Православное возрождение России в эпоху преп.Сергия Радонежского и в наши дни. Николай Симаков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 Ко дню памяти любимого русского святого

 

1. Духовный вождь русского народа.

В истории России преп. Сергий Радонежский стал особым избранником Божиим, несомненно посланным промыслительно русскому народу в годину смут и испытаний. Он стал духовным вождем для русского народа и подобно пророку Моисею помог нашему народу выйти из монгольского плена и удельной раздробленности.

2. Служитель Святой Троицы и строитель православной Соборности.

В житии преп. Сергия Радонежского говорится, что он «сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы, что и сбылось». И действительно, преп. Сергий стал послушником и тайнозрителем Святой Троицы. Впоследствии его ученик преп. Андрей Рублев написал знаменитую икону Святой Троицы, в «память и похвалу отцу нашему Сергию-игумену Радонежскому». Это икона святой Троицы не только выражала богословие преп. Сергия, но и стала причиной появления на Руси в 15 веке особого литургического праздника Святой Троицы на ряду с днем Святого Духа - Пятидесятницы. В этом празднике, по мнению отца Павла Флоренского, «выразилась русская идея и своеобразные черты русского духа, опять-таки связанные с именем преп. Сергия. Я говорю о Троичном дне, как литургическом творчестве именно русской культуры, писал отец Павел Флоренский, и далее, определеннее, - творчестве преп. Сергия. Напомним, что Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон». В 16 веке на Руси появится еще один духовный последователь преп. Сергия богослов тайнозритель Святой Троицы преп. Александр Свирский. Ему, подобно праотцу Аврааму, явится сама Троица Светоносных Ангелов и благословит на строительство православной соборности на Руси. Продолжая мысль отца Павла Флоренского можно сказать, что богословие, идущее от преп. Сергия стало одним из главных направлений русской мысли. Это относится и к богословию соборности церкви от А.С.Хомякова до свят. Иллариона Троицкого, а также в известной мере и к философии всеединства.

3. Смиренный игумен Земли Русской.

Благодаря своему подвигу пустынножителя и исихаста преп. Сергий стал «игуменом всей Земли Русской», основателем возрождения иночества и монашества на Руси. Кроткий, смиренный и любящий всех игумен Радонежский стал лучшим примером доброты и праведности русской души живущей во Христе. Основанная им обитель Святой Троицы превратилась в духовный и религиозный центр соборного единства русского народа и возрождения Святой Руси. Из его стен вышли многочисленные последователи преп. Сергия, нестяжатели и исихасты, духовные строители Святой Руси. Благодаря этому монастырь на Руси вновь стал главным центром православного просвещения, воспитания и национального сплочения русского народа.

Ученики и последователи игумена Радонежского помнили и несли нашему народу его завет: «Воззрением на Святую Троицу побеждать страх ненавистной розни мира сего».

На протяжении всей истории преп. Сергий Радонежский стал ангелом-хранителем России, он неоднократно являлся и помогал спасению русского народа в годины испытаний, смут и лихолетий. Особенно в эпоху катастрофы и крушения России в эпоху смуты и разорения начала 17 века и в многострадальный 20 век-век русской Голгофы.

4. Православное возрождение России в наши дни.

Сегодня мы живем в эпоху православного возрождения России. Эта духовно переходная эпоха от богоборчества и обретению вновь веры во Христа в православии продолжается уже в течение 25 лет. Она началась в нашей стране с памятной даты, празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси.

Плоды этого возрождения за последние 25 лет очевидны. Это прежде всего победа православной веры и церкви над воинствующим безбожием и гонениями продолжавшимися 70 лет в нашей стране. Исполнились слова Спасителя в Евангелии: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ея» (Матф. 16, 18).

«Русская церковь, по словам патр. Алексия II, сумела восстановить тысячи разрушенных и оскверненных храмов... Но, главное, по словам патриарха, совершающееся на наших глазах чудо Божие состоит в обретении веры и обращении ко Христу Спасителю миллионов наших соотечественников, духовную память которых оказались бессильны омрачить все усилия воинствующего государственного атеизма».

Духовной основой православного возрождения нашего народа стал, несомненно, подвиг св. новомучеников и исповедников Российских. «Кровь мучеников - семя христианства», писал еще Тертуллиан. За последние 25 лет в Русской Церкви было прославлено персонально более 2 тысяч св. новомучеников и исповедников. Такого в истории русской церкви еще никогда не было.

За последние годы православная соборность церкви одержала победы над расколами и разделениями. В 2007 году Русская Зарубежная Церковь воссоединилась с Московской Патриархией. И теперь наша церковь имеет приходы и монастыри во многих странах и континентах мира. Но существуют и весьма важные и значительные проблемы на пути православного возрождения нашего народа. Сегодня, как и раньше наш народ крещен, но не просвещен и не воцерковлен. Если крещение в прошедшие годы охватило большинство русского народа, то воцерковление, сознательное исповедование веры затронуло лишь меньшую его часть. Отсутствие катехизации и христианской общины на приходах часто приводят к тому, что православие воспринимается не как новая духовная жизнь во Христе, согласно Евангелию, но как внешнее храмовое обрядоверие. Либо как новая идеология вместо старой. Такое восприятие православия вне Евангелия и вне внутренней духовной жизни не может приблизить новокрещеного человека к Богу, ко Христу. Поэтому сегодня многие крещеные люди остаются вне Церкви, либо сами покидают ее. Другим «камнем преткновения» на пути православного возрождения стали искушения современного «общества потребления», культивирующего грехи и соблазны сладострастия, своеволия. Особенно опасным стало обожествление богатства и безграничная власть денег в нашем обществе. «Мамонократия» - стала новой правящей идеологией в наше время.

Обществу, культивирующему материальное богатство и власть денег, Христос не нужен, также как и церковь и спасение души. Вера и церковь сегодня нужна прежде всего страждущей части нашего общества, «униженным и оскорбленным», «алчущим и жаждущим правды». Поэтому необходима широкая катехизация и воцерковление этих слоев нашего народа. Очень важно создание на приходах подлинно христианских общин, в которых новокрещеные смогли бы влиться в христианскую семью и начать в ней новый духовный образ жизни. «Мы живем в эпоху апостольского служения мирян» - провозгласил в начале 90-х годов патриарх Алексий II. Дальнейшая судьба русского народа и нашей страны во многом будет зависеть от активной миссионерской деятельности мирян и евангелизации широких слоев нашего общества, то есть от нас с вами.

https://ruskline.ru/analitika/2014/06/14/pravoslavnoe_vozrozhdenie_rossi...