Преподобный Варлаам жил с такой глубиной, какая не многим доступна. Протоиерей Максим Козлов
Он жил по большей части в Новгороде в XII столетии — казалось бы, бесконечно далеко от нас по времени. Долгие века он был одним из самых почитаемых русских святых. Он и сейчас очень почитается, хотя, может быть, имена преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского сегодня более известны и церковным, и не церковным людям.
Преподобный Варлаам Хутынский
Преподобный Варлаам был совершенно особенным избранником Божиим, человеком, жившим с такой глубиной, какая не многим доступна. Формат нашего общения не предполагает подробного пересказа жития святого, я остановлюсь только на двух связанных между собой эпизодах.
Однажды преподобный Варлаам, когда он уже был известен людям того времени как строгий аскет и подвижник благочестия, шел по мосту через Волхов. Он увидел, как ведут на казнь преступника, убийцу, который заслуживал смертной казни, — по крайней мере, по тогдашнему понятию. Преподобный Варлаам, пользуясь правом подвижника, остановил процессию, попросил о милости — как мы бы теперь сказали, взял этого человека на поруки. Он поселил этого преступника к себе в келью, прожил с ним почти четверть века, сначала получая удары, оскорбления, жестокость в ответ на проявления милосердия, предельную грубость при отсутствии какого-либо ростка интереса к вечности. Но четверть века сломили упорство преступника, и он ушел из жизни монахом, покаявшимся во всем страшном, сделанном в начале земного пути.
Казалось бы, хрестоматийная история о святом, много таких мы слышали, или читали, или можем предположить. Но вот вторая.
Где-то в середине того 25-летия, пока у него жил очень медленно исправляющийся злодей, преподобный Варлаам увидел еще одну процессию. На сей раз вели на казнь оклеветанного и невинно осужденного человека. Об этом знал почти весь город. Люди ждали, что преподобный вступится еще раз. А он благословил и прошел мимо. Его стали спрашивать: «Отче, ну почему так? Зачем ты о том убийце просил, а мимо невинного прошел?»
Преподобный Варлаам ответил, что он знал душу и того, и другого, и смерть первого была бы смертью не только земной, но и вечной. В состоянии смертного греха и озлобления человек лишился бы вечности бытия с Богом. Смерть второго, осужденного невинно, но принявшего это осуждение с терпением, прощением и без восстания на промысел Божий, была для него соединением со Христом, приобретением жизни вечной.
Преподобный Варлаам Хутынский
Этот взгляд преподобного Варлаама напоминает нам слова апостола Павла, который говорит, что для него смерть — приобретение. Не лишение земного бытия, а обретение встречи со Христом. Это очень высокая планка. Но христианство, Господь в Евангелии, Его ученики и апостолы призывают нас, по крайней мере, не забывать о том, что к такой мере отношения к своей жизни, к смерти и к вечности призван каждый человек.
Источник: Татьянин день
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии