Притча о минах. Протоиерей Виктор Потапов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин (фунтов серебра) и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрёл. Пришёл первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришёл второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришёл третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» (Лк. 19: 12-27).

Прежде всего нужно разъяснить, что мина была греческая серебряная монета, которая имела хождение начиная с периода Вавилонского пленения евреев. Она была в употреблении и во времена земного служения Иисуса Христа.

Очень часто притчу о минах смешивают с притчей о талантах, о которой мы еще поговорим. И действительно, в них есть много общего. В обеих притчах господин, уходя, даёт рабам определённую сумму денег, чтобы они вложили их в торговые дела и умножили. В обеих притчах одни из рабов оказались верными и умножили серебро, а другие оказались ленивыми и не получили на свои деньги никакой прибыли. И в одной и другой притче старательные люди получили награду, а ленивые были наказаны. Оправдание ленивого раба в обеих притчах почти тождественно, равно, как и ответ на него господина. В обоих случаях у ленивых слуг было отнято серебро и дано наиболее усердным.

Но есть между этими притчами и существенная разница. Так, в притче о минах, эта серебряная денежная единица была роздана всем поровну, а в притче о талантах каждый получил по своей силе. В одной притче старательный раб удесятерил данное ему серебро, а в другой только его удвоил. В притче о минах ленивый раб спрятал свои деньги в платок, а в притче о талантах зарыл их в землю. Есть и другие различия. Из этого мы можем прийти к заключению, что в этих притчах описываются, хотя и подобные, но всё же, не одни и те же духовные делания.

В притче о талантах господин раздаёт своим рабам таланты каждому по возможности или силе, но не сказано, что это за сила и как эту силу приобрести. Однако это чрезвычайно важно знать всем ищущим своего спасения. Притча о минах как раз и объясняет, что надо делать, чтобы приобрести эту силу. Притча о минах имеет отношение к притче о талантах, как причина к следствию. Поэтому нам представляется правильным поговорить о ней до того, как перейдём к разбору притчи о талантах.

Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. Христос употребил в притче образ человека, по-видимому, аристократического рода, очевидно потому, что Его слушатели помнили, что Архелай, сын царя Ирода, точно также поступил, когда отправился в Рим, чтобы получить право на иудейское царство. Из истории известно, что вслед за Архелаем в Рим поехало еврейское посольство, представлявшее оппозицию его царствованию. Под человеком высокого рода Христос имеет в виду Самого Себя. Он отправлялся в далекую страну, готовился умереть за людей и предстать Отцу Своему, как ходатай за всех. Дальняя страна -небо. Он принял Царство после Своего крестного подвига и, возвратясь на землю после воскресения из мёртвых, Христос сказал Своим ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18). Когда Он вознёсся на небо, то воссел одесную, т.е. по правую сторону, Бога Отца. Под возвращением подразумевается Его Второе Пришествие, когда Он произведёт суд над вселенной.

«Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин, и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его, и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами». Рабы - это уверовавшие во Христа люди, начавшие служить Ему. Сначала это были только евреи, но потом к ним присоединились и уверовавшие из других народов. Граждане - это не принявшие Христа люди, которые не хотят иметь Его своим царём. Посольство, которое они отправили вслед за Христом, надо понимать духовно. Это ненависть к Нему Его противников, это их хула на Него. Почему в притче сказано о десяти рабах? Ведь уверовавших во Христа всегда было бесчисленное множество. Быть может тут подразумеваются какие-то группировки людей, из которых одни спасаются, а другие нет. Невольно приходит на ум образ десяти дев, упомянутых в другой притче Иисуса Христа. Во всяком случае трудно предположить, что Христос сказал «десять» только для круглого числа. Ведь всё сказанное Им имеет глубокий смысл.

«Каждому из своих рабов господин дал по одной мине и велел употребить в оборот». Что подразумевается в притче под миной? Можно думать - основные христианские понятия, с которых начинается в человеке Царство Божие. Это то зерно горчичное, которое человек посеял на поле своём (Мф. 13: 31). Это та закваска, которую женщина положила в три меры муки, и которая всё заквасила (Мф. 13: 33). Если человек понял, что истинная цель его жизни заключается в служении Богу и спасении души, т.е. получении блаженной вечности; если он понял, что служение одному миру сему есть бесполезная суета, то такие понятия рождают в нем стремление к богоугождению. Вот эти то понятия и рождаемое ими стремление к богоугождению и есть та мина, с которой начинается восхождение человека к духовному совершенству и его спасение. Мина эта даётся человеку Богом.

Полученные мины приказано употреблять в оборот и умножать. Как совершается это умножение? Жизнью по евангельским заповедям, иначе говоря, исполнением Божией воли. Если мы будем заставлять себя жить по Евангелию, стараться во всех случаях жизни побеждать свою человеческую волю и исполнять совершенную волю Божию, в нас будет расти внутренняя сила, позволяющая нам, всё с большей и большей легкостью одерживать победы над собою и быть верными служителями Божиими. Для исполнения Божиих заповедей требуется, действительно, сила, так как нам приходится преодолевать сопротивление, не только нашего падшего естества, но и враждебного Богу князю мира сего. Вот, сообразно этой силе, которую мы, если хотим, можем умножать. Господь и раздаёт Свои благодатные дары, или таланты. Кто имеет силу веры служить Богу, тот получает большие дары, чтобы он мог ими принести пользу себе и другим. Кто не отличается большой верностью, тот больших даров не получает.

«И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрёл. Пришёл первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришёл второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.» Как мы уже сказали, возвращение господина, уже в царском сане, означает Второе Пришествие Христа. Но из всех, живших до этого времени праведников, ни один до Второго Пришествия не дожил. И, однако, они получили свои награды. Для них пришествием Господним была их смерть, когда они предстали перед Господом, дав отчёт о своих делах на предварительном, частном суде. Полную награду праведники получат после Страшного Суда, но отчасти они получают блаженство уже и после своей смерти. Награды им бывают разные, каждому по достоинству: кто проявил большую ревность к богоугождению, кто оказался более верным исполнителем Божиих заповедей, тот получает и большую награду. Что означают упоминаемые десять и пять городов, принятые ими в управление, знает только Господь и они сами. Мы же знаем только то, что, по слову Христа «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14: 2).

Но и здесь, в этом мире, святые и праведные получают многие награды. Им вручаются благодатные дары - таланты; им даётся вкушать духовные наслаждения во время молитвы.

«Пришёл третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял». Третий раб тоже получил мину и ему было дано понять, что единственная истинная цель человеческой жизни состоит в служении Богу и спасении души. И он не забыл эту истину и сохранил её в своей памяти. Такое значение имеют и слова «хранил, завернув в платок». Кстати, в греческом тексте Евангелия стоит слово «сударион», которое означает не просто платок, а платок, который в древности носили на голове, а на востоке и по сей день носят. Хотя этот раб и знал, что ему следует делать, но вследствие своей злой воли и лености, не стал трудиться, чтобы умножать своё духовное богатство. Любопытен ответ, который он делает в своё оправдание: «ты... берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял». Другими словами, - ты требуешь от меня совершенства, а Сам не дал мне сил это совершенство приобрести. Знакомые слова. Это и сейчас многие говорят. Какой-нибудь человек, пристрастившийся к какой-нибудь страсти и сделавший несколько попыток освободиться от неё, обвиняет Бога в жестокости и несправедливости: «Ты требуешь от меня чистоты, а Сам не дал мне силы бороться с моей страстью. Я несколько раз молился Тебе, а Ты мне не помог». В результате, он оставляет всякую борьбу с собой и безудержно предаётся своей страсти. То же самое делают и алкоголики, и наркоманы, да и все грешники, пристрастившиеся к своему греху. Но на весах Божьего правосудия такой ответ не имеет никакой цены.

«Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» Надо заметить, что в греческом Евангелии, вместо слов «в оборот», стоят слова «на стол». Тут подразумеваются столы меняльщиков денег. Они не только меняли деньги, но совершали и другие финансовые операции: брали деньги в заём, под проценты, и давали их другим, под процент больший. Таким образом, слова Спасителя: «для чего ты не отдал серебра моего на стол?» значат: «почему ты не отдал моих денег под проценты, в рост?» Этот рост духовного богатства совершается невидимо и беспрерывно в нашей душе, если мы не остаёмся бездеятельны.

Что же мы должны делать, чтобы росло наше духовное богатство? Делать всякие добрые дела, какие можем и которые заповедают нам библейские заповеди. Всё это доброделание постепенно истребляет наши страсти и грехи, насаждает в нашей душе христианские добродетели и даёт нам навык и силу постоянно пребывать в воле Божией. По мере того, как мы становимся верными служителями Божиими, Господь подаёт нам и Свои духовные дары. Их мы должны использовать не только для себя, но и ради пользы других.

Случается часто, что человек обуреваем какой-нибудь страстью, с которой не в силах бороться и которая мешает ему служить Богу. Например, страсть к пьянству. Страсть эта настолько сильна, что превосходит все добрые силы души. Человек хочет не пить, но не может. Но и в этом случае не надо отчаиваться и оставлять борьбу, потому что существует верный способ избавиться от страсти. Надо развивать добрые силы своей души, творя всякое добро. Допустим, человек не может не пить, но он может исполнять другие заповеди Божий. Он может помогать нуждающимся, может прощать обиды, может утешать скорбящих, навещать и ухаживать за больными, воздерживаться от вредящих душе развлечений, может поститься, молиться, наконец. Такие дела развивают духовные силы души и привлекают к нам помощь Господню. Когда, таким образом, душа укрепится и возрастёт, то она, с Божией помощью, легко сбросит с себя пленение страсти. Надо только не быть пассивным, а действовать решительно, проявить постоянство в духовной жизни.

Это должен был сделать ленивый раб, упомянутый в притче о минах. Но он не имеет желания заставить себя действовать творчески по отношению к Христовым заповедям и тем умножить свое духовное богатство. За это он и был осужден.

«И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин». За небрежность лукавого раба в деле Божием, за его нерадение о собственном спасении, от него отнимается божественная помощь, так как Господь считает излишним далее ему помогать. Лишённый помощи свыше, он теряет и ту духовную силу, которую имел, и постепенно подпадает под власть страстей. В конце концов, он забывает и об основной цели человеческой жизни - о богоугождении. А та благодатная божественная сила, которая ему прежде помогала, даётся тому, кто наиболее верно служит Господу и приносит большие духовные плоды.

Надо полагать, что предстоящие в притче, которым приказано взять у ленивого раба мину и отдать другим, это - ангелы Божий, при посредстве которых Бог обыкновенно подаёт Свои дары.

«И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет; а у неимеющего отнимется и то, что имеет.» Предстоящим показалось несправдливым давать лишнее серебро тому, кто и без того богат. Но тут нет никакой несправедливости. Духовно богатый раб имеет благое желание употребить полученную мину, как и свои десять, не только на свою пользу, но и на пользу многих. Лишённый же своей мины раб сам виноват в своей потере. Он, если бы хотел, также мог умножить своё серебро, как это сделали и верные рабы. В своем толковании на Евангелие блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский, по этому поводу восклицает: «О, неразумный человек! И верховные апостолы Павел и Петр приняли такую же мину, как и ты. И твоя мина может тебя сделать Павлом и Петром. Трудись по силе и принеси что-нибудь давшему тебе».

Величайшие святые были вначале такие же люди, как и мы все. Но они трудились в борьбе со своими греховными наклонностями, ревностно исполняли Божии заповеди и сделались светильниками вселенной. Тот же путь открыт всякому желающему. Бог всякому желает спасения и достижения совершенства и готов всем помогать.

rspp.su/http://omiliya.org/article/evangelskie-pritchi-prot-viktor-potapov