Притча о сеятеле («Толкование на Святое Евангелие»). Блаженный Феофилакт Болгарский
Ныне сбылося то, что давно сказал Давид от лица Христова. «Открою, — сказал он, — уста Мои в притче» (Псал. 77, 2). Господь притчами говорил по многим целям, именно, чтобы слушателей сделать более внимательными и возбудить ум их к наследованию того, о чем говорится (ибо мы, люди, обыкновенно более занимаемся прикровенными речами, и на ясные мало обращаем внимания), и чтобы недостойные не поняли того, что говорится таинственно; и по многим другим побуждениям говорит Он притчами. Вышел «сеятель», то есть Сын Божий. «Вышел» из недр Отца и из Своей сокровенности и сделался видимым. Кто же вышел? Тот, кто всегда сеет. Ибо Сын Божий не перестает всегда сеять в наших душах: Он сеет в наших душах добрые семена не только тогда, когда учит, но и чрез мир сей, и чрез те явления, которые совершаются с нами и около нас. Он вышел не затем, чтобы погубить земледельцев или выжечь страну, но затем только, чтобы сеять. Ибо земледелец часто выходит не затем только, чтобы сеять, но и за другим. — Он вышел сеять семя «свое». Ибо слово учения у Него было собственное, а не чужое. Пророки, например, что ни говорили, говорили не от себя, но от Духа; почему и говорили они: «это говорит Господь». А Христос имел семя Свое; почему, когда и учил, Он не говорил: «это говорит Господь», но: «Я говорю вам». — Когда Он сеял, то есть учил, иное семя упало при дороге. Не сказал Он: сеятель бросил, но: оно упало; потому что сеятель сеет и учит, а слово падает в сердца слушателей. Они-то и оказываются или дорогою, или камнем, или тернием, или землею доброю. — Когда ученики спросили о притче, Господь сказал им: вам дано знать тайны царствия Божия, то есть, вам, желающим научиться; ибо всякий просящий получает. А прочим, недостойным таинств, они сообщаются прикровенно, и таковые кажутся видящими, но не видят, и слышащими, но не разумеют, и это для их же блага. Ибо Христос для того сокрыл сие от них, чтобы они, познав таинства и презрев их, не подпали большему осуждению, так как знающий и пренебрегающий достоин тягчайшего наказания.
Три разряда людей, кои не спасаются по этой притче. К первому относятся те, кои подобны семени, упавшему при пути, то есть совершенно не приняли учения, ибо как дорога утоптанная и избитая, не принимает семени, потому что она жестка, так и жестокосердые совершенно не принимают учения, потому что, хотя они и слушают, но без внимания. К другому относятся те, кои подобны семени, упавшему на камень, то есть те, кои хотя и приняли учение, но потом, по немощи человеческой, оказались бессильными пред искушениями. Третий же разряд—это те, кои знают учение и однакож подавляются заботами житейскими. Итак, три части погибающих, а одна — спасающихся. Таким образом спасающихся мало, а погибающих — очень много. Смотри, как Он говорит относительно подавляемых заботами житейскими: не сказал Он, что они подавляются богатством, но заботами о богатстве. Ибо не богатство вредит, а заботы о нем. Потому что многие получили пользу от богатства, раздав его на утоление голода бедных. Приметь, пожалуй, и точность евангелиста, как он сказал о спасающихся: «услышавши слово, хранят его» . Это сказал он ради тех, кои при пути; ибо сии не содержат учение, но дьявол уносит его у них. «И приносят плод»— это сказал Он ради тех, кои подавляются заботами житейскими и не выдерживают до конца, ибо таковые, то есть не носящие до конца, не приносят плода. «В терпении» — сказал ради тех, которые на камени; они и принимают учение, но, не устояв против нашедшего искушения, оказываются негодными. Видишь ли, как Он сказал о спасающихся: «хранят и приносят плод в терпении» и чрез эти три свойства отличил их — от не содержащих, каковы те, которые при пути, от не приносящих плода, каковы — те, которые в терниях, и от не переносящих нападшего на них искушения, каковы — те, которые на камени.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии