Преподобномученик Ефре́м Новый, Неа-Макринский чудотворец

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

День памяти: 18 мая

На по­бе­ре­жье Ат­ти­ки, чуть к се­ве­ру от пор­та Ра­фи­на, сто­ит де­рев­ня Неа Мак­ри. За ней воз­вы­ша­ет­ся го­ра Амо­мон, у под­но­жия ко­то­рой рас­по­ло­жен мо­на­стырь Бла­го­ве­ще­ния, боль­ше из­вест­ный пра­во­слав­ным гре­кам про­сто как “мо­на­стырь свя­то­го Еф­ре­ма”. До недав­не­го вре­ме­ни о свя­том Еф­ре­ме ни­че­го не зна­ли не толь­ко на За­па­де, но и на Во­сто­ке, и лишь в по­след­ние трид­цать лет пре­по­доб­но­му­че­ник Еф­рем Неа-Мак­рин­ский стал для гре­ков од­ним из са­мых лю­би­мых свя­тых, по­кло­нить­ся ко­то­ро­му съез­жа­ют­ся лю­ди со всей стра­ны.

В 1950 го­ду гре­че­ская мо­на­хи­ня сест­ра Мак­ри­на, чув­ствуя, что Гос­подь хо­чет, чтобы она за­ня­лась вос­ста­нов­ле­ни­ем мо­на­сты­ря Бла­го­ве­ще­ния, раз­ру­шен­но­го пи­ра­та­ми в XV сто­ле­тии, ис­про­си­ла раз­ре­ше­ния епи­ско­па и при­ня­лась за ра­бо­ту. Чув­ство­ва­ла, что это ме­сто – свя­тое. Она тру­ди­лась здесь еже­днев­но, рас­чи­щая за­ва­лы, и в мо­лит­вах про­си­ла Бо­га, чтобы Он от­крыл ей, кем бы­ли и как жи­ли здесь ино­ки про­шлых вре­мен.

Как-то утром сест­ра Мак­ри­на ра­бо­та­ла на мо­на­стыр­ском дво­ре, и вдруг в го­ло­ву ей при­шла на­стой­чи­вая мысль: “Ко­пай зем­лю на этом ме­сте и най­дешь то, что ищешь”. Про­шло еще немно­го вре­ме­ни, и сно­ва та же мысль по­се­ти­ла ее. Она об­ра­ти­лась к мо­ло­до­му ра­бот­ни­ку, при­шед­ше­му в мо­на­стырь кое-что по­чи­нить, но ей по­че­му-то неудоб­ным по­ка­за­лось объ­яс­нять ему ис­тин­ную цель по­ис­ков, и она по­про­си­ла его ко­пать на том ме­сте яко­бы с на­ме­ре­ни­ем отыс­кать древ­ний мо­на­стыр­ский ко­ло­дец. Он от­ка­зал­ся, воз­ра­зив, что во­ду мож­но ско­рее най­ти не здесь, а в дру­гих ме­стах, и в те­че­ние несколь­ких ча­сов без­ре­зуль­тат­но ко­пал в раз­ных ме­стах, там, где счи­тал нуж­ным. В кон­це дня он вер­нул­ся ту­да, где про­си­ла ко­пать сест­ра Мак­ри­на.

Очень ско­ро они от­ко­па­ли очаг, три ма­лень­ких окон­ца и по­лу­раз­ру­шен­ную сте­ну, – при­зна­ки то­го, что здесь ко­гда-то бы­ла мо­на­ше­ская ке­лья. Рас­чи­щая кам­ни, ра­бот­ник дей­ство­вал так энер­гич­но, что ей при­хо­ди­лось про­сить его не спе­шить. Он не слу­шал­ся, по­ка она не ска­за­ла: “Воз­мож­но, здесь кто-то по­хо­ро­нен, и ты рис­ку­ешь уда­рить ло­па­той по его остан­кам. Умо­ляю те­бя быть осто­рож­нее”. Он взгля­нул на нее с удив­ле­ни­ем и ска­зал: “Ты прав­да счи­та­ешь, что мы най­дем здесь чьи-то остан­ки?” Сест­ра Мак­ри­на вспо­ми­на­ет:

Я бы­ла по­чти уве­ре­на, я по­чти ви­де­ла это­го ино­ка сво­им внут­рен­ним взо­ром. Мы про­дол­жа­ли бла­го­сло­вен­ный труд, и вот на глу­бине ста се­ми­де­ся­ти сан­ти­мет­ров уви­де­ли гла­ву это­го че­ло­ве­ка Бо­жия. Ко­гда ее пол­но­стью от­ко­па­ли, нас окру­жи­ло тон­чай­шее бла­го­уха­ние. Ра­бот­ник был бле­ден, он да­же не мог го­во­рить. Я ­по­про­си­ла его оста­вить ме­ня од­ну, и он уда­лил­ся. Я при­ло­жи­лась к мо­щам свя­то­го с ве­ли­ким по­чте­ни­ем и всем су­ще­ством по­чув­ство­ва­ла, что ему при­шлось пре­тер­петь стра­да­ния. Ме­ня на­пол­ня­ла свя­тая ра­дость, буд­то я об­ре­ла небес­ное со­кро­ви­ще.

Я по­че­му-то за­ра­нее зна­ла, что он мо­нах. Осто­рож­но счи­стив пе­сок, уви­де­ла хо­ро­шо со­хра­нив­шу­ю­ся кай­му его ря­сы. Чи­стая ткань бы­ла ис­кус­но под­ши­та по-ста­рин­но­му, нит­ка­ми боль­ше мил­ли­мет­ра тол­щи­ной. Зем­ля во­круг его рук и ног бы­ла твер­дой, и на ней со­хра­ни­лись от­пе­чат­ки... Я по­пы­та­лась счи­стить зем­лю с его паль­цев, но они ока­за­лись столь хруп­ки­ми, что на­ча­ли кро­шить­ся. По­шел дождь, мо­гил­ка быст­ро на­мок­ла, и я ре­ши­ла оста­вить мо­щи ле­жать под до­ждем. Дождь стру­ил­ся мяг­ки­ми се­реб­ря­ны­ми ка­пель­ка­ми, очи­щая мо­ги­лу и те­ло свя­то­го.

Ве­че­ром, чи­тая все­нощ­ную служ­бу, со­вер­шен­но од­на в этом свя­том ме­сте, я вдруг услы­ша­ла звук ша­гов. Кто-то шел со дво­ра, где бы­ла мо­гил­ка, к хра­му. Я уже зна­ла, что это он, тот неве­до­мый свя­той. Его ша­ги эхом от­да­ва­лись у ме­ня в ушах, я бы­ла страш­но на­пу­га­на. Кровь бро­си­лась мне в го­ло­ву, я за­сты­ла, да­же не в со­сто­я­нии обер­нуть­ся. Вне­зап­но сза­ди раз­дал­ся спо­кой­ный го­лос: “Сколь­ко же ты со­би­ра­ешь­ся дер­жать ме­ня там, сна­ру­жи?” Я обер­ну­лась и уви­де­ла его. Вы­со­кий, тем­но­во­ло­сый, гла­за круг­лые, с тя­же­лы­ми ве­ка­ми. Чер­ная кур­ча­вая бо­ро­да пол­но­стью за­кры­ва­ла шею. В ле­вой ру­ке он дер­жал ка­кой-то све­тиль­ник, пра­вой бла­го­слов­лял ме­ня.

При этих его сло­вах мой страх мгно­вен­но ис­чез, сме­нив­шись необык­но­вен­ной ра­до­стью, буд­то я встре­ти­лась с дав­ним хо­ро­шим зна­ко­мым. Я ска­за­ла: “Про­сти ме­ня, зав­тра на рас­све­те я по­за­бо­чусь о тво­их свя­тых мо­щах”. Он рас­тво­рил­ся в воз­ду­хе, а я про­дол­жи­ла чте­ние ве­чер­ней служ­бы....

Утром я с бла­го­го­ве­ни­ем счи­сти­ла с мо­щей зем­лю, об­мы­ла их и, по­ло­жив их в хра­ме, за­жгла ря­дом нега­си­мую лам­па­ду. В ту ночь мне при­сни­лось, что этот инок ­при­шел опять. Он сто­ял воз­ле хра­ма, дер­жа в ру­ках ­боль­шую, ис­кус­но сде­лан­ную се­реб­ря­ную ико­ну. Ря­дом с ико­ной был под­свеч­ник, и я за­жгла вос­ко­вую све­чу. ­По­том он про­из­нес: “Боль­шое те­бе спа­си­бо. Я – Еф­рем”.

В те­че­ние сле­ду­ю­щих несколь­ких лет св. Еф­рем от­крыл ис­то­рию сво­е­го му­че­ни­че­ства Мак­рине и дру­гим лю­дям, яв­ля­ясь им в ви­де­ни­ях и снах.

Он ро­дил­ся 14 сен­тяб­ря 1384 го­да, в ран­нем дет­стве по­те­рял от­ца. Мать его бы­ла бла­го­че­сти­вой жен­щи­ной. Она од­на вы­рас­ти­ла Еф­ре­ма и его ше­сте­рых бра­тьев и се­стер. В воз­расте че­тыр­на­дца­ти лет свя­той Еф­рем ушел в мо­на­стырь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и два­дцать семь лет про­жил там в мо­лит­ве и воз­дер­жа­нии. В мо­на­сты­ре он при­нял сан свя­щен­ни­ка и стал хра­ни­те­лем мо­на­сты­ря. Неиз­вест­но, бы­ли ли в оби­те­ли еще ино­ки или же он жил один.

В день его рож­де­ния, в сен­тяб­ре 1425 го­да, в празд­ник Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня, его взя­ли в плен пи­ра­ты-му­суль­мане. Они под­верг­ли свя­то­го му­че­ни­ям, при­нуж­дая от­речь­ся от Хри­ста. Он от­ка­зал­ся, и они ис­тя­за­ли его во­семь ме­ся­цев, да­вая ра­нам на его те­ле немно­го за­жить и за­тем сно­ва му­чая его. 5 мая 1426 го­да его при­ве­ли во двор мо­на­сты­ря и под­ве­си­ли вниз го­ло­вой на де­ре­ве. Это де­ре­во со­хра­ни­лось и по сей день. Ему вби­ли гвоз­ди в ру­ки и но­ги, а те­ло прон­зи­ли рас­ка­лен­ным до­крас­на ост­рым же­лез­ным пру­том.

Так пре­дал дух Гос­по­ду этот свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник, а через пять­сот лет лю­ди узна­ли о его стра­да­ни­ях и об­на­ру­жи­ли его мо­щи. Гос­подь про­сла­вил его за пе­ре­не­сен­ные им стра­да­ния и бла­го­сло­вил его да­ром чу­до­тво­ре­ния. Он стал из­вест­ным вра­чом душ и те­лес, и сей­час то­му име­ют­ся сот­ни пись­мен­ных сви­де­тельств, на­ко­пив­ши­е­ся со дня об­ре­те­ния его мо­щей.

С 1950 го­да мать Мак­ри­на (она те­перь игу­ме­ния) тру­дит­ся над вос­ста­нов­ле­ни­ем мо­на­сты­ря. Она и сест­ры про­во­дят служ­бы по мо­на­стыр­ско­му чи­ну и за­бо­тят­ся о сот­нях па­лом­ни­ков, еже­днев­но при­ез­жа­ю­щих по­мо­лить­ся в хра­ме у мо­щей ­Свя­то­го.

За мо­на­сты­рем рас­тет лес с древни­ми сос­на­ми и ду­ба­ми. Сре­ди этих де­ре­вьев сто­ит неболь­шая ка­мен­ная ча­сов­ня свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, а во­круг нее рас­по­ла­га­ет­ся мо­на­стыр­ское клад­би­ще. Эта ча­сов­ня бы­ла по­стро­е­на еще до свя­то­го Еф­ре­ма, и сам свя­той лю­бил про­гу­ли­вать­ся здесь. Ко­гда ве­че­ром са­дит­ся солн­це, де­ре­вья све­тят­ся теп­лым зо­ло­тым све­том, оза­ряя весь лес уди­ви­тель­ным си­я­ни­ем.

Ка­ра­во­ки­рис Со­ло­мос, Ко­ринф.

 

Тропарь преподобномученику Ефрему Новому, Неа-Макринскому

глас 1

На горе Непорочных яко солнце возсиял еси,/ и мученически, богоносне, к Богу изшел еси,/ варварское нашествие претерпел еси,/ Ефреме великомучениче Христов,/ сим присно источаеши благодать всем благочестно вопиющим ти./ Слава давшему ти крепость,/ слава прославльшему тя,// слава подающему тобою всем исцеления!

Перевод: На горе Непорочных (гора Амомон, от греч. Αμώμων - Непорочных) как солнце ты воссиял и как мученик, богоносный, отошел к Богу. Претерпел ты нашествие мусульманское, великомученик Христов Ефрем, потому всегда источаешьблагодать всем с благочестием взывающим к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Прославившему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Кондак преподобномученику Ефрему Новому, Неа-Макринскому

глас 3

На горе Непорочных подвизался еси, богомудре,/ и на сей прошел еси мученичества путь,/ сего ради сугубым венцем Живодавец достойно тя венчал есть,/ священномучениче Ефреме,// прилежно просяща помиловати славословящих тя.

Перевод: На горе Непорочных ты подвизался, богомудрый, и прошел на ней путь мученичества, поэтому Податель жизни по достоинству венчал тебя особым венцом, священномученик Ефрем, настойчиво просящий помиловать прославляющих тебя.

Молитва преподобномученику Ефрему Новому, Неа-Макринскому

О, преславный священномучениче Ефреме! и скорый помощниче Христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия врачевати и расслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающия мя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струны души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

https://azbyka.ru/days/sv-efrem-novyj