Причины успеха славянофильской концепции. Валерий Бухвалов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Церковь есть... единство Божией благодати,  живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».

А.С. Хомяков

Важнейшей научной заслугой славянофилов было исследование роли Православной Церкви в истории Русской цивилизации (1). Результаты исследований показали, что Православие стало духовной основой для создания и развития русского самосознания. При этом важно подчеркнуть, что русское самосознание имеет наднациональный характер, и человек любой национальности может быть носителем русского самосознания. Принятие личностью православных духовных идеалов в качестве доминант мировоззрения не приводит к потере национального характера, но наоборот способствует его укреплению. Все народы Российской империи смогли сохранить свои национальные черты и приобрести в той или иной мере русское самосознание. (2)

Русское самосознание, русский образ жизни, русские культурные традиции – все это выросло на основе православных духовных идеалов, которые воплощались в исторических событиях, культурных достижениях и формировали смыслы русского бытия.

На протяжении веков детей в русских семьях приобщали к православному учению, уделяя особое внимание русским святым, биографии которых становились для детей образцами для формирования русского самосознания и правил поведения (2). Направляющей силой для поступков и свершений исторических личностей была Божественная благодать, которую они получали в церкви, поэтому не случайно главный идеолог славянофильства Алексей Степанович Хомяков определил церковь не как организацию, а как совокупность носителей Божьей благодати, которые покоряются ей – стремятся исполнять евангельские заповеди (3).

Исполнение евангельских заповедей требует изучения и соблюдения традиций русского образа жизни, принимая которые, ребенок становится носителем русской культурной идентичности. Не случайно Николай Васильевич Гоголь был уверен, что для восстановления русского самосознания достаточно одного хутора, в православном храме которого поддерживаются духовные основания русского образа жизни. 

Латвийская русская диаспора подошла к тому рубежу, когда действующий арсенал социокультурных технологий перестает сохранять русское самосознание. Речь идет о том, что общие усилия семей, школ и общественных организаций не могут обеспечить эффективное сохранение у подрастающего поколения русского самосознания. Об этом свидетельствуют результаты разнообразных опросов учащихся и мнения педагогов, которые периодически публикуются в общественном дискурсе (4). С каждым годом все заметнее результаты «интеграции в латышскую среду» и деградации процесса воспитания у детей русской культурной идентичности. При этом актуальность темы сохранения национально-культурной идентичности не теряет своей значимости (5).

Главная проблема заключается в том, что многие дети не получают должного духовно-культурного воспитания ни в семьях, ни в школах. Такое воспитание является приоритетным принципом русской школы и осуществляется с помощью произведений русской классики в литературе, музыке, живописи, а также с помощью изучения основных исторических событий и биографий творческих личностей и народных героев. Важнейшим условием является воспитание у ребенка религиозного чувства, которое осуществляется в семье или в школе с согласия родителей (2). К сожалению, в последние два десятилетия объем перечисленных русских культурных компонентов в школьном образовании значительно сократился, что и привело к сильной космополитизации самосознания детей.

Чтобы переломить ситуацию в плане повышения эффективности приобщения детей к русскому самосознанию и его дальнейшему сохранению, необходимо обращение к историческому опыту. Лучшим в этом плане является опыт славянофилов, которым удалось создать концепцию сохранения русского самосознания (2,3). В основе концепции – православная духовность, высоким потенциалом которой обладали сами славянофилы.

В этом личном духовном потенциале был главный секрет их успеха, ведь самосознание – категория духовная, поэтому найти и описать духовные механизмы формирования самосознания могут только те, кто сам ведёт духовную жизнь. Живя только земной жизнью, невозможно понять духовные идеалы и механизмы их воплощения в самосознании. Это принципиально важный момент для понимания условий успешности мероприятий, проектов и программ культурно-образовательной работы по сохранению русской культурной идентичности. Духовные идеалы познаются и сохраняются только духовными механизмами, опираясь на которые, можно понять их связи с культурно-историческими основаниями традиций (3). 

Самосознание человека есть системная функция его духовно-культурного мировоззрения. Приоритетную роль в этом играют духовные идеалы, в случае русской идентичности – евангельские заповеди (2,3). Поэтому русское самосознание по аналогии с определением Церкви данным Хомяковым, можно рассматривать как единство людей в духовно-культурных стандартах миропонимания, состоящих из духовных идеалов, исторических событий и культурных достижений. Именно так и понимали русское самосознание славянофилы. И если мы считаем необходимым усилить работу по сохранению русского самосознания в Латвии, то следует, опять же по аналогии с опытом славянофилов, повысить эффективность информационного поля всех форм образования, с помощью которого духовно-культурные стандарты миропонимания передаются в сознание детей. Как этого достичь?

Начнем с того, что единство в Божией благодати для верующих достигается активной духовной жизнью, частью которой является участие в церковных службах и в первую очередь в литургиях с исповедью и причастием. Источниками русского самосознания являются русские культурные традиции в форме духовно-культурных стандартов, которые передаются и сохраняются через семейное и школьное образование, общественно-культурную и самообразовательную работу. Духовно-культурные стандарты являются основой русских культурных традиций, для повышения качества их усвоения необходимо составить культурно-образовательную концепцию для семейного и школьного образования.

Русское самосознание у каждого, кто считает себя его носителем, будет сформировано настолько, насколько сам человек этого желает. Так же, как в Церкви есть разные по потенциалу благочестия уровни духовной жизни, которых способны достигать праведники, так и в деле сохранения русского самосознания смогут быть разные уровни и каждый сам выбирает приемлемый для себя.

В последовательном приобщении к разным уровням культурных традиций, путем усвоения их духовно-культурных стандартов и заключается механизм сохранения русского самосознания. Носитель русского самосознания – это человек, способный предлагать варианты действий на основе различных духовно-культурных стандартов и, если они недостаточны для принятия эффективных решений, то находить и использовать стандарты традиций других цивилизаций. И этот механизм впервые «рассекретили» славянофилы (2,3). 

Стратегией научной работы славянофилов стало последовательное, шаг за шагом выстраивание информационного поля исторических фактов, анализируя и сравнивая которые они формулировали теоретические основания новой концепции. Фактами в информационном поле были духовно-культурные достижения и культурно-исторические события. Эта работа стала успешной благодаря тому, что славянофилы организовали мощный общественный диалог в газетах, журналах, салонах.  Информационное поле диалога стало дискуссионной площадкой для создания славянофильской концепции (2,3). 

Согласно закону духовной жизни – дух творит формы для своего воплощения в бытии и чем выше сила духа, тем более многофункциональные формы он создает. Но чтобы создавать новые формы необходимо быть экспертом в профессиональной деятельности и владеть технологиями творчества.

И мы знаем, что наряду с высоким уровнем духовности, славянофилы имели прекрасное образование и много времени уделяли самообразованию. Несомненно, что каждый из них был экспертом в своей области – они прекрасно знали отечественный и зарубежный опыт и научные теории в сферах своих интересов. Сочетание духовности и высокого интеллектуального уровня объясняют сильное влияние, которое оказывали статьи и выступления славянофилов на многих современников.

Все происходило так, как и предсказывал преподобный Серафим Саровский: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Их слушали, читали и задумывались…

Валерий Бухвалов, Dr. paed.   

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Воронин И.А. Славянофилы\ http://рустрана.рф/article.php?nid=20505

2. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России\ http://lib.pravmir.ru/library/readbook/292

3. Хомяков А. С.  Сочинения

4. «Ассимилируйся» или «деградируй»: к чему толкают русских в Латвии

5. Национальность для жителей Латвии очень важна

https://ruskline.ru/analitika/2021/01/31/prichiny_uspeha_slavyanofilskoi...