Преображенная наука. Тимур Щукин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Новая книга профессора СПбГУ, президента Международной минералогической ассоциации диакона Сергия Кривовичева посвящена великим ученым, для которых вера стала опорой в их научных изысканиях.

Преображенная наука

Ученый свидетельствует о Христе — в таком жанре написана новая книга диакона Сергия Кривовичева. И этот жанр не намного моложе христианства. Уже апостол Павел вкрапляет в свою проповедь цитату из поэта и популяризатора астрономии Арата. Во II веке первые христианские апологеты в доказательство истинности своих слов ссылаются на древних или современных им античных ученых. «Строматы» Климента Александрийского (III в.) почти целиком состоят из пересказа и прямых цитат языческих мыслителей, которые, свидетельствуя истину, неосознанно свидетельствовали о Христе. Ведь Климент считал, что одна из задач христианского ума — увидеть действие Божественного слова за пределами Церкви, в светской мудрости.

Этот жанр был популярен и в дореволюционной богословской литературе, вынужденной реагировать на тотальную «сциентизацию» общественного сознания, и в позднесоветском церковном самиздате. Достаточно вспомнить Приложения к первому тому «Истории религии» протоиерея Александра Меня, где он препарирует религиозные взгляды Г. Галилея, Ч. Дарвина и К. Э. Циолковского.

Хотя, по словам диакона Сергия Кривовичева, «в отличие от России… на Западе эти проблемы (т. е. соотношения науки и религии. — Прим. ред.) обсуждались и обсуждаются гораздо шире и глубже», они набили некоторую оскомину. Все претензии ученых и верующих друг к другу высказаны, все аргументы «за» и «против» приведены, все способы ведения спора испробованы. Что тут обсуждать? С какой стороны подойти к вопросу?

Отцу Сергию удалось сочинить достаточно оригинальный мотив. Он пишет, что «цель этой книги — показать, на примере существования верующих ученых, что между наукой и религией нет серьезных противоречий». Однако он не просто взялся доказывать, что «все ученые были верующими», обосновывая тем самым правоту религиозной точки зрения. В действительности ведь вера ученого доказывает истинность религии ровно так же, как вера пастуха и рыбака. Вера ученого может быть обусловлена воспитанием и общим уровнем культуры, сотней причин биографического и психологического свойства, быть результатом случайного стечения обстоятельств. Бывает, что религиозный опыт является продолжением научного, а молитвенное созерцание — продолжением созерцания математического и интеллектуального (как оно и должно быть, если прислушаться к философам-неоплатоникам). Бывает, что ученый просто следует традиции своей семьи, своего круга, общества, к которому он принадлежит. Есть типажи наподобие Блеза Паскаля, которые жили одновременно в двух мирах — научном и религиозном — и для которых соседство двух родов сознания было болезненным и мало полезным. С другой стороны, иногда вера простеца удивляет и «доказывает» лучше любых рассуждений: если человек, столь мало поднаторевший в богословии, имеющий столь недостаточные возможности для интеллектуального досуга, для чтения, размышления и духовной беседы, способен поверить в то, во что поверить очень сложно, значит, это результат не только его усилий.

Нет, автора интересует не вера ученого вообще, в которой нет ничего особенного и ничего специально «научного», но такая вера, которая преображает сам стиль и метод мышления ученого. В книге 11 глав, каждая из них посвящена одному выдающемуся западному или российскому ученому XX века и той роли, какую религия сыграла в его научных взглядах.

НАУКА ВЕРУЮЩИХ ИЛИ ВЕРА УЧЕНЫХ: ВЕК ХХ АВТОР: КРИВОВИЧЕВ С. В. ИЗДАТЕЛЬСТВО: М.: АЛГОРИТМ, 2015 ГДЕ КУПИТЬ: МАГАЗИНЫ СЕТИ «БУКВОЕД», ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ «ЛАБИРИНТ», BOOKPITER.RU, КОМБУК, OZON.RU

НАУКА ВЕРУЮЩИХ ИЛИ ВЕРА УЧЕНЫХ: ВЕК ХХ

АВТОР: КРИВОВИЧЕВ С. В.

ИЗДАТЕЛЬСТВО: М.: АЛГОРИТМ, 2015

ГДЕ КУПИТЬ: МАГАЗИНЫ СЕТИ «БУКВОЕД», ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ «ЛАБИРИНТ», BOOKPITER.RU, КОМБУК, OZON.RU

Например, в первой главе анализируется мировоззрение великого немецкого ученого Макса Планка, который считается основоположником современной квантовой теории и который при этом был глубоким религиозным мыслителем. Планк полагал, что наука и религия не противоречат друг другу, поскольку стремятся к одной и той же цели — познанию истины. В научном и религиозном познании человеку открывается одно и то же — гармоничное, закономерное устройство созданной Богом вселенной. Верующему человеку это знание об упорядочивающем всё Боге дается сразу, интуитивно, до всякой развернутости познания. Ученый приходит к пониманию этого путем долгих исследований, вера оказывается венцом ученого поиска. «Сама наука, — суммирует отец Сергий мысли Планка о вере, — оказывается возможной благодаря тому, что Вселенная устроена разумно, закономерно и целесообразно». Макс Планк обнаруживает действие Творца в базовых закономерностях физической науки: «Несомненный результат физических исследований состоит в том, что элементарные кирпичики мироздания не громоздятся хаотично отдельными, не связанными друг с другом группами, а сложены все по единому плану. Другими словами, во всех процессах природы царит универсальная, в определенной степени познаваемая для нас закономерность». Планк указывает, в частности, на закон сохранения энергии и принцип наименьшего действия.

Другой яркий пример (его автор рассматривает в пятой главе) — синтетическая (то есть сочетающая дарвинизм и генетику) теория эволюции, предложенная русско-американским ученым Феодосием Добржанским. Диакон Сергий Кривовичев демонстрирует, что эта концепция вытекает из религиозно-философских представлений ученого, а точнее, из его увлечения «эсхатологическим позитивизмом» Владимира Соловьева. Русский философ говорил о постепенном развитии мира от бесформенной материи к Царству Божиему, причем на всем протяжении этого процесса действует как божественная благодать, так и воля самой твари. Русский ученый применил эту идею к растительному и животному миру: если Бог творит все виды сразу (как утверждают односторонние креационисты), то не остается места для самостоятельного развития мира. А вот эволюционный подход оставляет пространство и для божественного творчества, и для деятельной автономии тварного естества. Идеи Добржанского развивает бывший священник-доминиканец биолог Франсиско Айяла, которому автор также посвятил несколько страниц.

В книге также рассматриваются взгляды бельгийского католического священника, астронома, математика Жоржа Леметра; советского физика, сына священника-исповедника, Н. Н. Боголюбова; «пророка естествознания» В. И. Вернадского; руководителя проекта по расшифровке генома человека и автора книги о доказательствах бытия Божия Фрэнсиса Коллинза; одного из основоположников квантовой электроники баптиста Чарльза Таунса; верующих кристаллографов Н. В. Белова и Мартина Бюргера; пятикратного номинанта на Нобелевскую премию химика Генри Шэфера, который считал, что для большого ученого абсурдно быть атеистом; выдающегося программиста и автора толкований на Библию Дональда Кнута; авиаконструктора и богослова И. И. Сикорского. Судьбы всех этих людей иллюстрируют ключевой тезис книги: религия не просто не противоречит науке, но преображает научное знание, высветляет его подлинное место и значение.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=83341