Последствия пребывания в сектах. Безопасность социальной среды и ее психолого-педагогическое сопровождение

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Круглый стол в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Социально-психологическая безопасность человека, общества, государства» (г. Краснодар, 8 апреля 2016 года) …

Модератор: Макарова Валентина Андреевна - заместитель председателя Совета по правам человека при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края.

Участники:

1.     Гребенникова Вероника Михайловна - декан факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета (далее - ФППК КубГУ), заведующий кафедрой педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор;

2.     Шпаков Александр Эдуардович - член Совета по правам человека при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края, профессор кафедры педагогики и психологии КубГУ, доктор биологических наук;

3.     Хагуров Темыр Айтечевич -профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии высшего образования КубГУ. доктор социологических наук;

4.     Ковалева Татьяна Фёдоровна - Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае;

5.     Кирзунова Елена Васильевна - начальник отдела по организации профилактической работы с семьей министерства труда и социального развития Краснодарского края;

6.     Васянина Юлия Шахиевна - врач-психиатр, главный внештатный специалист - детский психотерапевт министерства здравоохранения Краснодарского края;

7.     Мосина Оксана Анатольевна - доцент кафедры общей и социальной педагогики ФППК КубГУ, кандидат педагогических наук, доцент;

8.     Протоиерей Алексий Касатиков - кандидат педагогических наук, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии, доцент кафедры педагогики и психологии ФППК КубГУ;

9.     Монах Иоанн (Адливанкин) - руководитель миссионерского отдела Душепопечительского православного центра во имя святого Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии (г. Москва);

10.  Таганова Анна Александровна - кандидат психологических наук, начальник кафедры психологии и педагогики ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России»;

11.  Пономарев Сергей Владимирович - начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-14 ФСИН России по Краснодарскому краю, старший лейтенант внутренней службы;

12.  Верейкина Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления, Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС);

13.  Батракова Марина Юрьевна - преподаватель кафедры педагогики и психологии ФППК КубГУ, директор Семейного центра психологической поддержки и личностного развития «Мастерская жизни»;

14.  Лысогорская Светлана Владимировна - ведущий специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления министерства юстиции по Краснодарскому краю;

15.  Громова Ирина Альбертовна - директор Службы психологической поддержки родительства и детства «Чудо-Чадо»;

16.  Павловская Татьяна Николаевна - обозреватель «Российской газеты»;

17.  Каклюгин Николай Владимирович - кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае;

18.  Василенко Андрей Юрьевич - руководитель филиала Межрегиональной благотворительной общественной организации «Линия Жизни» в Южном федеральном округе;

19.  Ермаков Роман Геннадьевич - председатель правления Общественной оздоровительной организации Краснодарского края «Здоровое поколение Кубани».

Макарова В. А. Предлагаю считать наш круглый стол открытым. Одним из основных моментов, который способствовал данному собранию, стала вскрытая общественниками ситуация вокруг закрытой от постороннего взгляда религиозной группы в станице Староджерелиевской Красноармейского района (подробности см. здесь: http://rg.ru/2016/01/25/sekta-site.htmlздесь  и здесь: http://www.ntv.ru/video/1254529/ ). Сегодня мы здесь собрались, чтобы обсудить эту ситуацию и то, каким образом помогать людям уже пострадавшим от подобных групп и организаций, а также как предотвратить попадание в них, как профилактировать это явление.

Сначала чуть подробнее проинформируем о ситуации в станице Староджерелиевской.

Каклюгин Н. В. Здесь сегодня должна была выступать одна из пострадавших от группы, проживающей в этой кубанской станице, которую возглавлял некто Куренков Александр Павлович. Но мы с Татьяной Николаевной Павловской, с которой, собственно говоря, и оказались в первично в эпицентре событий, а также психологами, которые ведут сейчас пострадавших, помогают им восстановиться в социальном и психологическом аспектах, решили все же попросить выступить другого человека, также пострадавшего от деятельности лидера группы и преданных ему «от и до» адептов. Напомню тем, кто не в курсе, что первое уголовное дело возбудили после того как были доказаны факты неоднократного сексуального насилия над дочерью одной из пострадавших. На данный момент секта Куренкова «обезглавлена», ее лидер находится в следственном изоляторе. После того, как он был туда этапирован, к нам за помощью стали обращаться и другие пострадавшие, ранее не решавшиеся рассказать о том ужасе, который происходил за стенами выкупленных в станице домов. пострадавшие. Сами мы справиться не могли с поступающими просьбами о помощи и социально-психологической поддержке и вышли на Уполномоченного по правам ребёнка в Краснодарском крае Татьяну Федоровну Ковалёву, собрали маленькую такую «летучку» вместе с деканом психфака Кубанского госуниверситета Вероникой Михайловной Гребенниковой и сотрудниками её кафедры. В итоге мы разработали определённый алгоритм экстренной и дальнейшей поэтапной помощи пострадавшим. Распределили кто с кем работает, подобрали опытных психологов. Марина Юрьевна Батракова, преподаватель кафедры педагогики и психологии психологического факультета КубГУ, директор Семейного центра психологической поддержки и личностного развития «Мастерская жизни» - с одной стороны, работает со взрослыми пострадавшими, Ирина Альбертовна Громова, директор Службы психологической поддержки родительства и детства «Чудо-Чадо» - работает с несовершеннолетними. И в итоге на данный момент мы узнали еще о нескольких пострадавших, в том числе детях. И избивал их не только Куренков. Есть там ряд адептов, к которым также есть вопросы в отношении применения ими насилия в отношении несовершеннолетних, причём в весьма жёсткой форме.

Например, до сих пор в домах, принадлежащих Куренкову и ряду его адептов, проживает престарелая женщина, у которой дочь пострадала тоже от этой секты, и погибла в Крыму в раннем возрасте. По слухам, исходящим от покинувших группу Куренкова ранее, когда она была еще совсем юной, он также совершал с ней противоправные действия сексуального характера, принуждал к интимной близости. Она подросла, а поскольку психологической травмой той никто не занимался, связалась с дурной компанией, начала потреблять алкоголь, возможно, наркотики, и в возрасте 14-ти лет ее нашли убитой со следами насилия в близлежащих к месту проживания окрестностях. И ее мать, несмотря на известные ей обстоятельства (известно, что еще в Крыму она водила свою, казалось бы, по возрасту еще невинную дочь к гинекологу), продает дом уже после смерти дочери и едет вслед за своим «гуру» Куренковым, по сути сопричастным к тому, как страшно закончила свою жизнь ее дочь! Приехав в станицу Староджерелиевскую, ей было поручено заниматься всеми детьми в группе Куренкова, пока родители были заняты на работах или «духовно просветлялись». Воспитывала она их жёстко: избивала прутами, ремнём с бляшкой. Помогал ей иногда в этом и Куренков. Думаю, что это еще один повод для уголовного преследования виновных и судебного разбирательства.

Удивительно, почему в этой станице десять лет существовала секта - и там никто ничего не сделал? Почему?! Районный атаман в 2009 году подавал в местный отдел милиции заявление, что в станице проживают какие-то «Дети Солнца». И к нему, не к ним (!!!) вдруг приходит с незаконными обысками товарищи милиционеры. Сейчас там такой разбор полетов идет! Там «крыша», не «крыша». Кто прикрывал эту группировку и ее лидера от законного возмездия, еще предстоит разобраться. Это пример только одной небольшой группы. Но мы узнали, что такие как они работают на дольменах под Геленджиком в поселке Возрождение, вербуют там ничего не подозревающих людей. В том году я сам туда ездил, наблюдал эту картину. Стоят огромные палаточные лагеря, даже есть свои кафе там же неподалеку, моноедческие, сыроедческие... Где участковый? Где местный православный священник? Где слаженная работа по ситуации из Центра с учетом тщательно прописанной ими и поданной «наверх» информации?! «Утренняя молитва Солнцу» - там у них публично, на прекрасно видном издалека стоит столбик с надписью-приглашением для всех прохожих и проживающих в этом лагере. Ходят какие-то люди с непонятными табличками на шее, своими именами и сектантскими прозвищами. Это что такое - Кубань в XXI веке? Это что происходит вообще? А ведь это наша с Вами реальность, прямо здесь и сейчас! Мы, общественники, стучимся в двери администраций, в правоохранительные структуры, в СМИ, мы бьем во все колокола, а в это время у сектантов и иже с ними «Возрождение» какое-то там происходит прямо на берегу моря среди массы туристов со всей страны, ближнего и дальнего зарубежья!!! Так где же батюшка местный в поселке Возрождение, который молчит? Там есть храм православный, работает, есть прихожане... Откуда такая пассивность? Вот такие вещи хотелось бы сегодня здесь озвучить... Просто наболело уже очень.

Есть и другие моменты, требующие внимания. Я показывал сегодня на пленарном заседании уже эту табличку... Снял на днях со столба в одном из спальных районов Краснодара. Вокруг висела еще масса таких же или с названиями других, подобных этой организаций. У них сейчас здесь настоящая конкуренция за тела и души эксплуатируемых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Инициатива», «Согласие», «Твой Дом»... И вот теперь «Возрождение». Читаем, что написано на табличке: «Общественная благотворительная организация «Возрождение»«. Помощь алкоголе-, наркозависимым и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Возможно отправка в другие регионы. Бесплатно! Бессрочно! Анонимно!».

Это же «Преображение России» бывшее! В разных регионах после ликвидации Верховным Судом переименовавшееся в другие «светские» структуры, а по сути оставшееся общероссийской криминально-сектантской империей с щтаб-квартирой в городе Кемерово и обязательной десятиной от всех подконтрольных им организаций (подробнее о деятельности ОБОО «Преображение России» см. здесь: http://ruskline.ru/analitika/2010/05/06/preobrazhayuwie_rossiyu/, часть 1, и здесь: http://ruskline.ru/analitika/2010/05/06/preobrazhayuwie_rossiyu1/, часть 2)! И снова у нас «Возрождение»! То населенный пункт, где «клубятся» ядовитые в духовном и моральном смыслах сектанты, а это - наименование организации, получившей преемственность и навыки работы от откровенной сектантской общероссийской сети, нещадно эксплуатирующей попавших в и без того трудную жизненную ситуацию людей. Только с «Линией жизни», тоже выходцами из «Преображения России», но активно взаимодействующими во всех регионах с учреждениями и священнослужителями Русской Православной Церкви, у нас налажено взаимодействие и доверительные отношения. А в остальном это же дурдом самый натуральный, простите за выражение, по всей стране и на Кубани в частности получается. Как такое возможно?! Законов нет, остановить это безобразие и наказать виновных государство в силу огромных, так и незалатанных до настоящего времени дыр в законодательстве, не представляется возможным. Более того, глава профильного комитета Государственной Думы по делам религиозных и общественных организаций Ярослав Нилов проводит такие изменения в законах и столь явно не в пользу интересов России, а в пользу этих самых сект, что просто диву даешься! Прямо на наших глазах! Эти организации, которые, якобы, занимаются реабилитацией наркозависимых - наша боль. Вот Роман Ермаков из «Здорового поколения Кубани» или Андрей Василенко из «Линии Жизни» могут еще более ярко и живо об этом рассказать - сколько мы людей потом после горе-реабилитологов с перекореженными душами и почти на грани жизни и смерти, не верящими больше ни в какую «реабилитацию» и «ресоциализацию», с улиц города и края подбираем. Мы не можем их в полной мере реабилитировать от последствий алкоголизма и наркомании, потому что они обезображены псевдореабилитацией в таких структурах. По нашим данным у нас только в одном Краснодаре более 40 нелегальных квартир занимается сегодня подобной непрофессиональной и мошеннической социальной адаптацией бездомных, реально нещадно эксплуатируя труд бездомных на грузоперевозках, погрузочно-разгрузочных работах, уборке территории, вскапывании огородов и тому подобное. При чём здесь социальная адаптация, реабилитация или ресоциализация, непонятно. И никто этот сектор не контролирует. Никто. А эти, с позволения сказать, лидеры таких трудовых артелей, самостийно создающие все новые микроподряды из БОМЖей, алкоголиков, пьяниц и наркоманов, снимая под них квартирки, небольшие коттеджи, называют себя руководииелями программ реабилитации и социальной адаптации. Приходят потом с рекламными буклетами в епархии Кубанской митрополии, к наркологам, полицейским, аптечные учреждения и везде позиционируют себя как здравые социально ориентированные структуры. Только лучше от их работы становится только поначалу, когда из криминальной среды извлекаются эти несчастные маргинальные слои населения. Но это до поры, до времени. Часть из тех, кто живёт в таких «домах трудолюбия» через некоторое время решают создать свои собственные команды, поскольку ничего больше в жизни не умеют: или пить, «колоться», или «работать на дядю». Соответственно, пытаются стать теми самими «дядями»-начальниками. Уводят часть людей из домов, квартир, где жили и трудились сообща, деньги в большинстве своем отдавая руководителю такой вот «общины», и начинают предлагать заказчикам оттуда новые, более выгодные условия. Проходит неделя, пара недель, месяц и у новых «лидеров» появляются «свободные» деньги. Но они же не умеют ими распоряжаться как следует, не реабилитировались в профессиональных программах, да и в социуме разве кто из них может таким образом адаптироваться? Нет. В результате эти деньги уходят как всегда на что? На алкоголь, разврат и наркотики. И так месяц-другой и мы из такой вот своеобразной квартиры «социальной адаптации» получаем либо наркопритон, либо место совершения преступления на бытовой почве в состоянии алкогольного опьянения. И у нас об этом никто не говорит, хотя сводки краевого управления МВД и их открытая не для всех статистика утверждает - за крайние два года уровень вновь совершенных преступлений вырос как минимум в два раза! И это уже реальные цифры и реальная проблема, корни которой в том числе там, откуда я их вам, дорогие участники круглого стола, образно говоря, нарисовал. И над решением этого вопроса обязательно нужно работать, ведь все эти преступления, их расследование, нагрузка на органы дознания, полицию, суды, больницы, где лечат пострадавших - все это финансовое бремя на региональном бюджете. С каждым годом, как мы понимаем, возрастающее, поскольку практически ничего не делается, чтобы ликвидировать первопричину происходящего, как-то ослабить криминогенность по этому направлению. Тем временем скоро лето и в край начинают стекаться все большее количество бездомных, часть из которых снова попадет в сети к тем проходимцам, о которых я сказал выше.

Ковалёва Т. Ф. Николай Владимирович, я считаю, что просто у многих людей есть равнодушие.

Каклюгин Н. В. Равнодушие. Да, безусловно. Самый страшный грех и беда - это равнодушие. Сегодня говорил об этом в своем выступлении на пленарном заседании (см.http://ruskline.ru/analitika/2016/04/15/bojtes_ravnodushnyh/ )

Гребенникова В. М. Равнодушие, к сожалению, мы победить не можем. Для нас должен быть инструмент пробуждения. Правильно сказала Валентина Андреевна [прим. ред. - Макарова, модератор заседания]: раньше это была просветительская деятельность. То есть системно - рабочим коллективам, в школах давать классные часы, в ВУЗе тоже была подобная своего рода работа. Её надо возобновлять. Её может возобновить только ресурс ученых, психологов при поддержке соответствующих структур, государственных учреждений и общественных организаций.

Каклюгин Н. В. Это такая плавная поэтапная работа. А мы как общественники можем обострять полемику, подавать, что называется, «голос с земли».

Павловская Т. Н. Извините, дополню! Должен быть властный импульс для того, чтобы это выяснилось. Вот тот же атаман мне рассказывал - атаман станицы - ведь он первым начал бить тревогу! Выяснил, что когда они покупали дом у частного лица - соседа, делалось это весьма агрессивно... Этот пожилой гражданин пришел к нему жаловаться, говорит, его выселяют. И тот, атаман, об этом сообщил в полицию. И никакой реакции не последовало! Выяснилось также, что этот Куренков обратился за помощью в полицию к человеку, у которого он брал большие деньги за ритуал изгнания «плохих энергий», как он говорит, «одержателя». У него, якобы, был «одержатель». И он много денег брал за вынимание этого самого «одержателя» у десятков людей, проводил целый ритуал.

Не один человек, и не один десяток даже отдавали какие-то деньги за этот чудовищный по своей нелепости обряд. Один из пострадавших от такого мошенничества из города Обнинск Московской области лет пять назад подал заявление в суд на Куренкова по этому факту, прилагал чеки на переводы средств группе Куренкова, квитанции. Его вовремя семья остановила - он бы еще отдал. Так вот он заявление в полицию тогда подал, однако же дело почему-то не возбудили. И таких было несколько фактов... Его кто-то прикрывал, понимаете?

Каклюгин Н. В. Да, взаимодействие с государственными службами у этой группировки явно было. В регионе и вообще в любом субъекте, сколько ни столкнись, когда обращаются частные люди - их редко кто слышит. Тогда кто поумнее, попроворнее обращаются за помощью к тем же Уполномоченным по правам ребенка или человека. К самим ответственным за контроль того или иного нарушения чиновникам крайне сложно достучаться. Нужен посредник. Вот мы - общественная организация, как в этом и некоторых других уже проведенных нами дел, Уполномоченные. И сейчас обязательно нужно механизм всего этого системного взаимодействия, весь алгоритм наших общих действий как-то выстраивать. Пока его нет толком ни в одном регионе страны. По крайней мере мне о таких неизвестно. Может быть, единый информационный портал создать какой-то. Может быть, присоединить к нему бесплатный для звонящих федеральный номер «8-800-...» и давать о нем в городских и краевых СМИ, в соцсетях информацию... У нашей инициативной группы есть идея в крае ассоциацию здоровых общественных социально ориентированных некоммерческих и коммерческих организаций создать. Эдакий здравый во всех отношениях пул общественников, чтобы нуждающиеся в помощи или консультации люди могли обратиться эту структуру, чтобы там могли дать информацию точечно, четко и корректно. Помочь вывести на грамотных юристов, психологов, психиатров, наркологов, к Уполномоченным по правам ребенка и человека опять же. Мы эту идею на раз обсуждали с Мариной Юрьевной Батраковой, директором Семейного центра психологической поддержки и личностного развития «Мастерская жизни», преподавателем кафедры педагогики и психологии КубГУ. Она тоже присутствует на нашем круглом столе.

Батракова М. Ю. Можно мне пару слов сказать? Извините, может я влезла без очереди. Никто мне слова по очередности не давал. Если что, прервите меня, ладно?.. Я среагировала на предыдущий эмоциональный импульс. Что я сейчас слышу и на что я среагировала как психолог. Не секрет, что наука «психология» отличается от науки «математики» в какой-то степени. Или ещё от каких-то наук. А дальше у меня начинает включаться мозг. То, что я слышу - много-много-много у нас сейчас эмоций. И тогда что включается? Смотрите - психика! Всем, наверное, известно, что такое суггестивное воздействие, жесткое или мягкое. Если только мы начинаем очень жестко против каких-то аспектов людей напрягать - любых людей - что включается? Обычные защитные механизмы психики. И вот я сейчас сижу и слушаю... Я как психолог точно знаю, что психическая энергия существует. И когда мы говорим слова «какая-то там энергия», я пугаюсь, потому что я понимаю: со мной точно есть моя энергия психическая. И для меня - это слишком радикально сказанные слова! Я же сейчас с вами в одной лодке - нами сказанные слова, против которых у очень многих людей, когда мы просто в одну кучу сваливаем всё подряд, у очень многих людей обязательно возникнет сопротивление. И оно будет правомерным. Потому что нельзя говорить, что всё подряд плохо: все, кто ходит к дольменам, они - идиоты, или еще что-то подобное.

Мы не можем поддаваться эмоциям. Мы точно должны, очень корректно, очень грамотно разобраться во всех аспектах проблем выходящих из сект людей. Мы столкнулись (Татьяна Федоровна [прим. ред. - Ковалева, Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае] не даст соврать), с тем, что люди, которые обратились за помощью к нам, пострадавшие от группы Куренкова, в первую очередь имели проблему куда им оттуда бежать... Это счастье, что мама с детьми попала туда, где ей можно было остаться жить, понимаете? И когда мы говорим о ресурсе, куда могут люди обращаться, мы в первую очередь не об эмоциях с вами должны говорить, а про то, что мы можем дать на что, на кого опереться. Вот это в первую очередь! Я столкнулась, работая с пострадавшими женщинами, что одно из ключевых для них - чтобы они наконец-то начали работать. Сами, без привязки к секте, автономно. Вот в чем первичная помощь им нужна! Чтобы они сейчас себя почувствовали стоящими на ногах. Мы говорим о том, что необходимо вот это вот состояние духовного роста. Его наложить то на что, когда изначально, при выходе из такой группы нет ничего?.. Вот в чем вопрос. Первое - это нам надо подумать вместе, каким образом нужно создать такую своего рода амортизационную подушку, если к нам обращаются за помощью при выходе из секты, на что опираться пострадавшие будут: куда деваться этой маме, которая не знает куда бежать и скрыться от людей, которые её преследуют. Пример из жизни. Вы сами знаете такие случаи - с корабля приходит парень, который отслужил во флоте лет 15, он выходит на берег и вообще не понимает, что дальше ему делать, как жить. Они первый год пьют все, потому что не понимают, как жить в этом во всем. И здесь все то же самое. Нам нужно понимать, как обеспечить опору пострадавшим.

Каклюгин Н. В. Разрешите я поясню немного причины своей эмоциональности. Эмоции при рассказе о ситуации в станице Староджерелиевской и им подобных, где происходят столь чудовищные события, к сожалению, неизбежны... Потому что я сам психиатр по образованию, понимаю, что такое психологическое насилие и психическое повреждение вследствие его многолетнего, хронического подавляющего волю человека воздействия. Мне пришлось на первичном этапе говорить с людьми, которые обратились за помощью, выяснять всю правду об их жизни до попадания в «адский котел» этой секты, во время пребывания там и после, на выходе и после хотя бы какой-то адаптации к жизни в социуме без тех жестких тоталитарных психологических и духовных клещей. С детьми на начальном этапе знакомства после определенной подготовки вел все беседы о насилии против них. Сначала не на камеру, приватно. Потом помогал интервьюировать их журналистам. Работал вместе со съемочными группами, старался не навредить вмешательством в личную жизнь каждой пострадавшей семьи не вполне понимающими сложность внутреннего устроения любых бывших адептов секты журналистами или сотрудниками правоохранительных структур. Это было очень больно и тяжело слушать и здесь просто невозможно не стремиться помочь сгладить их внутренние боль, чувство вины за то, что не уберегли детей плюс обиду на самих себя и обстоятельства, приведшие в их личной внутрисемейной катастрофе! Эмоции по идее должны проснуться и у тех, кто ответственен за произошедшее, кто упустил из виду формирующуюся социально опасную группу, кто допустил десятилетний этап спокойного ее пребывания на кубанской земле. Я бью в колокола и считаю своим долгом это делать. При этом абсолютно спокойно могу говорить о том, что желательно сделать дальше, чем помочь тем, кто уже попал туда и вышел, кто остался там, а кто еще на пороге в подобные организации и группы. Но в любом случае сегодня я вынужден был бить в колокола, чтобы услышали о проблематике сектантства на Кубани и «внизу», и на самом «верху». Вот, собственно говоря, и всё. А дальше уже давайте уже рассуждать спокойно и методично.

Верейкина О. В. У меня одно замечание. Был момент, когда Вы, Николай Владимирович, сказали, что летом адепты во главе со своим лидером Куренковым собираются в палаточном лагере на побережье Черного моря и там вербуют людей. У нас есть действующий федеральный закон о свободе вероисповеданий. На основании этого закона никто не может к ним подойти запретить что-либо делать. Они исповедуют свой культ - у нас это разрешено. Или псевдокульт, не имеет значения. То, что не запрещено - разрешено. Значит, необходимо вносить корректировки в наше законодательство. Это первое. Потому что государственные служащие, они ограничены именно им. Их деятельность ограничена рамками закона. Они не могут прийти и разогнать всю эту группу только потому, что они так захотели. Потому что у этих культов грамотнейшие специалисты юридического профиля в запасе, которые вывернут правду на кривду так, что вы потом сами в этом запутаетесь. Они вам так мозги перевернут! Естественно. Вы же посмотрите, кто возглавляет подобные организации? Например, Веснин - врач, психиатр из Оренбурга. Он был аттестован, аккредитован как специалист медицинского профиля. 19 лет секта действовала! Педофилия и все такое прочее противозаконное было (подробности см. здесь:http://iriney.ru/raznoe/raznoe/podborka-soobshhenij.html ).

Второй момент по поводу законодательства. Дело в том, что одна из очень немногих стран, Франция, которая в 2001 году приняла закон против деятельности социально опасных сект. Он у них условно называется антисайентологический, потому что их так сайентологи замучили, что они решили так ужесточить свое законодательство. В этом законе прописано понятие мошенничества и наряду с понятием мошенничества дано понятие оказания влияния на человека в нестабильном психическом состоянии или длительного психологического влияния на человека. При этом на основании этого закона с 2001 года, несмотря на то, что закон существует, было осуждено только СЕМЬ лидеров сайентологической организации! Это говорит о том, что даже при принятии новых, более жестких норм законодательства возникает очень много процессуальных проблем с доведением этих дел до процессуального завершения, до суда и конкретного уголовного преследования. Не случайно сегодня здесь мы говорим о формировании еще и грамотного гражданского общества, которое должно осознанно эти вещи воспринимать и в соответствии с ними действовать. И когда кто-то говорит: «Шумиха!» - сектам и нужны замалчивания; сектам не нужно, чтобы о них знали. Конечно, они скрываются. Они всякими способами вуалируют свою деятельность. И внешний фасад у них всегда очень красивый, доброжелательный. Сегодня была сказана фраза такая, что они практически удушают человека любовью. Да. А в нашей жизни сегодня - это же базовая потребность человека, психологии, потребность в любви, без этой потребности человек не выживает. И наш сегодняшний мир, к сожалению, предоставляет очень мало любви. Много гедонизма, удовольствий, но нет истинной любви.

Протоиерей Алексий Касатиков. На официальном уровне предыдущий министр образования заявил: цель образования - вырастить квалифицированного потребителя.

Верейкина О. В. Абсолютно верно. Само же Министерство образования, как я говорила в своем выступлении на пленарном заседании, в 1992-м году допустило «мунитов» в школу. Секту под руководством лидера Сан Мён Муна (подробнее об этой организации см. здесь: http://www.k-istine.ru/sects/moon/moon_about.htm )                                                                                                   

Протоиерей Алексий Касатиков. Кстати, извините, не только Министерство образования. Как же их не допустить, когда Горбачёв лично встречался с Сан Мён Муном в Кремлевском Дворце съездов. И с другим не менее известным сектантом Шри Чин Моем неспроста имел не раз встречи, в том числе и в Москве. Толерантность тоже счет любит.

Верейкина О. В. И Раиса Максимовна получает чек на 100 тысяч долларов.

Шпаков А. Э. Коллеги, можно ремарку? Я продолжу тему базовых потребностей, в которых нуждается каждый человек. Их две, на самом деле, основные потребности - любовь и смысл, осмысленность. Есть и такой дар как фактор свободы. Любовь и смысл обретаются через свободу и за это приходится платить. Это вещь сложная, ответственная, болезненная.

Как действуют абсолютно все секты? Причем не только эти драматические случаи, которые мы обсуждаем, где есть насилие. Но существует вокруг нас и масса других квазикультовых организаций. Например, коммерческие культы типа «Орифлейм» - организации многоуровневого маркетинга, multi-level marketing, MLM. В православии, к сожалению, также и в исламе существуют квазисекты, когда харизматический батюшка или некий имам и вокруг них круг верующих, заглядывающих в рот. Они дают квазисмысл и квазилюбовь, подмену истинных любви и смысла, забирая при этом личную свободу. Это общая технология. Давайте понимать, что мы в законах это всё не пропишем. Ни один закон это не формализует на сто процентов. Когда есть такие драматические моменты, где есть насилие - сексуальное, физическое и так далее, мы это подводим под другие статьи Уголовного кодекса. Но там, где этого нет, сложно что-либо сделать... Приведу простой пример. Человек работает в коммерческой организации, распространяя какой-то товар. При этом все заработанные деньги он тратит на семинары и тренинги, повышающие его уверенность в себе, но ходит в рваных башмаках, все больше худеет и так далее. И таких же личностей много! И это только одна часть проблемы. Что Вы им пришьете любым законом? Как вы докажете насилие, совершаемое над ними, или еще что-либо подобное?! Поэтому задача наша, экспертного сообщества - вырабатывать определения критериев, которые могут быть приняты гражданскими экспертными структурами и которые смогут влиять на властные решения, стратегию поведению каких-то больших общественных групп - тех же казаков, Советов общественности населенных пунктов и так далее, и тому подобное.

Каклюгин Н. В. Скажите, быть может, давайте предоставим слово сейчас пострадавшей, пришедшей рассказать о том, что происходило на протяжении последних лет в группе Куренкова?

Пострадавшая. Здравствуйте! Два месяца назад я приехала из станицы Староджерелиевской, где проживала последние восемь лет в общине Куренкова Александра Павловича.

Приехала я туда, находясь в стрессовой ситуации долгое время. Встретила доброжелательных, радушных людей, готовность помочь. Руководитель общины был очень обаятельный, добродушный пожилой человек, полный жизни, вдохновляющий своими пламенными речами, очень позитивный. Речи были о спасении земли и людей, о помощи людям и об их спасении после «квантового перехода», в их терминологии так именовался «конец света». В общине жили и работали преимущественно люди с одним или двумя высшими образованиями, очень вдохновленные, устремленные к чему-то высокому. Все жили как одна семья. Долгое время мне так и казалось.

Проживала я там восемь лет. Что хочу отметить особо.

Во-первых, в общине после первой же встречи с руководителем у всех формировалось очень большое чувство вины. Такое же чувство вины возникло и у меня. Когда я позже беседовала с другими людьми, проживающими там какое-то время, оказалось, что они испытывали тоже самое. Чувство вины у всех возникало по-разному: у кого-то за то, что упустил воспитание ребенка, у кого-то за то, что не складывались отношения личные, семейные отношения с супругом или супругой, у кого-то за прошлые жизни и воплощения [прим. ред. - в общине проповедовалась идея реинкарнации, переселения душ]. Возникало желание отработать это изо всех сил и подразумевалось, что руководитель мог в этом помочь, необходимо было только следовать его рекомендациям. Так объясняли это старые «ученики» [прим. ред. - в общине все назывались «учениками», вне зависимости от возраста, пола, прежнего социального статуса и т.п.], которые прожили в общине 10 лет и больше, считалось, что они лучше понимают это все.                                                                                   

Информация. С внешним миром мы почти не общались, жили безвыездно в станице, общение с родственниками не одобрялось, многие порвали со своими родными все связи. Основной источник информации - это слова руководителя. Чтение другой литературы других авторов эзотерического направления пресекалось. Говорилось, что источник информации должен быть исключительно один. В другой литературе, якобы, присутствуют другие «вибрации» и есть «искажения», а руководитель является неискаженным источником.

Принцип открытости руководителю и контроля над нами с его стороны исполнялся четко. Считалось, что Учителю нужно все рассказывать, он должен все знать, чтобы суметь лучше помочь человеку. В прочитываемых нам лекциях говорилось, что мы должны изгнать из себя ложь, обман и вранье, говорилось, что мы должны стать абсолютно прозрачными друг для друга и других людей, что многие и сделали. В результате установилось такая практика, что руководитель звал кого-то к себе и расспрашивал о других людях: чем занимаются сейчас, кто куда ездил и так далее. Одни эту информацию спокойно предоставляли, другие делали это неохотно. Таким образом, шел постоянный контроль + люди попадали под плотный телефонный контроль. Куренков периодически звонил, расспрашивал: «Где находишься?», «Что делаешь?», «А что делает другой человек?» и т.д. Всегда нужно было подробно отчитываться.

Принцип наставничества: когда новенький приходил для него было много новой непонятной информации. Допустим, незнаком с какой-то информацией эзотерического характера, она воспринимается как нечто странное, чужеродное. Или какие-то нестыковки в лекциях замечались новичком, была непонятна обрядовая составляющая, которая практиковалась. К новичку прикреплялся кто-то из старых учеников, «наставник», который объяснял, как все надо понимать, причем всему всегда находилось объяснение. Допустим, руководитель накричал на тебя или оскорбил. Говорилось так: «Просто прими и всё. Ты не понимаешь, что делает учитель, какое благо для тебя несет, Учитель видит тонкие планы и умеет работать с ними в отличие от обычных людей». То есть, на физических планах ты слышишь это слово, а какой смысл он в него закладывает, ты не понимаешь, принимаешь все, что называется на веру. Это был принцип веры. Или как потом говорилось, это была проверка, неужели ты мог подумать, что учитель, что Учитель такое мог предлагать вообще.

Принцип приоритетов. Иерархия ценностей выстраивалась таким образом: самый важный приоритет был защита учителя, потом защита группы, а потом все остальное, что делалось в интересах Учителя и группы. Говорилось, что ложь должна быть строго пресечена, обманы исключены, а учитель - это свет, чистота и любовь. Иначе понятие «Учитель» нам расшифровывалось так: «Умение Чистотой Истины Творить Единение Любовью».

Постепенно я стала замечать, что если надо было по требованию Куренкова что-то исказить или соврать откровенно, но человек как-то сопротивлялся, то со стороны руководителя было сильное негодование, ярость, а нам при этом объяснялось, что это не ложь, а «защита Учителя». Старые ученики и сам руководитель объясняли, что учитель видит будущее, а остальные люди его не видят. Только Учитель знает, к чему приведет выполнение его распоряжений в будущем. Поэтому верить надо на слово, не искажать, не вносить свое понимание в задание учителя, потому что так человек может сильно ухудшить свою карму и карму своих близких.

Как только я пришла в общину, одна из старых учениц рассказала мне притчу как следует понимать слова и задания Учителя. Допустим, Учитель дал задание ученику и тот спешит его выполнить. И вдруг на пути видит пожар: горящий дом, а в нем человека, которого он может спасти. Мне был задан вопрос, как правильно поступить в этой ситуации. Я, естественно, предложила сначала спасти человека. А потом уже торопиться выполнять задание Учителя. Но мне разъяснили, что не нужно спасать погибающего, а нужно выполнять задание Учителя, так как ты не знаешь, какое значение у этого задания и не знаешь карму умирающего человека. Возможно, ему нужно погибнуть для какой-то отработки своего собственного задания...

Принцип постепенности. Поначалу новичок попадал в очень мягкие условия, где были в избытке доброжелательность, забота, внимание. Человек открывался и старался делать больше для других людей. Отдать и компенсировать то, что он получал от людей в общине и руководителя. Это продолжалось довольно долго, у кого как, год и более. Потом постепенно появились какие-то неудобные для человека обязательства, которые он должен был выполнять, некоторые обременение и дискомфорт. Первое время это звучало как просьба от руководителя, причем просьба в очень мягкой, дружественной форме. Учитель мог сказать, для чего это нужно сделать или просто дать задание, ничего не объясняя, сказать, что это нужно для группы. Человек брал эти задания из чувства благодарности и расположения к группе и Учителю. Первое время просьбы звучали мягко, в ответ на содеянное шла искренняя благодарность. Постепенно таких обязательств становилось все больше, но они уже оформлялись не как просьба, а как задание. Потом постепенно как задание, не терпящее возражений, а если ты не мог выполнить его в тот момент (кто-то из-за работы, кто-то по семейным обстоятельствам, из-за своих морально-нравственных принципов), то шло резкое осуждение от Учителя, а потом жесткий прессинг (от психологического насилия до угроз физической расправы).

В учение пошагово, из года в год вводились новые понятия. Например, если сначала говорилось о том, что мы должны быть индивидуальностями, то в последние годы говорилось, что всякое инакомыслие должно быть исключено. Было введено понятие «единобожие», что трактовалось как «должна существовать только одна точка зрения по любому вопросу, точка зрения Бога, а учитель называл себя Богом в живом теле», только поэтому он выражал единственно правильную точку зрения, которую сообщал всем и все должны были ее придерживаться. Иное поведение трактовалось как бунт против Бога. Учитель называл себя «Отец небесный в живом теле». Это пошло последние года два. Люди реагировали на это по-разному: одни видели дикость этого момента, а другие не видели, они странным образом это принимали как данность. Постепенно все учение трансформировалось в жесткую подавляющую систему, которая исключала возможность для человека иметь свое мнение, соответствующее своей совести и своим убеждениям.

Еще один принцип: разговор с каждым на его языке. Руководитель умел с каждым говорить на его индивидуальном языке, с его лексикой, свойственной именно этому человеку, с его интонациями, в той же эмоциональной манере. Он это делал гениально! От этого рождалось ощущение, что он понимает тебя как никто другой. Я какое-то время, пока не начался этот жесткий прессинг и я не начала эти моменты по каким-то маленьким крупиночкам видеть, долгое время я воспринимала разговоры со мной на моем языке некритично и думала, что он напрямую с душой каждого общается. Особенно когда он проводил политику открытости, доброжелательности, любви, искренности и готовности помочь всем людям.

Кроме всего выше перечисленного был такой режим, что свободного времени почти не оставалось: занятия были два-три раза в день по 4,5-5 часов каждый день. Вставали рано, с 5 до 6 часов утра, каждый раз по-разному. 6-7 дней в неделю работа, два года работали без выходных, работали на стройке, стройбригада. Сон был недолгим, питание очень однообразное (каши и растительное масло), периодически спреды, майонез и овощи с огорода (выращивали сами, поэтому они были в изобилии), больше ничего не было. Один раз в течение трех месяцев вводилась специальная диета: одни каши без масел, овощей, соли, сахара, хлеба. После двух месяцев диеты я ощущала очень большую слабость и похудела до 51 кг (при росте около 170 см). Все это время мы продолжали работать на стройке, занимаясь тяжелой физической работой. При таком режиме было очень мало сил, а зачастую наступало измождение. Диета объяснялась необходимостью очищения физического тела, чтобы поднять вибрации для энергетической работы по спасению земли. Но там никто не спрашивал: можешь-можешь, хочешь-не хочешь. В таких организациях меняется сознание людей, особенно в условиях постоянного нахождения в подобном месте. Сознание становится управляемым, к сожалению, в любую сторону.

Каклюгин Н. В. Разрешите немного дополнить. Насчет чувства вины и того психологического давления, которое оказывалось на проживающих в общине и особенно на уходящих из нее людей. Когда более двух лет назад ушла та самая пострадавшая мама с двумя детьми, Куренков объявил всем оставшимся, что именно из-за нее началась война на Донбассе, именно ее уход «энергетически» спровоцировал начало кровопролития. Вообще, он их сплотил таким образом: объявив, что они одни из шести-семи групп на всей планете, последних оставшихся со способностью останавливать войны и быть эдакими миротворцами планетарного, если не вселенского масштаба. Его группа, группа Куренкова, якобы, способна спасти человечество и на них, мол, возложена эта миссия. И вот с этим чувством «Великой Миссии» они и жили, это их объединяло и сплачивало перед миром, «погибающим во зле». Адепты в это свято верили и между собой они, действительно, за редким исключением, были в прекрасных дружелюбных отношениях, с ощущением сожительства и соработничества «плечом к плечу». За счет этого они и держались вместе так долго, объединившись против некоего «внешнего» врага, Зла в глобальном смысле. Все пункты, которые перечислила пострадавшая, целиком и полностью совпадают с признаками тоталитарного деструктивного культа.

Павловская Т. Н. Идея «конца света», в их варианте «квантового перехода» несколько раз звучала у Куренкова, они к нему активно готовились.

Каклюгин Н. В. Только когда «квантовый переход» согласно календарю майя, который использовали в своих интересах многие эзотерические секты в России и за рубежом, не произошел 12.12.2012 года, «гуру» Куренков, в отличие от хитромудрых «Свидетелей Иеговы», его официально, публично перед группой его не перенес на конкретный срок и в этом была его ошибка - неудовлетворенные непроизошедшим, но обещанным на 100% «квантовым переходом», некоторые адепты, особенно, молодого возраста стали покидать общину. У самого Куренкова началась депрессия. Как замечала адепты, покинувшие группу, из тех, с кем удалось пообщаться, примерно в то время он резко изменился. Из пышущего энергией и позитивом человека превратился в унылого, противного, вредного и эмоционально нестабильного психопата, к тому же все чаще потребляющего алкоголь. Контроль над группой в том объеме, который был раньше, утратился. Преемник один-единственный, как положено для харизматического культа, назначен официально не был. Группа стала рассыпаться, все больше людей в общине стали замечать дефекты лидера и устройства самой общины, они стали уходить.

Пострадавшая. Но уйти просто так нельзя было все же.

Верейкина О. В. Вопрос. Вы когда туда попали, в любом случае иногда возникало чувство дискомфорта? То есть, Вам же мозг, наверное, подсказывал, что что-то там не так?

Пострадавшая. Дело в том, что то, о чем я сейчас говорила, манипуляции, подавление воли, поначалу они были в скрытой форме. Только после 2012-го года я начала чувствовать, что что-то здесь не то. После несостоявшегося конца света 12.12.2012-го появилось чувство дискомфорта и только после пяти лет пребывания там стало понятно, что началось что-то не то. До этой даты люди практически не уходили из общины.

Мосина О. А. Скажите, Вы ведь в какой-то вере родились, в православной, может быть в католической, почему Вы стали искать секту, а не традиционную церковь?

Пострадавшая. Во-первых, я не стали искать секту, потому что я же не была в курсе, что это секта, а не просто группа добрых, положительно настроенных ко мне людей. Во-вторых, мне это учение на тот момент показалось понятным и близким. Церковь мне не могла тогда помочь, я уехала туда по семейным обстоятельствам. Я оказалась в реальной трудной жизненной ситуации, в которой государство мне не смогло помочь. Я обращалась не в Церковь, я обращалась в официальные государственные органы, где мне никто не помог с моими проблемами. При чем здесь Церковь, вопрос казался социальной и психологической помощи, которую мне в момент обращения в соответствующие госслужбы, оказать не смогли. Мне была нужна не моральная помощь, а реальная.

Громова И. А. У меня вопрос к Вам. Скажите, а вот это выступление Вы готовили самостоятельно абсолютно? Настолько профессионально и четко выстроено изложение того, что происходило в этой общине...

Пострадавшая. Выступление готовила самостоятельно. Находила в интернете основные признаки сект, сопоставляла с тем, что видела и чувствовала в той общине в Староджерелиевской, и в итоге составила вот такое описание.

Громова И. А. Если это так, а сомневаться в этом повода нет, то получается, что, действительно, в группе Куренкова все было выстроено практически как по учебнику, в полном соответствии со всеми признаками тоталитарного деструктивного культа или, как обычно называют такие организации, тоталитарной секты.

Окончание следует...

Редактор стенограммы: Топоркова Яна Сергеевна, журналист

Русская народная линия