно мне не нужно”. И разошлась об Иоанне молва, что не знает он страха и никого не щадит. И даже беззаконие Иродиады, жены царя Ирода, обличал Иоанн. И она посылала ему золото, но пророк в гневе отверг золото грязной блудницы. Ее привело это в бешенство, и она воспылала жаждою мести. “Наслаждений, и только одних наслаждений!” – восклицала Иродиада. “Правды, одной только правды!” – не переставал говорить Иоанн. И неминуемое столкновение произошло».

Вскоре после крещения Иисуса Христа на Иордане он был заточен в крепости Махерон за бесстрашные обличения царя Ирода Антипы в прелюбодейном сожительстве с женой его брата Филиппа – Иродиадой. В то время как проповедь Евангелия набирала силу, Предтеча и Креститель Господень Иоанн уже около года находился в темнице. Иродиада стала опасаться того, чтобы грозные обличения святого Иоанна не побудили Ирода отослать ее к первому мужу. Вот почему она начала настойчиво требовать у Ирода смерти пророка-обличителя.

Великий проповедник Мессии, истинный друг Жениха, заканчивал свое служение на утреннем небосводе новозаветной истории. Восходило Солнце Правды – Христос. Предтечу ожидали мученическая кончина на земле и великие дары на небесах. Иродиада открыто поселилась во дворце, изгнав оттуда законную жену, как это напоминает иногда наше время.

Наказания Предтечи добивались и начальники иудейские, вопиющую несправедливость которых пророк порицал без всякого лицеприятия. Отношение слабохарактерного Антипы к узнику было двойственным. Он то в раздражении намеревался убить пророка, то, успокоившись, с удовольствием слушал его и даже многое делал по его мудрым советам.

Иоанн и в темнице не изменил своих убеждений. И когда все пресмыкались перед преступной четой, продолжал обличать царя и Иродиаду, за это люто ненавидевшую его. Иродиада, как новая Иезавель, ждала только случая, чтобы умертвить пророка. Ирод же пока не лишал Иоанна жизни, опасаясь народа, и держал в темнице, надеясь, что люди вскоре забудут почитаемого ими пророка. Это было в характере Ирода – лисы, трусливого и лукавого.

И вот выход был найден. Есть предположение, что сам пир или, по крайней мере, всё дальнейшее на этом пиру было предварительно и сообща придумано беззаконными супругами, чтобы, испросив согласие пирующих вельмож на смерть святого Иоанна, как суда присяжных, дать этому согласию вид судебного приговора и через это оправдать себя в глазах народа.

Наступил день рождения Ирода. На пир были приглашены именитые в Галилее люди: военные, граждане, цвет общества. В то же время Иродиада на своей половине дворца давала пир женам галилейских вельмож, так как обычаи Востока не позволяли женщинам не только садиться за один пиршественный стол с мужчинами, но и даже показываться на глаза, где они пировали. На Востоке женщинам, и тем более девицам, должно было тщательно скрываться от взоров мужчин, а когда оказывались поблизости, закрывать даже лица.

У евреев не было обычая праздновать день рождения, но Ирод ни в чем не хотел уступать римским владыкам, с пышностью отмечавшим свое собственное рождество. Восточную роскошь праздника Ирод соединил с изысканностью римлян – пригласил музыкантов, певцов, актеров, танцовщиков, нарушая все традиции еврейские. И вообще, он зачастую жил традициями языческого мира.

По принятому из Рима обычаю, Ирод, как хозяин пира, в конце его, этого праздника, должен был устроить для гостей такое зрелище, которое могло бы приятно возбудить их уснувшие нервы и лениво движущуюся кровь после обильного винопития и чревоугодия. Иродиада воспользовалась этим моментом и послала в нарушение всех обычаев и нравственных понятий свою дочь, которая исполнила им в полуобнаженном виде блудный зажигательный танец, чем вызвала похотливый восторг опьяневших присутствующих.

Отложив девический стыд, все нравственные понятия, приличие и публичный позор, Соломея затмила в своем танце всех блудниц. «Позорище было сатанинское», – говорит святой Иоанн Златоуст. А опьяненный деспот Ирод обещал всё, что она у него ни попросит, даже половину царства. Между тем он знал, что это ложь, так как только что сам получил это от римского императора в свое управление, а не в собственность, лишь четвертую часть Израильского царства, и не вправе был даже распоряжаться без согласия римлян.

Но по наущению своей матери Соломея попросила тут же, незамедлительно, дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. «Что может быть хуже такого зверства, – говорит Иоанн Златоуст, – просить об убийстве, как о милости, просить об убийстве беззаконном среди пиршества, просить об убийстве бесстыдно?» Подобного рода жестокости были в нравах языческого мира того времени.

Блаженный Иероним прямо говорит, что печаль от услышанного на лице Ирода была притворной, и он воспользовался случаем избавиться от Крестителя. Верность клятве Ирода была лицемерной и показной, ведь собственную-то главу царь наверняка не отдал бы даже ради клятвы. Как приносили на тот нечестивый пир яства, так принесли честную главу Иоанна Предтечи на блюде и дали девице, а она отнесла своей матери.

Усекновение честной главы Пророка, Предтечи, Крестителя Господня Иоанна, совершилось зимой, в начале 29 года от Рождества Христова. Ему было тридцать два – тридцать три года, то есть возраст Христа. Господь Иисус Христос, находясь в это время недалеко от Геннисаретского озера, и, вероятно, желая помолиться о нем в уединении, Христос удалился оттуда один на лодке в пустынное место на северо-восток к берегу у города Вифсаиды. Через шесть месяцев Господь будет распят на Голгофе и через крестную смерть освободит человечество от власти греха, дьявола и смерти.

Преподобный Иустин (Попович) задает вопрос: «Почему Ты, Христос, не воскресил его?» – то есть Иоанна Пророка. И сам отвечает на него: «Потому что Святой Предтеча должен стать первым апостолом не только на земле, но и в аду, в царстве смерти, где находились все ветхозаветные люди – и праведники, и грешники, проповедуя им. Вот, пришел на землю Тот, Кого вы ждали увидеть, Спаситель мира. Я иду перед Ним, чтобы и вам проповедовать эту благую весть. Еще немного времени, и вы сами Его увидите».

Предтеча явился в аду еще и как первый евангелист, чтобы проповедовать Евангелие всем там находящимся. Он также стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками, стал первым примером и первым вдохновителем всех святых новозаветных мучеников от первомученика Стефана до сего дня.

Также в нем мы сегодня прославляем первого исповедника евангельского и христианского, первого исповедника Божия в этом новозаветном мире. Он бесстрашно, в глаза, говорил всем и исповедовал истину Божию и никогда от нее не отрекался. За ним, святителем-крестителем, устремились тысячи и тысячи славных исповедников Христовых в этом мире.

Вот почему Господь молчал, почему не воскрешал «наибольшего между рожденных женами», ибо тому надлежало совершить свой мученический подвиг в аду, в царстве смерти. И Господь, сошедый во ад после Своей Крестной смерти на Голгофе, вывел из царства смерти всех поверивших до этого Предтече и уверовавших в Него, Господа Иисуса Христа, что Он воистину истинный Бог на небеси и на земле.

«Да, ведь почти 2000 лет прошло со времени усекновения главы Иоанна Крестителя, – говорит священник Дмитрий Миролюбов, – а кажется, будто не было этих двадцать веков. Мир и любовь в семейной и общественной жизни стали весьма редким явлением. И вообще, жизнь современных людей, – говорит он, – зачастую представляется такой, как будто люди задались желанием до крайних пределов испытать долготерпение Божие, как и было это перед потопом и сожжением Содома».

Назидательный смысл этого праздника имеет и для нас, людей 21-го века, огромный смысл. Господь, как мы знаем, и Святая Церковь в лице Богородицы и святых жен-мироносиц прославила женский род, и мы молимся им, и подражаем им; но при этом напоминает о возможном падении, которое мы можем видеть, к сожалению, и в наши дни.

Вот, например, какое назидание дает нам в своей проповеди в этот праздник знаменитый игумен Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов), являющийся примером глубокой и горячей веры, вошедший в церковную историю как великий наместник. Послушаем то поучение, которое он говорит в этот день с амвона.

«Христианские жены, – говорит он, – чтобы вам получить спасение, вы должны слушать только православных священников, а не самих себя или кого-то на той стороне. Если тебе что-то непонятно, прииди и спроси в простоте души, и мы объясним. В каждой обители есть свой Устав, которому и надо подчиняться. Но женщины – и приезжие, и местные – хотят вести свои порядки.

Злая Иродиада живет и сейчас в сердце каждой женщины. Это сатана, который влечет женщину к тому, что не дано ей от Бога, – говорит архимандрит Алипий (Воронов), – властвовать над мужем.

Много злодеяний на земле сделало это сатанинское властвование женщин над мужем. Этим наполнена вся история земная. “Лучше жить с аспидом, самой злой змеей, нежели со злой женой”, говорит русская пословица. А еще, “где не справился сатана, туда он посылает женщину”.

Главой нашего христианского общества являются священники, которые ведут за собой в Царствие Божие и жен, и детей. Постоянно учат, что в Царство Божие надо идти путем смирения. Но среди наших христианских жен есть много и злых иродиад, которые не принимают этих поучений священников, а сами хотят их поучать. Но какой бы ни был священник, он есть служитель Бога, облеченный властью свыше.

Я получаю целые пачки писем от злых женщин, – говорит архимандрит Алипий (Воронов), – которые хотят поучать нас, священников. И даже угрожают: “Если не сделаете так, как я хочу, то я пойду жаловаться выше!” Сначала я читал эти письма, а потом стал узнавать по почерку, и, зная, что в них нет ничего умного, но есть одна грязь и глупость, не читая, стал бросать их в печку. Все эти иродиады, к сожалению, пока еще есть.

Те христианские женщины, которые понимают свои Богом данные познания, есть добрые матери, сестры и жены. Блаженны те, которые признают это, и не стремятся к тому, чего не дано им от Бога – быть главой над мужем. Будем же мы с вами, братья и сестры, молиться и Божьей Матери, и женам-мироносицам, и подражать им, чтобы и мы все учились этому у них, как жить смиренно по воле Божьей».

И закончим наше повествование словами святого Иоанна Златоуста: «Теперь вы слышали и о злых делах дурных жен, и о добродетелях добрых. Возлюбите же добрых и не подражайте злым: одним соревнуйте, а других отвращайтесь, – чтобы последовавши стопам тех – я разумею добрых – и вам сподобиться сопричисления к тому же самому лику святых во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веке веков. Аминь».

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

Иеромонах Серафим (Панич)

https://www.optina.ru/sermon/24_propoved_na_useknovenie_glavy_ioanna_pre...