Преподобный Павел Препростый (7/20 марта)
Святой Павел жил в IV веке н.э. и был назван Препростым, потому что был он безграмотным земледельцем, обладавшим, однако, безобидным и простым нравом. Его жена была женщиной красивой, но озлобленной в душе. Как-то, возвращаясь внезапно с полей, он застал свою жену с другим мужчиной. После этого святой оставил жену и детей на попечение прелюбодея, а сам ушел в египетскую пустыню, в келью Великого Антония, и стал просить у него дозволения стать иноком.
Увидев святого Павла, святой Антоний сказал ему, что шестидесятилетний старец не сможет достойно принять искушения, и закрыл перед ним дверь своей кельи. Но святой Павел продолжал оставаться у дверей кельи великого наставника пустыни, пробыв на том месте целых три дня без еды и воды. Терпение и настойчивость святого Павла сломили непреклонность святого Антония, который вскоре приблизил его к себе, ежедневно наставляя и испытывая святого, дабы вынудить его отправиться в общежительный монастырь, где подвижническая жизнь, как он считал, будет более приемлемой для его почтенного возраста. Но преподобный Павел оставался в послушании при св. Антонии, не переставая совершенствовать свою душу по Божьим заповедям.
Так много преуспел Препростый Павел в добродетели и благочестии, что когда пребывал он возле храма и видел входящих в него братьев своих, мог узреть, в чьей душе действительно пребывала благодать Божия. Таким образом, видел он братьев своих с радостными лицами и просветленною душою, а позади них с радостью шел Ангел Хранитель. Однажды увидел он одного инока с лицом мрачным, душою озлобленною, окруженным бесами, в то время как его Ангел Хранитель следовал в отдалении – в унынии и с плачем. Видя сие, святой опечалился и весьма скорбел о погибшем брате, стал он плакать и бить себя руками в грудь. Приметив такое резкое изменение в поведении и то, как святой с плачем сидел в отдалении от церкви, подошли к нему иноки, стали спрашивать о причине такого поведения и попросили его войти в церковь.
Святой оставался снаружи, и когда монахи стали выходить из церкви, Павел вновь увидел инока, который прежде был мрачным, но на этот раз лицо его светилось, да и кожа посветлела, и Ангел Хранитель радостно поддерживал его и радовался с ним. Тогда преподобный поблагодарил и благословил имя Господа, говоря: “Несказанна, Отец Небесный, Твоя добродетель и милосердие!” И с восторгом добавил: “Приходите и узрите дела Божии, потрясающие и всякого рода чудесами исполненные”.
Святитель, остановив инока, поведал ему, каким он видел его перед входом в церковь и каким он увидел его после службы. Тогда монах, видя себя обличенным, откровенно рассказал о том, что был он грешен и много лет прожил вплоть до нынешнего дня в беззаконии. И вот, войдя сегодня в церковь, услышал он голос пророка Исаии, или даже Самого Бога, через пророка говорящего: “Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; научитесь делать добро: и если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли…”
Услышав сие, умилился он душою, отверзлись в не м духовные очи, и сказал он с сокрушением в своей душе Богу: “Ты, Господи, пришел в мир для спасения грешников, как то через пророка Своего Ты мне ныне поведал; исполни сие со мною грешным на деле. Ибо я даю обет отныне, при помощи Твоей, не только никому не делать никакого зла, но и оставить всякое беззаконие и послужить Тебе, Владыко, чистою совестию; только Ты Сам приими меня кающегося и не отвергни меня, припадающего к Тебе”.
Услышав сие, Препростой Павел сказал следующее: “Как олово черное становится снова блестящим, так и верующие, согрешившие и очернившие свои души грехом, раскаявшись, просвещаются через деяния веры и покаяние”.
Преподобный прожил в святой простоте, благочестии и аскезе еще много лет и отошел к Господу с миром в глубокой старости.
Епископ Фанариотский Агафангел, Книга святых Православной Церкви, март, стр. 70-72
Перевод в новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
http://www.pemptousia.ru/2015/03/преподобный-павел-препростый-720-марта/
См. также: «Житие преподобного отца нашего Павла Препростого» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Тропарь преподобному Павлу Препростому
глас 8
В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо Крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Па́вле, дух твой.
Перевод: В тебе, отец, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как тленной и смертной, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Павел, дух твой.
Молитва преподобному Павлу Препростому
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Па́вле! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии