ПРИНЦИПЫ БЛАГОЧЕСТИЯ. Владимир Немыченков, Священник Алексий Кнутов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Проблемы современного иконопочитания. Часть 4

Интерьер православного храма. Под священными изображениями на стенах хорошо видны «полотенца»

Интерьер православного храма. Под священными изображениями на стенах хорошо видны «полотенца»

Предыдущие части серия статей «Проблемы современного иконопочитания»:


ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРОДАЖА СВЯЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ

Изготовление и продажа священных предметов (в т.ч. священных изображений), предназначенных для православных христиан, должна осуществляться лицами, принадлежащими к Православию.

В дореволюционном российском законодательстве, в этой части входившем в церковное право, была норма о том, что иноверцам запрещалось изготавливать и торговать христианскими освященными предметами:

«Лицам нехристианских вероучений воспрещается писание икон, изготовление крестов и других подобных сему предметов чествования христиан, равно как всякая вообще торговля всеми означенными предметами»[1].

По соображениям благоговения и здравого смысла было бы целесообразно и в наше время актуализировать эту норму дореволюционного церковного права. В практическом отношении это можно организовать по образцу православного книгоиздания, когда для распространения книг в церковных магазинах требуется их одобрение Издательским Советом РПЦ. Производители и продавцы священных предметов для православных также должны получать одобрение от уполномоченного церковного органа о том, что производимая продукция соответствует церковным правилам, а производят и продают ее православные христиане.

ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
НА ЦЕРКОВНЫХ ПРЕДМЕТАХ

Один из принципов размещения священных изображений в православном храме — расположение их по высоте не ниже уровня пояса взрослого человека. Поэтому нижний ярус иконостаса и стенных росписей — это уровень «полотенец», т.е. орнамента и узоров без изображения святых или христианских сюжетов.

Поэтому необходимо со вниманием относиться к характеру размещения священных изображений, например, на храмовой мебели. Ярким примером недолжного их использования является распространенный тип церковного седалища, на котором кресты расположены ниже уровня крышки сиденья, так что сидящий на нем человек как бы восседает и над знаками Креста Господня.

Церковное седалище с медальонами, изображающими кресты, расположенными на уровне ножек

Церковное седалище с медальонами, изображающими кресты, расположенными на уровне ножекВ свое время Трулльский собор в своем 73 правиле постановил:

«Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение креста повелеваем отлучати»[2].

Думается, что это правило по сродству смысла относимо и к данному примеру: как не должно попирать Крест Господень хождением по нему, так и сидеть на нем (над ним) также не следует.

В старой русской традиции такие предметы церковной мебели, как аналои (подставка или столик с наклонным верхом)[3] не имели на себе украшений в виде крестов, тем более — святых образов.

Старинные деревянные аналои без священных изображений

Старинные деревянные аналои без священных изображений

К сожалению, современные производители церковной утвари и мебели в погоне за оригинальностью и в борьбе за заказ именно их товара стремятся удивить покупателя особенным «православным» достоинством их продукции, которая в их понимании выражается в максимальном использовании священных изображений даже там, где им совершенно не место.

Тот же аналой по своему функциональному значению является особого рода столом, предназначенным для возложения на него иконы, Евангелия или Креста Господня, поэтому вызывает вопросы размещение Креста и особенно образов святых под этим столом: на его передней стенке, боковинах и особенно на подножии. В этом случае священные изображения оказываются на уровне ног человека, подходящего поклониться иконе, лежащей на таком аналое. При этом сам аналой из простой подставки для иконы превращается в своего рода подобие иконостаса, на котором святые образы расположены на уровне «полотенец».

Примеры аналоев, приведенные на фотографиях ниже, следует признать неблагочестивыми способами украшательства при размещении священных изображений на предметах церковной мебели:

Аналой с образом Воскресения Христова на передней стенке Аналой с иконой свт. Николая на передней стенке Аналой с изображением Голгофы на подножии

Сказанное об аналоях можно отнести и к алтарным жертвенникам и престолам. Достаточно часто можно видеть в алтаре эти священные предметы, на передней и боковых сторонах которых расположены не только Крест или хризма (монограмма Христа), но и образы Тайной вечери, иконы Спасителя, Богородицы и святых. При этом священные изображения могут быть расположены как непосредственно на самом престоле, так и на его верхнем облачении (индитии).

Священные изображения на боковых сторонах престола

Священные изображения на боковых сторонах престола

Престол (греч. Ἁγία Τράπεζα — Святой Стол) является самым священным местом в православном храме. Он знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы и является местом особенного присутствия Божественной Славы. На Престоле находятся антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница. Престол освящается архиереем, в него вложены мощи святых мучеников. Он свят сам по себе, и священные изображения служат лишь избыточным украшением его, поскольку во время самой молитвы перед престолом священнослужитель даже не может их видеть. Они видны ему только при перемещении по алтарю (например, во время каждения престола). Таким образом, святые образы на сторонах престола не являются моленными, они никак не способствуют молитве перед престолом (т.е. в самые важные моменты священнодействий) — в это время перед глазами священнослужителя расположены только иконы и росписи на стенах алтаря.

Кроме того, в силу самой конструкции престола, представляющего собой деревянный или каменный стол, святые образы на нем располагаются ниже уровня, допустимого благочестием. Ведь не расписывают храмы святыми образами на уровне «полотенец» и не вешают иконы так низко на его стенах. Представляется логичным отнести это правило и к священным предметам, расположенным в алтаре — жертвенникам и престолам.

Думается, что указанная выше тенденция производителей украшать святыми образами аналои берет пример именно с оформления престолов (ведь нередко их изготавливают одни и те же мастерские).

В силу сказанного представляется достаточным для оформления передней и боковых сторон жертвенников и престолов использовать только изображения Креста или хризмы, то есть знаков, а не образов.

Древний каменный престол в интерьере музея

Древний каменный престол в интерьере музея

Современный мраморный престол

Современный мраморный престол

Сказанное об уровне расположения священных изображений в связи с ростом человека относится и к использованию святых образов на церковных облачениях. Размещение их на нижних частях саккосов, епитрахилей, а также на набедренниках и палицах — это то, что не обусловлено какой-то необходимой причиной и вызывает закономерные вопросы о том, насколько это соответствует благоговейному отношению к священным изображениям.

Комплект священнического облачения со св. образами: палица, набедренник, поручи, епитрахиль

Комплект священнического облачения со св. образами: палица, набедренник, поручи, епитрахиль

Священнослужитель во время богослужения символизирует собой образ Спасителя. Но при этом пастырю совсем необязательно носить образ Того, Кого он являет, «при бедре», а образы своих сослужителей — ангелов, преподобных, мучеников, святителей — ниже пояса, а то и ниже колен.

Не соответствует правилам благоговейного отношения к Кресту Господню и Его святым размещение этих священных изображений на тыльной стороне облачения на таком низком уровне, что священнослужитель или церковнослужитель сидит прямо на них, если во время службы занимает сидячее положение. Это относится не только к богато украшенным святыми образами парадным облачениям, но и к обычным стихарям из крестчатой ткани, а также к фелоням и саккосам.      

Саккос

Саккос  

В качестве другого примера сомнительного использования священных образов на церковных облачениях можно привести размещение икон на поручах: во время использования их на богослужении их лики оказываются перевернутыми, когда священнослужитель держит руки опущенными, а не воздетыми горе.

Поручи «Благовещение»

Поручи «Благовещение»

Также сегодня очень распространенным стало размещение на церковных тканях знаков Креста в качестве элемента орнамента ткани. Если при изготовлении основных тканей этот обычай может быть как-то объяснен, то размещение Креста на подкладочных тканях представляется излишним и неблагочестивым.

Подкладочная ткань со знаками Креста

Подкладочная ткань со знаками Креста

Принципу размещения священных изображений не ниже уровня пояса взрослого человека нужно следовать и вне храма: в домах прихожан, в монашеских кельях и, конечно, в церковных лавках, ларьках и магазинах.

ПРИНЦИПЫ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ТОРГОВЛИ

Торговля продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.) имеет свою специфику.

В старину из благоговения к названным предметам даже не употреблялись сами термины купли-продажи. Покупатель не спрашивал: «Сколько стоит эта икона?», а говорил: «На сколько рублей я могу ее обменять?»

В наше время утраты чувства священного и благоговения перед ним некоторые церковные магазины порой поражают кощунственным равнодушием к святыне.

Указанному выше принципу размещения священных изображений не ниже уровня пояса взрослого человека нужно следовать и вне храма: в домах прихожан, в монашеских кельях и, конечно, в церковных лавках, ларьках и магазинах.

К сожалению, нередко можно увидеть обратное именно в торговле. То, чего не сделает верующий человек у себя дома, он почему-то с легкостью делает на рабочем месте в магазине — например, располагает иконы на полу.

В этой иконной лавке иконы размещены на полу, на уровне ботинка (Метеоры, Греция)

В этой иконной лавке иконы размещены на полу, на уровне ботинка (Метеоры, Греция)

В этом магазине крупные аналойные иконы расположены ниже колен покупателей (Россия)

В этом магазине крупные аналойные иконы расположены ниже колен покупателей (Россия)

Торговое место организовывается таким образом, чтобы указанные предметы располагались на почетном месте, исключающем возможность их непреднамеренного поругания. Для этого хранение и демонстрация священных изображений и предметов религиозного поклонения и почитания должны соответствовать благочестивому к ним отношению, а именно:

  • указанные предметы не должны располагаться на прилавках, полках и стеллажах, имеющих высоту ниже пояса взрослого человека;
  • в случае размещения на горизонтальных поверхностях недопустимо, чтобы на священные изображения и предметы религиозного поклонения и почитания клался какой-либо товар, производилась выдача товара, его упаковка или расчет за покупки (нельзя класть деньги, кошельки и т.п.);
  • неблагочестиво, чтобы иконы и священные изображения располагались под горизонтальной стеклянной витриной, на поверхности которой размещается другой товар или производится выдача товара, расчет с покупателями и другие действия;
  • неблагочестиво перетягивать пачки малоформатных икон резинками (шпагатом и т.п.) так, чтобы перевязочный материал пересекал лики на священных изображениях.

Церковным и православным торговым организациям рекомендуется на основании данных принципов самостоятельно разработать и применять на практике подробные правила благочестивой торговли иконами и предметами церковно-прикладного искусства (приемы и способы благочестивого хранения, размещения на торговых площадях и обращения и т.п.).

«ПРАВОСЛАВНЫЕ» ОБЕРЕГИ

Священные изображения и тексты не могут и не должны использоваться в качестве «православных» оберегов и амулетов, а также смешиваться с оберегами из чуждых религиозных традиций. Христианам следует отвращаться от таковых и избегать совершающих подобное.

Пояс с текстом псалмов и священными изображениями Креста и ангелов

Пояс с текстом псалмов и священными изображениями Креста и ангелов

Авторитетный церковный текст — Номоканон при Большом Требнике своим 20-м правилом — в числе других «суеверно-предохранительных средств»[4] запрещает христианам носить на себе тексты псалмов царя Давида или имена мучеников[5]. Это правило относится и к поясу «Живый в помощи», на котором обычно также помещают изображение Честного Креста, ангелов и др. Псалом 90 («Живый в помощи…») нужно читать как молитву умом и устами, а не носить на теле.

Возражения о том, что ношение воинами таких поясов сохраняло их от гибели, не слишком состоятельны, поскольку спасение человека следует приписывать не предмету, а помощи Божией, которая подавалась в ответ на веру и молитвы самого человека и его близких.

В Правиле 20-м Номоканон устанавливает церковные прещения (извержение из сана священнослужителей и отлучение мирян от Церкви) следующим категориям христиан:

  • верящим в судьбу и в астрологию;
  • «облакогонителям» (предвещателям будущего по виду облаков и повелителям атмосферных явлений);
  • гадателям «на письменном оракуле» (в том числе на Псалтири, Евангелии и др. текстах);
  • изготовителям и носители амулетов или талисманов («опоясания, сиречь конуры и шолки»).

Как объясняет канонист А. Павлов, амулеты обыкновенно состояли из разнообразных навязей:

«Самым древним и употребительным талисманом была красная нитка. Уже Златоуст… упоминает об обычае навязывать такую нитку новорожденным детям для предохранения их от всяких зловредных влияний (PG. 65, col. 105–106). В Номоканоне такие запрещенные магические нити называются “конуры и шолки”. Из них также изготавливались кошельки или ладанки, в которых носились заговоры, псалмы Давидовы, апокрифические молитвы и другие неканонические тексты; корешки и листья растений, полудрагоценные камни и др.»[6]

В наше время большое распространение получили различные языческие, мусульманские и якобы «христианские» и даже «церковные» амулеты и обереги. В целях получения прибыли производители подобной массовой продукции эксплуатируют страх не имеющего четкого мировоззрения современного человека перед возможными бедствиями, сглазом, порчей, болезнями, автокатастрофами и т.п. При этом производители оберегов и амулетов не стесняются именовать таковыми даже иконы и таблички с православными молитвословиями, а также соединять несоединимое, например, «глаз Фатимы» (мусульманский оберег) и икону Богородицы или Спасителя, магические «красные нити», подковы и православные иконы.

Икона Спасителя с «глазом Фатимы» и Распятиями в качестве подвесок

Икона Спасителя с «глазом Фатимы» и Распятиями в качестве подвесок

Подкова с иконой с пожеланиями «счастья, добра, благополучия»

Подкова с иконой с пожеланиями «счастья, добра, благополучия»

«Амулет-оберег для машины Сын Божий. Производство: Израиль» (характеристика товара на сайте интернет-магазина)

«Амулет-оберег для машины Сын Божий. Производство: Израиль» (характеристика товара на сайте интернет-магазина)Один интернет-магазин так объясняет, для чего нужна икона в салоне автомобиля:

«…Большинство верующих христиан стараются отвести от себя страшную беду, вешая в салоне своего автомобиля образы Святых… Иконы для машин имеют удобный способ крепления при помощи специальной нити. Чаще всего для этих целей используется нить именно красного цвета, которая дополнительно оберегает водителя от дурного глаза людей с недобрыми помыслами. На обратной стороне лика Святого располагаются обычно слова молитвы, прочтение которых отведет от водителя беду и дорожные бедствия»[7].

Покупателям внушается, что икона — такой же оберег, как и любой магический амулет, а молитва к святому — не более чем заговор на удачу, и главное: беду отводит не Бог, а магические предметы и слова. Поэтому такие «иконы-обереги» снабжаются и «полудрагоценными камнями», и «святой» землицей и водицей.

У таких «дельцов от религии» и Крест Христов превращается в амулет. Для повышения добавочной символической стоимости своего товара (превращаемой в валютную за счет легковерных покупателей) продавцы комбинируют церковное предание с оккультными поверьями. Тот же интернет-магазин рекомендует свой товар:

«Крест-39/1. Крест из натурального оливкового дерева. Освящен на камне помазания в Иерусалиме в Храме Гроба Господня. Крест выполнен из натурального оливкового дерева и содержит копии икон Богородицы Иерусалимской, “Древо Жизни” и Николая Чудотворца, Святую Землю Иерусалима и украшен полудрагоценными камнями голубого цвета. Оливковое дерево обладает мудростью, оно приносит достаток и удел, это символ долголетия, верности и стойкости. Святая земля защитит Ваш дом от невзгод и болезней»[8].

Из этого текста видно, что у дерева ума, пожалуй, больше, чем у автора такой рекламы, полагающего, что удел (доля, часть, выделенная кому-либо) — нечто вроде богатства и потому является синонимом достатка, что «мудрое дерево» обеспечит покупателя и тем и другим, что, наконец, насыпанный в колбу израильский песок — а не Господь Бог — хранит человека. Продавцы креста-амулета забыли добавить о магической силе «полудрагоценных голубых камней», очевидно, понадеявшись, что покупатель и сам это знает.

«Крест-39/1. Производитель: Израиль» (Источник: сайт интернет-магазина)

«Крест-39/1. Производитель: Израиль» (Источник: сайт интернет-магазина)

В отношении производителей таких товаров действует 20-е Правило Номоканона об их отлучении от Церкви (если таковые к ней принадлежат, конечно) и необходимости избегать их самих и их продукции:

«Глаголет бо святый Иоанн Златоуст, яко аще и Святыя Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будут призывания, аще и знамение крестное наводится, бежати подобает сицевых и отвращатися»[9].

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ И ИНЫЕ ЗНАКИ
СО СВЯЩЕННЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ

В России и ряде других стран христианской традиции государственная символика имеет изображение Креста Господня. Например, на гербе Российской Федерации Крест используется четырехкратно (не считая изображений Креста на скипетре). Крест также присутствует на гербах многих городов России (Ярославль, Владимир, Суздаль, Дмитров, Рязань и др.). Крест присутствует на флагах таких государств, как Грузия, Греция, Финляндия, Великобритания и др. Есть примеры использования и святых образов. Так, на гербе города Углича изображен святой царевич Димитрий с нимбом и Крестом.

Общество и государство воспитывают в своих гражданах уважительное отношение к государственной символике: к гимну, флагу, гербу, а также к национальным культурно-историческим ценностям и памятникам. Так, согласно ст. 329 УК РФ, лица, виновные в надругательстве над государственными символами, привлекаются к уголовной ответственности. Надругательством считается, например, сжигание флага, срывание его со здания городской администрации, бросание в урну и т.п.

Бумажный пакет с гербом РФ, на котором присутствует символ христианства — Крест

Бумажный пакет с гербом РФ, на котором присутствует символ христианства — Крест

К сожалению, небрежное отношение к священным изображениям как верующих, так и общества в целом, схожа с отношением общества к государственной символике. Последняя также употребляется не только по прямому назначению, но и как элемент печатных периодических изданий, рекламной продукции, дизайна, упаковки и т.д., т.е. всего того, что имеет временный, бытовой характер использования. В результате этого сорванный и брошенный в урну флаг со здания городской администрации будет вменен виновному в уголовное преступление, а аналогичное действие — выбрасывание в мусор изображения герба или флага, напечатанных на упаковке какого-либо товара, — не осуждается даже морально.

Два этих достойных сожаления явления встречаются одновременно в тех случаях, когда священные изображения присутствуют на государственных символах. Поэтому использование таких «двойных» символов на продукции бытового, временного характера становится одновременно и религиозным кощунством, и надругательством.

Особую печаль и возмущение вызывает использование государственных символов со священными изображениями на продукции сомнительного или откровенно вредного характера. Это происходит, например, при использовании герба России на акцизных марках, размещаемых на алкогольной и табачной продукции.

Следует также сказать об изображении Креста на коронах. Часто этот прием используется для коммерческих целей в предпринимательской деятельности в качестве рекламного хода (в эмблемах, логотипах организаций, в рекламе, на упаковках товара и т.д.). При этом потребителю подспудно внушается мысль, что, приобретая такой товар или получая услугу, он по их качеству удостаивается как бы царского достоинства. Таким образом, увенчанная Крестом корона в качестве символа христианской монархии используется для эксплуатации потребительских ожиданий и настроений в получении товара или услуги наивысшего качества.

Использование короны с христианским Крестом как торгового знака

Использование короны с христианским Крестом как торгового знака

Насколько кощунственным может быть использование такого рекламного приёма, показывает случай, когда рекламные стикеры салона одежды в виде увенчанных крестами корон были наклеены на ступеньки лестницы торгового центра, по которым покупатели вынуждены были ходить, попирая дорогие для православных христиан символы Христа и христианской монархии.

Отдельных слов заслуживает тема Красного Креста. В 1863 г. в Швейцарии была основана организация, получившая впоследствии наименование «Международный комитет Красного Креста» (МККК), — неправительственная организация, ставившая своей целью оказание помощи пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках. В качестве эмблемы общества был выбран флаг Швейцарии, на котором цвет красного поля был изменён на белый, а цвет белого креста — на красный. Таким образом, широко известный символ МККК — Красный Крест на белом фоне — это инверсия государственного флага Швейцарии, центром которого является христианский Крест.   

С течением времени Красный Крест стал общепринятым неофициальным символом медицинских, фармацевтических учреждений и медицинской помощи вообще. Теперь изображение красного Креста (нередко в зеленом или ином цвете) можно встретить не только на медицинской документации, бланках, логотипах, форменной одежде медперсонала, вывесках аптек, больниц, но и на упаковке, рекламе товаров не только медицинского, но и гигиенического назначения (кремы, салфетки и т.д.).

То обстоятельство, что в современности красный Крест перестал в массовом сознании ассоциироваться со Христом и христианством, не умаляет его подлинного, исторического значения: для обозначения оказания помощи людям был выбран высочайший символ любви — знак безмерной любви Бога к человеку, любви крестной. Поэтому отношение к Кресту Господню должно быть равно одинаковым — благоговейным и почтительным, где бы он ни изображался.

Подтверждением сказанному является то, что в мусульманских регионах МККК не использует знак Креста, а функционирует как «Комитет Красного Полумесяца», и потому его полное наименование сегодня — «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца».

Особое возмущение вызывает использование Креста в качестве фона для других изображений (например, чаша, обвитая змеей) и рекламной информации, когда на горизонтальную перекладину Креста помещается электронная «бегущая строка». Таким образом, Крест становится уже не только символом оказания первой помощи, а некоей платформой для донесения коммерческой информации.

Поэтому при встрече со случаями неподобающего употребления государственной символики или символов и знаков, имеющих священные изображения, в продукции кратковременного использования, данные символы и знаки следует утилизировать не как бытовой мусор, а надлежащим благоговейным способом.

При этом, во избежание недоразумений, следует иметь в виду, что любые случайные или функциональные крестообразные пересечения линий (например, на тротуарной, напольной или настенной плитке, крестовины в сливных воронках кухонных моек, оконный переплет и т.п.) не являются символом Креста Господня в собственном смысле. В религиозном значении Крестом как знаком Господа Нашего Иисуса Христа является только то, что изначально создавалось как изображение Креста Христова.

Символ или знак, изначально созданные как изображение Креста Христова или использующие его наряду с другими элементами или деталями (например, увенчанная Крестом корона, государственный герб и др.), сохраняют религиозное значение даже в тех случаях, когда используются в иных целях.

Поэтому не следует использовать на продукции кратковременного бытового употребления государственные символы и иные знаки, если на них присутствуют священные изображения.

ВЫВОДЫ

Подведем краткие итоги обсуждения тем данной статьи:

1. Представляется, что изготовление и продажа священных предметов (в т.ч. священных изображений), предназначенных для православных христиан, должна осуществляться лицами, принадлежащими к Православной Церкви. Производители и продавцы священных предметов должны получать одобрение от уполномоченного церковного органа о том, что их продукция соответствует церковным правилам.

2. Один из принципов благочестивого размещения священных изображений в православном храме — расположение их по высоте не ниже уровня пояса взрослого человека. Этого правила следует придерживаться во всех случаях, связанных с изготовлением предметов со священными изображениями или обращением с ними.

3. Изготовителям церковной и храмовой мебели (скамей, аналоев, шкафчиков и т.п.), других предметов, используемых в храмах и дома (например, подсвечников), а также священных предметов для алтаря (жертвенников, престолов) следует отказаться от использования священных изображений, если их расположение противоречит пункту 2.

4. Изготовителям богослужебных облачений для церковно- и священнослужителей следует воздержаться от использования священных изображений, если их расположение противоречит пункту 2, а также в тех случаях, когда священные изображения в процессе действий священнослужителя занимают неподобающее положение (оказываются перевернутыми вниз головой, например, на поручах).

5. В церковных лавках и магазинах расположение на прилавках и торговых площадях продукции со священными изображениями (иконы и т.п.) и священными текстами (Библия, Евангелие) должно соответствовать пункту 2.

В случае размещения на горизонтальных поверхностях недопустимо, чтобы на священные изображения и предметы религиозного поклонения и почитания клался какой-либо товар, производилась выдача товара, его упаковка или расчет за покупки, в том числе и тогда, когда такие предметы располагаются под горизонтальной стеклянной витриной.

6. Священные изображения и тексты не могут и не должны использоваться в качестве «православных оберегов», а также в различных магических обрядах. Христианам следует отвращаться от таковых и избегать совершающих подобное. В отношении производителей таких товаров действует 20-е Правило Номоканона об их отлучении от Церкви и необходимости православным избегать их самих и их продукции.

7. Не следует использовать на продукции кратковременного бытового употребления государственные символы и иные знаки, если на них присутствуют священные изображения. Следует помнить, что символы и знаки, изначально созданные как изображение Креста Христова, или использующие его наряду с другими элементами или деталями (например, увенчанная крестом корона, государственный герб и др.), сохраняют религиозное значение даже в тех случаях, когда используются в иных целях.

(Продолжение следует.)

[1] Устав о предупреждении и пресечении преступлений. СПб., 1890. Ст. 100.

[2] Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. М., 2004. С. 105.

[3] Массивный деревянный аналой в виде тумбы с наклонным верхом для возложения аналойной иконы называют «проскинитарием». В практике большинства храмов РПЦ такой аналой с иконой, постоянно находящийся в храме, устанавливается в центре наоса. См. Аналой // Православная энциклопедия. Т. 2. С. 215–216.

[4] Текст правила и его толкование см.: Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1897. Правило 20. С. 136–145.

[5] Современное переиздание см.: Номоканонъ сиречь законоправильникъ // Требник. СПб.: СТСЛ, 1995. Листы 276–294. Правило 20, лист 278.

[6] Павлов А. Номоканон при Большом Требнике... С. 139–143.

[7] http://blagoslavo.ru/news/16. Курсив наш – В.Н.

[8] http://blagoslavo.ru/ishop/product/213

[9] Номоканонъ сиречь законоправильникъ // Требник, 1995. Лист 278.

https://pravoslavie.ru/121531.html