Преображение и прогресс – два полюса будущего человечества. Протоиерей Владимир Долгих
24 июля Церковь празднует день памяти священномученика Илариона (Троицкого). В одном из своих творений он поднимает вопрос, крайне насущный ныне. О нем и поговорим.
24 июля празднование в честь равноапостольной княгини Ольги совпадает с днем обретения мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Он оставил после себя богатое письменное наследие, а потому нам есть о чем поговорить в этот день.
Несмотря на то, что священномученик Иларион пострадал в довольно далеком для нас 1929-м году, его идеи остаются более чем актуальными и сегодня. Для истории период в сотню лет не такой уж и большой. Впрочем, с тех времен очень многое изменилось. Мы и сами является свидетелями колоссальных перемен, происходящих на наших глазах. Многие эти перемены считают прогрессом и развитием. Хотя на самом деле, когда и если технологии действительно развиваются, то человек навстречу им деградирует, что вполне логично, хоть и мало утешительно. Как раз о прогрессе (научно-техническом и даже культурном), о том, что им движет, какие имеет последствия и какой может быть альтернатива и хотелось бы поговорить.
Сегодня люди привыкли восторгаться прогрессом, видеть в нем ключ от будущего счастья и благоденствия человеческой расы. Но, в большинстве своем, такое мнение навязано современной пропагандой и с прогрессом далеко не все так однозначно.
Прежде чем перейти к идеям владыки Илариона, мне хотелось бы вспомнить один из эпизодов фильма «Конец детства», снятого по одноименному роману Артура Кларка (картина довольно жуткая, но раскрывающая очень многое о современном мире). Там один из журналистов вспоминал, как его дядя разводил ирландских свиней. Затем он нанимал мальчика из местного хора, чтобы тот пел свиньям, пока они заходили в грузовик, отправляясь на убой. Свинкам это очень нравилос и они были совершенно спокойны до самой скотобойни. Яркая аллегория, не правда ли?
Что же такое прогресс
Но, давайте вернемся к размышлениям священномученика Илариона. Он предлагает задаться вопросом: «Что же такое прогресс?», – и далее отвечает, что сама теория прогресса построена на применении теории эволюции к международным отношениям. А мы помним, что в основе эволюции лежит борьба за существование, естественный отбор. Теперь достаточно только напомнить, что если в природе противостояние является межвидовым, то в прогрессе – внутривидовым, т.е. человек борется с человеком, общество с обществом, народ с народом.
Последствия очевидны – война. Каждой борющейся стороне приходится совершенствовать орудия убийства, чтоб победить. И не нужно, в качестве контраргумента, пытаться приводить примеры положительных итогов прогресса – мне они прекрасно известны. Просто вспомните киношный пример со свиньями.
Если еще полтора столетия назад пагубные последствия прогресса не были так очевидны, то сегодня его «черная» сторона становится все более явной. Да, много жизней было спасено, но только если подсчитать, сколько жизней было загублено, из-за войн и их последствий то, думаю, цифры попросту будут несопоставимы. И это я еще не говорю о процессах, когда люди лишаются воть без всяких войн: снижение доходов, экономические спады, мизерные пенсии, повышение цен. Такие себе тихие войны, они тоже забирают массу жизней, хоть и не очевидно на первый взгляд.
Прогресс – зло?
Важная мысль владыки Илариона заключается в том, что прогресс не только не помогает духовному развитию человека, но еще и препятствует ему. Он требует посвящения себе всех сил и энергии. Достаточно вспомнить с каким трудолюбием, и даже с фанатичностью ученые занимаются своим делом и, честно говоря, без этого фанатизма не было бы никакого прогресса.
Христианство же, прежде всего, требует от человека работы над собой, направляет его силы и энергии вовнутрь. Потому так часто и приходится сталкиваться с мнением о том, что вера является препятствием для прогресса.
«У христианского подвижника, – пишет священномученик Иларион, – уже не остается столько энергии, чтобы быть деятелем прогресса, да и его интересы, его идеалы не впереди, а вверху, на Небе, в вышнем Иерусалиме. Деятель же прогресса по необходимости дичает духовно и носит зверя в себе… Грешит человечество преклонением пред прогрессом – этот же прогресс его прежде всего и наказывает. Успехи прогресса за последние десятилетия поразительны. Но что прогрессирует быстрее всего? Кажется, не будет неправдой сказать, что прогрессирует быстрее всего техника орудий войны, орудий истребления, орудий смерти, жестокости и мучения».
Здесь владыка еще вспоминает слова из дневника Достоевского, где тот указывает, что пока еще дети не сдирают кожу со своих отцов, прям посреди Невского проспекта, только по независящим от них обстоятельствам и наличия городовых. Но, при случае, дело бы не стало, даже невзирая на всю нашу цивилизованность.
Отметая духовное
Родовой порок прогресса в том, что он нацелен исключительно на материальную сторону мира и человека. Духовное же измерение прогресс не только не учитывает, но даже и не видит. Одичание прогрессивного человека происходит именно потому, что дух – это не просто одна из составляющих человеческой природы, но ее основа. Поэтому, сколько бы мы не пытались построить «рай» на земле, используя достижения научно-технического прогресса, у нас ничего не получится. И факт этот сегодня становится все очевиднее, даже для самих руководителей и вдохновителей прогресса. Но только их уже не остановить. При духовной деградации, при материалистическом взгляде на мир, они попросту неспособны выйти за пределы собственных мировоззренческих установок. От этого сегодня раскручивается идея жертвы, жертвы во имя сего нового «золотого тельца». Последствия же могут быть более катастрофичны, чем ужасы ХХ века.
Преображение как выход
Альтернатива здесь может быть лишь одна – развитие духа. Хотя, правильнее сказать, следующее за развитием духа – преображение всего человека. А ведь христианство жило и живет идеей преображения. Может это сказано несколько грубо, но преображение учитывает всего человека, а не только его тело или даже мозг, до которого сузили понимание человека современные пропагандисты «просвещения».
В противоположность им снова приведем слова владыки Илариона: «Христиане возносятся на высоту орудием Иисуса Христа, которое есть крест, пользуясь вервию – Духом Святым. Вера их возводит, а любовь есть путь, которым они восходят. Поэтому христиане все – богоносцы и храмоносцы, христоносцы, святоносцы. Так повсюду эта идея нового человека, не прогрессивного, а нового; всюду идеал внутреннего преображения, а не внешнего прогресса». Сколько бы человек не убегал от веры, сколько бы ни пытался умничать, сколько бы ни цеплялся за земное счастье, упорно убеждая себя, что оно не никогда не закончится, он все равно придет в тупик.
Преображение – это не просто совершенствование, это становление чего-то совершенно нового, нового человека с новым сердцем, именно тем, о котором просил царь Давид в 50 псалме. Если преобразится человек, то преобразиться и прогресс и само понятие о нем, если такое понятие вообще будет уместно. Мы все хорошо знаем какой путь ведет к преображению, и возможен он только с нашим Спасителем Иисусом Христом, сколько бы не пытались опорочить Его Имя современные материалисты, сциентисты и прочие публичные спикеры.
Наконец, идея преображения глубоко проникла в православное богослужение и у владыки Илариона есть на этот счет прекрасные слова, где также раскрывается понятие той новизны, о которой уже было сказано: «Наше богослужение – не слащаво-сантиментальное завывание самодовольного буржуя-протестанта в своей кирхе, не боязливая просьба несчастного католика о пощаде и помиловании, наше богослужение – гимн человека, из тьмы и сени смертной, из глубокой бездны греховной порывающегося к святости, к чистоте, к Богу и к небу, на гору Преображения».
Это ли не то, к чему человеку стоит стремиться?
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/81455-preobrazhenije-i-progress-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии