ПРЕПОДОБНАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕВФРОСИНИЯ МОСКОВСКАЯ (1353–1407)
Кто найдет добродетельную жену?
Цена ее выше жемчугов;
уверено в ней сердце мужа ее…
Притч. 31: 10–12
Княгиня Евдокия в храме. Художник: Илья Глазунов
Имя благоверного князя Димитрия Донского известно русскому человеку со школьной скамьи. Но не менее известно в христианском мире имя его супруги Евдокии (в постриге Евфросинии). Образ Евфросинии Московской – один из самых ярких женских образов в истории Древней Руси[1].
Евдокия («Евдокия» в переводе с греческого значит «благоволение») родилась в 1353 году в семье Суздальско-Нижегородского великого князя Димитрия Константиновича (1322–1383) и его супруги великой княгини Анны. Князь Димитрий Константинович был одним из крупнейших русских политиков XIV столетия. Детство Евдокии прошло в Суздале и в Переславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, юная княжна отличалась тихим, кротким нравом. «С красотою лица соединяла редкую душевную доброту», – сказано о ней в «Житии Димитрия Донского». У ее отца была прекрасная библиотека, и Евдокия с раннего детства пристрастилась к чтению трудов древнегреческих философов: Платона, Аристотеля, Сократа – и впоследствии стала одной из самых образованных женщин того времени.
Великий князь Димитрий Константинович выдал свою дочь Евдокию замуж за великого князя Московского Димитрия Иоанновича (1350–1389), позднее прозванного Донским. Димитрий Константинович предвидел в будущем зяте крепкого правителя, собирателя русских земель. 18 января 1366 года по благословению святителя Алексия, митрополита Московского (1304–1378), в церкви Воскресения Словущего Коломенского кремля состоялось торжественное венчание 16-летнего великого князя Московского Димитрия Иоанновича с 13-летней суздальской княжной Евдокией. Это знаменательное событие, по словам летописца, «преисполнило радостию сердца русских», так как положило конец вражде между Московским и Суздальско-Нижегородским княжествами.
За 22 года супружеского союза Евдокия родила 12 детей (8 сыновей и 4 дочерей)
После свадьбы молодожены поселились в Москве, незадолго до этого в очередной раз сожженной неприятелем и изнуренной эпидемиями (1365). Евдокия разделяла с мужем его хлопоты и труды по восстановлению разоренного пожарами города. Видя в юной княгине Евдокии свою помощницу и защитницу, несчастные жители столицы приходили к ней за помощью, и никто не получал отказа. Сам Бог помогал Евдокии в ее многочисленных делах благотворительности, когда она проявляла заботу о нуждающихся, больных, страждущих, вдовах, сиротах, обездоленных. Дела христианского милосердия княгиня Евдокия сочетала с подвигами поста и молитвы.
Хотя брак был заключен по политическим мотивам, он оказался счастливым, так как в основе его лежали взаимное доверие и любовь супругов. За 22 года идеального супружеского союза Евдокия родила 12 детей (8 сыновей и 4 дочерей). Двое из них, Василий и Юрий, впоследствии заняли Московский великокняжеский престол. Автор «Слова о житии…» князя Димитрия писал:
«…Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы быть острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель Алексий, митрополит Московский, который был близок княжескому семейству, и преподобный Сергий Радонежский (1314–1392), крестивший двух старших сыновей Димитрия и Евдокии. Духовником княжеской четы был ученик преподобного Сергия – игумен Симонова монастыря святой Феодор (ок. 1340–1394), впоследствии архиепископ Ростовский. Таким образом, супруги Димитрий и Евдокия в своей жизни опирались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля.
Правление великокняжеской четы пришлось на время тяжелых испытаний: практически не прекращались войны с многочисленными врагами – внешними и внутренними. Мудрая и добродетельная Евдокия была твердой опорой мужу в несении им тяжелого креста управления страной. В 1368 и 1370 годах она вместе с мужем пережила осады Москвы литовскими и тверскими войсками, в результате которых вся Московская земля была опустошена. В 1371 году пришлось князю Димитрию ехать в Орду за ярлыком на великое княжение. В отсутствие супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. Молитва их была услышана Господом, и князь вернулся из Орды в Москву.
Князь Димитрий Донской наравне с великим князем Иваном Калитой стоял у истоков будущего могущества Москвы, на котором основывалось объединение русских земель. Великое Московское княжество успешно боролось против Золотой Орды. В 1380 году, отказавшись платить Мамаю увеличенный размер дани, князь Димитрий собрал войско для битвы на Куликовом поле. В летописной повести XV века о Куликовской битве говорится, что, отправляясь в поход против Мамая, великий князь Димитрий оставил Евдокию Димитриевну с сыновьями в Москве. Прощаясь с супругой, князь Димитрий сказал ей: «Жена! Если Бог за нас, то кто против нас?» В «Сказании о Мамаевом побоище» (нач. XVI в.) повествуется о том, как Евдокия Димитриевна, провожая мужа в поход, плакала и вместе с женами бояр молилась Богу, прося о ниспослании победы.
После Куликовской битвы она организовала госпиталь для лечения раненых воинов
Верная супруга Евдокия стала ежедневно возносить в храме Богу горячие молитвы о победе русского оружия и совершать дела милосердия и любви – и «нача сугубы милостыни творити». Поход против ордынских полчищ победоносно завершился на Куликовом поле 8/21 сентября 1380 года. Таким образом, подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от иноземного ига разделяла и княгиня Евдокия. После Куликовской битвы она организовала госпиталь для лечения раненых воинов. По ее просьбе было решено ежегодно 8 сентября отмечать победу на Куликовом поле с особой торжественностью. Эта победа впервые потрясла владычество монголов и покрыла бессмертною славою имя князя Димитрия Донского. Однако она была лишь первым шагом к освобождению русских земель от ордынского ига: лишь в конце XV века Русь полностью освободилась от монголо-татарского владычества.
Через два года, в 1382 году, в поход на Русь пошел новый ордынский хан Тохтамыш. Когда войско хана приблизилось к Москве, Евдокии с мужем пришлось покинуть осажденную ханом Москву и укрыться в Костроме. Губительное нашествие хана снова предало столицу запустению: Москва была взята Тохтамышем и сожжена им. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.
В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу, чтобы отстоять у него права на великое княжение. Было принято решение послать вместо князя Димитрия в Орду его одиннадцатилетнего сына Василия Димитриевича в сопровождении бояр. Святая Евдокия согласилась отпустить старшего сына, но обрекла себя на двухлетние муки: князь Василий был задержан в Орде в качестве заложника и только осенью 1385 года ему удалось бежать из плена.
До нас дошло завещание князя Димитрия, из текста которого видна его любовь к супруге, огромное доверие и уважение к ней
В 1389 году благоверный князь Димитрий Донской опасно заболел и 19 мая на 39-м году жизни отошел к Господу. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля. До нас дошло завещание князя Димитрия, из текста которого видна его любовь к супруге, огромное доверие и уважение к ней. Евдокии Димитриевне он завещал большой удел, в который входили полсотни городков, сёл, деревень и слобод. Согласно завещанию, Евдокия становилась одной из богатейших земельных собственников Северной Руси: супруг обеспечил вдове безбедное существование. Передавая престол старшему сыну Василию, Димитрий Донской в завещании говорил детям уважать мать и во всем подчиняться ее воле.
«А вы, дети мои, живите заодин, …а матери своее слушайте во всем, из ее воли не выступайтеся ни в чем. А который сын мой не имет слушати свое матери, а будет не в ее воли, на том не будет моего благословенья».
Покидая этот мир, благоверный князь уговорил свою супругу не уходить в монастырь, как она того желала, а стать соправительницей их старшему сыну Василию.
Дмитрий Донской целует жену перед смертью. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век
Княгиня тяжело переживала смерть мужа. В «Слове о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя Русского» приводится плач Евдокии по умершему князю.
«На кого ты меня оставил? Солнце мое, рано ты зашло, месяц мой прекрасный, рано ты померк. Звезда восточная, зачем на запад уходишь? Свет мой ясный, зачем померк ты? Вместе с тобой жила, с тобой и умереть хочу…»
Овдовев, великая княгиня Евдокия фактически становится во главе Московского княжества. Она была первой в истории Руси женщиной-соправительницей. При ее успешном правлении в 1395 году собиралось ополчение для защиты Москвы от нашествия хана Тамерлана, навстречу которому вышло войско князя Василия I Дмитриевича, сына Димитрия Донского и княгини Евдокии. По ее благочестивому совету была принесена в Москву из Владимира икона Божией Матери, чудесным образом защитившая Русскую землю. 26 августа, в день встречи иконы митрополитом, духовенством и боярами, Тамерлану во сне явилась Светоносная Жена, и устрашенный Ее грозным предупреждением завоеватель отступил от Москвы. На Кучковом поле, месте встречи иконы, в 1397 году был основан Сретенский мужской монастырь.
После смерти супруга княгиня Евдокия видела свой долг перед Богом в воспитании детей, однако ее главной сокровенной мыслью было попечение о строительстве храмов и монастырей. Она начала устроение Вознесенской женской обители в Московском Кремле, отдав под нее княжеские чертоги. В 1393 году, в память о победе на Куликовом поле, княгиня распорядилась возвести в Кремле на месте маленькой деревянной церкви во имя праведного Лазаря большой каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, так как всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Княгиня Евдокия наделила храм золотыми и серебряными сосудами. Через два года, в июне 1395 года, этот храм был расписан выдающимися иконописцами Древней Руси – Феофаном Греком и Симеоном Черным. Одновременно на средства княгини возводились храмы и монастыри в Переславле-Залесском, где она построила церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и устроила монастырь; в этом же городе возобновила деятельность Горицкого мужского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Народ любил княгиню Евдокию: она стяжала славу матери и хозяйки Москвы
Народ любил княгиню Евдокию: она стяжала славу матери и хозяйки Москвы. Евдокия пережила мужа на 18 лет. Вдовствуя столь долгий срок, она целомудренно осталась верна покойному супругу. Умерщвляя плоть суровыми аскетическими подвигами, княгиня вела тайную подвижническую жизнь, о чем нельзя было догадаться по пышным одеждам, в которых она являлась перед людьми. Посему пришлось ей претерпеть человеческую клевету: по Москве распространился слух о недостойном поведении вдовы князя Димитрия Иоанновича. Тогда сыновья обратились к материи с вопросом о наветах, порочащих ее. Пришлось княгине показать сыновьям вериги, которые она носила под одеждой. Дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что «плоть прилипла к костям». Пристыженные сыновья просили у матери прощения. Она запретила им рассказывать о своем подвиге.
Ежедневно Евдокия посещала службы в одном из храмов города или монастыря. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой.
Княгиня принимает постриг (Лицевой летописный свод)
В 1407 году святой Евдокии явился Архангел Михаил, «возвещающа еи из мира сего исшествие». После этого чудесного видения Архангела княгиня Евдокия решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому стремилась всю жизнь. По ее желанию был написан образ Архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 17 мая 1407 года Евдокия Димитриевна удалилась в основанный ею Вознесенский монастырь. При переходе туда княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды. По свидетельству современников, в тот день более тридцати человек исцелились от различных недугов. В обители княгиня приняла иноческий постриг с именем Евфросиния, что в переводе с греческого значит «радость». Помимо несения иноческих духовных подвигов, святая княгиня заложила в монастыре на месте деревянной церкви новую каменную церковь в честь Вознесения Христова. Прожив в иночестве несколько месяцев, 7 июля 1407 года святая Евфросиния на 54-м году жизни мирно отошла к Господу. Ее погребли при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма Вознесенского монастыря, там, где в скором времени предстояло подняться Вознесенскому храму.
Почитание преподобной Евфросинии началось сразу же после ее праведной кончины: сначала в качестве местночтимой святой, а в середине XV века она была прославлена в лике святых на все Московское царство. Господь удостоверил святость преподобной Евфросинии чудесными знамениями, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз было замечено, как у гроба святой Евфросинии сами собой чудесным образом возгорались свечи. В 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок Адриан. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице Н. Вихняевой и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни после возложения на него пелены с гробницы святой Евфросинии.
Почитание преподобной Евфросинии началось сразу же после ее праведной кончины
7 июля 1907 года в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии, молитвенницы за Русскую землю, при участии Московского митрополита Владимира (Богоявленского), а также великой княгини Елизаветы Федоровны, которая пожертвовала на гробницу преподобной золотую лампаду.
Соборный храм Вознесенского монастыря, где была похоронена Евфросиния, в 1929 году был уничтожен большевиками, а ее останки перенесли в подвал Судной палаты Архангельского собора Кремля. 28 мая 2008 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось перенесение ее мощей в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля. Перенесению предшествовала работа комиссии по обретению останков преподобной.
Мощи в приделе Святого Уара. Архангельский собор, Московский Кремль
Русская Православная Церковь прославила великую княгиню Евфросинию, истинно христианскую подвижницу, в чине преподобных. Святая Церковь совершает ее память 17/30 мая и 7/20 июня. В 2007 году по решению Священного Синода Русской Православной Церкви учреждена высокая церковная награда – «Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской». В 2010 году во имя святой Евфросинии был освящен столичный храм на Нахимовском проспекте, куда перенесли частицу ее мощей. 19 ноября 2013 года рядом с этим храмом был торжественно открыт памятник святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, преподобной Евфросинии и их детям (скульптор – Дмитрий Кукколос).
Преподобная великая княгиня Евфросиния Московская
Ныне Евфросиния Московская почитается как одна из небесных покровительниц столицы. С 2015 года по решению Священного Синода 1 июня отмечается День общей памяти святых благоверных князей Димитрия Донского и Евфросинии (Евдокии) Московской как символ доброго супружества, чадородия и родительского счастья. Как и святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, как Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, святые благоверные князь Димитрий Донской и княгиня Евфросиния Московская являются для современных молодых супругов примером для подражания.
Святая преподобная Евфросиния Московская, моли Бога о нас!
Мария Тоболова
[1] Основными источниками сведений о Евфросинии Московской служат завещание великого князя Димитрия Иоанновича Донского и «Въмале сказание о блаженеи великой княгини Евдокии, во инокинях Евфросинии, супружницы достохвальнаго великого князя Димитрия Ивановича Донскаго», дошедшее в составе «Книги степенной царского родословия» (нач. XVI в.).
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии