Последствия пребывания в сектах. Безопасность социальной среды и ее психолого-педагогическое сопровождение. Окончание

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Круглый стол в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Социально-психологическая безопасность человека, общества, государства» (г. Краснодар, 8 апреля 2016 года). Часть 2. Окончание …

Протоиерей Алексий Касатиков, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета, кандидат педагогических наук, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Краснодара. Позвольте мне выступить с комментарием. К сожалению, я не был, на первой части мероприятия, на пленарном заседании - занятия в семинарии проводил. Веду предмет, который называется сектоведение. Раздел - так называемые тоталитарные секты. Все, что прописано давно профессором богословия Александром Леонидовичем Дворкиным в его книге «Сектоведение», все эти технологии они совершенно стандартны, но они, тем не менее, действуют.

И вот возникает вопрос: как это все понимать? Почему столько людей оказывается в этих самых сектах? Почему на стольких людей так легко оказывают воздействие эти в принципе незамысловатые технологии? Появляется какой-то дядя, который объявляет себя Богом - не больше, не меньше - да еще и имечко выбрал какое-то идиотское - бог Кузя И сам-то, не Бельмондо, не красив собой, далеко не такой. Почему люди с высшим образованием, с двумя, тремя образованиями, имеющие научные степени, почему же они проглатывают эту незамысловатую наживку? Я считаю, что причина в том, что современное общество буквально тонет в море относительности, в море релятивизма, особенно в отношении истины, нравственных ценностей и так далее [прим. ред. - моральный релятивизм (этический релятивизм) - принцип, согласно которому не существует абсолютного добра и зла, отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности]. Попробуй сейчас сказать, что истина одна. Попробуй сказать, что действительно ее можно найти, и кто-то в действительности может сказать, что это - истина...

Я вот совсем недавно говорил с человеком, который вроде бы совсем не сектант, вроде бы живет в России. Но он из тех так называемых «хохлопитеков», «укропитеков» - из тех, которые, будучи приличными милыми людьми, со спокойной совестью жгли людей в Доме профсоюзов в Одессе. Со спокойной совестью обстреливали жилые кварталы Донецка и других донбасских городов. Почему? А я думаю, секрет такой. В разговоре этот человек мне замечательную фразу сказал, когда мы, возражая ему с моими единомышленниками, сказали: «Подожди, ты ж приведи факты!» Ответ, просто «радоваться» остаётся: «Факты не важны, факты не имеют значения! Важно то, что мы говорим, в чем уверены». И вот это действительно - первичен вопрос веры. Люди верят. Религия, религиозный вопрос... Я считаю, что даже вопрос веры, понятие «веры», к сожалению, запутано даже среди верующих людей. Никто не хочет обратить внимание на прекрасное определение, которое дал Владимир Иванович Даль, что значит - верить. Цитирую: «Верить - это значит принимать за истину». Но на это уже не обращают внимания. Больше популярным является тоже данное до революции 1917 года определение, уже у врага, у Эфрона, там совсем другое... Вернее, не совсем другое, а чуть-чуть другое определение веры: «Верить - это значить принимать за истину без всякого к тому основания только в силу внутреннего убеждения». Подождите, а это причем тут? Если меня обмануть, я, конечно, приму то, что мне преподнесут, за истину. Но тут уже надо разбираться. Если я что-то принимаю за истину - со всяким на то основанием, то в чем плоха моя вера, если я могу дать эти основания, эти факты? Но если я, подобно моему собеседнику недавнему, говорю, что «факты не имеют значения, главное - во что ты веришь!» Подождите! Что это за вера такая? Это уже суеверие. Легковерие какое-то, даже лжеверие. Здесь уже вопрос отношения к истине всплывает, если мы под понятиями «веры», «верить» уже же принимаем это определение. Истина... Опять же, попробуй сегодня сказать, что истина - одна. Наше общество погружено в это самое... не скажу даже море, а болото этого релятивизма, который утверждает, что у каждого - своя истина. Говорят: «Как вы смеете монополию на истину провозглашать, чью бы то ни было?» Понимаете, истина - или есть, или ее нет. Если она есть, тогда мы можем её искать, тогда мы можем говорить о способах отыскания истины, способах верификации и фальсификации. И так далее. Но если истины нет как таковой, если это просто моя, тутошняя, вот в этой голове фантазия на эту тему, тогда - почему бы и в «Бога Кузю» не поверить? Почему нет? Понимаете, если нет истины - значит, нет Бога. А, как известно, если Бога нет, то, согласно Федору Михайловичу Достоевскому, всё можно. Всё можно!!! Какой тогда штабс-капитан, какая тогда разница?! И вот получается, что на этом фоне релятивизма, и истинностного релятивизма, и бытийного релятивизма получается это самое болото, в трясину которого можно погрузить любого даже самого умного человека. Вернее сказать, самого осведомленного. И умного, способного своими умственными способностями распоряжаться.

Здесь в первом выступлении вполне естественная была реплика: «Куда смотрит православная церковь? Где миссионерская работа?» Кстати, миссионерская работа - вот она. Я, в частности, считаюсь главным краевым миссионером, если можно так выразиться. А давайте вспомним, а чего стоило Русской Православной Церкви заявить хотя бы то, что с основами православной культуры дети в школах России должны знакомиться хотя бы на культурологическом уровне? Что тут говорить-то? Все это мы знаем. Как только Церковь пытается что-то там сказать, что слышим? «Не лезьте к нам», «Попы захватывают власть», «Вера - только частное дело», «Церковь сливается с государством» и прочее-прочее-прочее тому подобное. Мы что, этого не слышим? При любом появлении Церкви в информационном пространстве без всякой агрессии. Встретился, где-то выступил Патриарх - «Попы уже слились с государством» и прочее, и прочее. То есть, мы видим, что существует очень мощная оппозиция. И вот тогда возникает вопрос ответственности: «Кто виноват за вот эти омерзительные страшные вещи?» А товарищ Виссарион, тоже выходец с Кубани, спокойно живет в благодатной Минусинской долине, выстроил свой Город Солнца, держит на голодном пайке тысячи своих последователей десятки лет, создав и уже который десяток лет успешно поддерживающий жизнедеятельность своего откровенно тоталитарного деструктивного культа (подробнее см. http://www.k-istine.ru/sects/vissarion/vissarion.htm ). Почему мы его не вспоминаем? Там происходит то же самое. Я уверен в этом. Просто не всплыло еще. И тогда вопрос - кто ж несет ответственность за все это? Церковь - за то, что она не доглядела за теми, кто к ней даже не подходит? Пострадавшая от группы Куренкова крещена? Да, человек крещеный. Но в ум не пришло разобраться, что такое православная Церковь, чему она учит? В ум не пришло, спросить хотя бы какого-нибудь православного священника - вот у меня жизнь не складывается, почему, что делать, понимаете? Или всё же за эти дела несут ответственность те, которые насаждают нам вот эту психологию, онтологию, эпистемологию релятивизма. Все относительно. Это вы так считаете, а я считаю иначе. Ну, конечно! Я считаю, что Бог Кузя никакой не Бог Кузя - просто мошенник и сексуальный маньяк. А кто-то считает его Богом. Имеет право сегодня и никто ему не указ.

Пострадавшая от секты Куренкова заметила очень важную вещь: чем покупают сектантские лидеры - он меня понимает как никто другой. Вот это странная особенность подростков. Вы все, здесь собравшиеся, знаете этот лозунг подростка: «Меня никто не понимает!» Ну почему «не понимают»? Я тебя прекрасно понимаю, многие понимают. Но один вопрос - тебя понять. Другое дело - одобрить твои намерения и желания. Я понимаю, что ты хочешь, что провозглашаешь. Уже тысячи таких же как ты, требовали того же, закончили плохо. Я понимаю, я не одобряю. И вот это неодобрение действия воспринимается как непонимание. А другой вопрос - а ты кого-нибудь понял? И вообще (ладно - кого-нибудь) ты хоть что-нибудь постарался понять, вникнуть в проблему, изучить ее, осмыслить? А ведь вот этого и не хватает нынешним людям, нашим современникам. Им внушают, что бы в голову ни пришло, что бы ни удумалось - это его личное и неотъемлемое право на истину. И это все очень хорошо укладывается в нынешнюю систему ценностей.

Я позволю себе ну, не начать «от сотворения мира», но картинку быстренько, мазками нарисовать с православной точки зрения. С православной точки зрения человек создан Богом. Богом, который естественен. Человек от Бога отпал, нарушив данные им установки. Можно, конечно сказать: «Меня никто не понял», «Бог меня не понимал, я хотел съесть запретный плод, а потом - что началось!» Бог-то понимал прекрасно! Но не одобрял. Потом Бог пытался Адама спасти. Потом первый диалог - это попытка обратить к покаянию, к сознанию того, что первый человек сделал. Далее... Потом происходит спасение после очень долгого периода. Образуется Церковь, Бог образует Церковь. Церковь, которая есть столп утверждения истины. Далее - начинается драматическая история. Сначала возникает много ересей, которые победила Церковь. Потом - великое страшное дело - латинский раскол, великий раскол 1054-го года. Целая западная часть Церкви начинает жить во многом не по-Божьему, а по-своему, человеческому усмотрению. Вместо Бога, в какой-то степени (я не хочу карикатуризировать католицизм, но тем не менее) папа Римский - это наместник Христа на Земле, епископ города Рима. Почему тут не развить мысль дальше? А дальше появляется Реформация. И уже не папа Римский имеет право толковать истину как хочет, а у каждого в своей голове - что называется «протестантизм» с его принципами толкования истины. Это сорвало печать с бутылки, с которой вылетел джинн сектантства. Сектантство протестантское появилось. Оно оппозиционно было лютерантству с самого начала, но появилось практически одновременно, как только было провозглашено это «Sola Scriptura» [прим. ред. - один из важнейших тезисов Реформации XVI века, переводится как «только Писание». Библия (Священное Писание) провозглашается у протестантов единственным и самоинтерпретируемым источником вероучения и каждый из них имеет право толковать Библию]. Вот моя умная голова и вот Библия - что мне еще надо? Сиди, толкуй, пиши, распространяй. Голова-то с чего умная? Но своя-то голова всегда умной кажется! И дальше вот оно - сектантство во всем его многообразии форм и проявлений! А теперь, особенно в XX-м веке с его середины, на мой в згляд, пришло интереснейшее время.

Начинается всё: начинаются сексуальные революции, психоделические революции, начинаются и религиозные своего рода революции. Появляется такое явление, которое называют «тоталитарное сектантство». Вот понимаете, если сектантство протестантское хотя бы претендовало на свое понимание истины, то тоталитарная секта, вот, пожалуйста: я - Бог. Здравствуйте, я Бог и слушайтесь меня как Бога.

Гребенникова В. М., декан факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета, заведующий кафедрой педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор. Вот мы сегодня говорим о конкретном случае. Он ведь может быть и не в единичном экземпляре. Есть ли у нас какое-то противоядие? Готово ли наше общество оказывать противодействие тем, которые втягивают молодых людей в секты?

Хагуров Т. А., профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии высшего образования КубГУ, доктор социологических наук. Коллеги, извините, нужно убегать. Напоследок, убегая, позволю себе ремарку... Вот один из способов противодействия - наши студенты, которые сидят здесь! Истина сделает вас свободными. Вооружен - значит предупрежден. Действительно, вот пострадавшая говорит: «Я не знала, я узнала потом». Вот наша основная миссия, миссия экспертного сообщества - нести информацию в массы, предупреждать и рассказывать обо всех опасностях нашего современного мира, в том числе о феномене сектантства.

Протоиерей Алексий Касатиков. Предупрежден - значит вооружен. Точно.

Макарова В. А., заместитель председателя Совета по правам человека при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края, модератор Круглого стола. А сколько таких студентов, просто школьников в кубанских станицах, на хуторах, которые попадают в трудную жизненную ситуацию, где в это время появляется на пути «дядя Кузя» или «бог Кузя», который настойчиво утверждает, что он их спасет, им поможет - и они слепо идут за ним? И вот Вы знаете, здесь еще присутствуют представители еще одной социально незащищенной категории - людей, которые находятся в колониях и в СИЗО. Вот буквально несколько дней назад на одном из федеральных телеканалов в эфир вышла очень познавательная программа, где рассказывалось о том, как оболванивают людей, которые выходят из стен тюрем, откуда после специальной обработки они сразу направляются в ряды террористической организации «ИГИЛ», «Исламское государство». То есть, там, за решеткой, в колониях сегодня идет мощнейшая обработка и вербовка.

Каклюгин Н. В., кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае. Прошу предоставить слово отцу Иоанну Адливанкину. Очень кстати вспомнили об ИГИЛ. Он как раз серьезно занимается современными проблемами радикальных экстремистских течений в мусульманстве, работает с жертвами сектантства и оккультизма. В год в стенах Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии принимает до двух тысяч человек.

Протоиерей Алексий Касатиков. Произнесу завершающую фразу в своем достаточно длинном выступлении. Отвечаю на вопрос Вероники Михайловны [Гребенниковой]: «Имеем ли мы противоядие?» Как видим, сейчас нет. И главная причина - это то море релятивизма, в которое погрузилось наше общество после перестройки. Плюрализм мнений и прочее, прочее. В советской власти был хотя бы псевдо- или квазидоминантность. В «Известиях» пишут известия, в «Правде» - правду, как сказал поэт Владимир Владимирович Маяковский. Да, был ложный идеал. Но была четкая конструктивная позиция - определенная тщательно продуманная, прописанная и неукоснительно исполняемая идеология. Сейчас заявлено чуть ли не официально, что такого нет и быть не может, потому что такого не может быть никогда. Это самая главная почва, которая порождает, которая питает это сектантство, когда нет четкого представления о положительном идеале. И тогда возможно всё.

Гребенникова В. М. Поэтому надо готовиться обществу к такому натиску.

Верейкина О. В., доцент кафедры теории и практики управления, Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ кандидат педагогических наук. Самая большая проблема и разница позиций, помомему мнению, вот где. Здесь я услышала мнение: «Мы ждем людей. Мы ждем, когда они к нам придут». Он работает просто на «ура». А те, которые доходят до людей в трудной жизненной ситуации, они не ждут, когда нуждающиеся к ним дойдут. Они их ищут. И предлагают. Они им дают. А мы ждем, когда к нам придут. Вот это вот самое большое отличие и самая первая причина того, что они не к нам попадают.

Макарова В. А. Но есть же организации, которые услышат и помогут.

Протоиерей Алексий Касатиков. Эта же ситуация, это выражение нашей идеологической платформы, хотя говорят, что у нас нет идеологии, у нас есть идеология, но она какая-то отрицательная. Она обязательная. Сейчас психиатр и то не имеет права человека консультировать, диагностировать пациента, если он на это не согласен. У нас даже психиатрическая помощь оказывается только с согласия самого больного. И наркологическая тоже. И всё остальное точно так же, под влиянием внешних систем общечеловеческих ценностей, список которых никому не известен. Всё пошло этим расплывчатым бездоминантным путем. У нас нет доминант, приоритетов, которых можно было б подчинять своим действиям. По крайней мере они крайне слабо ощущаются.

Макарова В. А. Отец Иоанн хочет слово сказать. Свое мнение высказать.

Монах Иоанн (Адливанкин), руководитель миссионерского отдела Душепопечительского православного центра во имя святого Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии (г. Москва). Позвольте мне не комментировать эту ситуацию в станице Староджерелиевской? Не люблю рассуждать о таких вещах коротко. Тем более, о людях, присутствующих рядом. Простите меня. Буду говорить в целом по обсуждаемой проблематике.

Я занимаюсь проблемой сект и сектантства, других зависимостей очень много лет. Принимаю в месяц около ста человек. С такими случаями сталкиваюсь по нескольку раз в день. И считаю, что не полезно ставить его во главу угла, потому что проблема гораздо шире и глубже. Поэтому, позвольте, скажу немного о другом. К нам массово идут люди. Русские идут поврежденными, практически уничтоженными - наркомания, сектантство. Я очень не люблю слово «секта»: оно сужает проблему. Само слово «секта» говорит о чем-то узком. Так оно сужает и дискуссию по этому поводу. Вот я слушаю выступающих и думаю, что сейчас сделал Господь Бог? Простите, я буду выступать с позиций православного человека, православного христианина. Ведь зло не самостоятельно. Оно не действует само по себе. Иначе бы мы все погибли, если бы оно было само по себе. Если бы мы были последним этапом в нашей эволюции, нашей генерации, сзади были бы лишь бабушки с абортами, то мы бы вообще не жили сейчас с вами. А мы живем. Оказывается, даже эти законы, которые мы нарушаем, не действуют сами по себе. Бог ограничивает. И Бог попускает. Мы бы не вывели ни одного человека из секты, если бы рассуждали сугубо по-человечески. Когда приходит человек (а это очень большая ответственность) - я называю это обретением человека, мне необходимо погрузиться во весь его внутренний мир. Эта проблема даже не антропологическая, она космологическая. Обретение человека - это обретение целого мира. Потому Церковь смотрит на личность не только через призму современной жизни. Когда передо мной сидит какое-то чадо заблудшее, у меня есть задача. Мне нужно, чтобы он не погиб, чтобы душа его не погибла. Когда сидит наркоман, мне надо чтобы он не просто стал двумерным человеком, а чтобы он стал полноценным человеком, таким, каким его создал Бог. И если я буду подходить к этому с точки зрения психологии или каких-то социальных концепций, я ничего не сделаю. Это Церковь. Церковь восстанавливает человека так, как его создал Христос, как его Бог создал и даже более того. У нас есть совершенно другие задачи. и когда мы с этих задач уходим в узкое понимание какой-то проблемы, мы сами снижаем ценз отношения к человеческой личности. В Церкви человек - достояние. Есть такое выражение церковное: «Ваши души искуплены кровью христовой». Нет более ценного явления во всем мире, чем человеческая душа. И когда мы сегодня видим это массовое явление, массовый захват наших с вами собратьев, сограждан (я в основном говорю о России, мире славянском), мы относимся к этому, как к реализации определенной стратегии. Только стратегия эта человеческая. Вспоминается другое выражение интересное: «Дьявол не знает, что когда он сеет, за ним пашет Бог». Многократно я видел людей, которые невероятно поражены духовно. То, о чем мы сейчас говорим, конечно, очень плохо и трагично. Я за 10 лет принял около шести тысяч человек. Раз 20 или 30 удавалось доставать людей из крови. Из... я даже не могу сказать... из ада настоящего. И если не дай Бог, мы понижали планку требований к самим себе, он не становился человеком. Но когда мы относились к нему так, как учил Христос относиться Церковь к человеку, тогда мы видели возвращенную личность. Не сразу, может быть, не быстро. Может быть, десятилетиями. Секта или принадлежность к секте не определяется официальным вступлением в тот или иной культ. Определяются они идентичным мировоззрением, миропониманием.

Вот я слушаю всех здесь внимательно, простите, как профессионал. Я могу записывать в карманном блокноте, кто мыслит по-христиански, а кто нет. И даже вырабатывать церковный подход к этому. Что делать с выступившей пострадавшей? Вот я хорошо знаю, что надо с ней сделать. Вот она приедет ко мне, и вся проблема, о которой можно здесь говорить сутками и годами, она закончится, если она меня послушается. Это идентично. Мы слышали сейчас не совсем её - мы слышали определенное мировоззрение. Она еще от него не ушла. Краем уха слышал, КАК она рассказывала, это чадо заблудшее. И я слышал, с чего, с какого начала начиналась проблема, связанная с детьми. Надо восстанавливать всё. Когда приходит такая проблема к нам, я интересуюсь не только тем, что происходит с человеком, но и тем, почему Бог такое попустил? Бог не попускает по своей милости человеку попасть живьем в Ад. А секты или то, о чем мы сейчас говорим, это же настоящий ад! Если Вы не боитесь умереть сегодня, можно просто оказаться в аду! Нас это не устраивает. Нам нужен полный человек, целостный, гармоничный. И я спрашиваю не только, почему это произошло? По-человечески понятно заблуждение. Но и почему Бог попустил это? Почему Бог попустил не просто заблуждение, а потерять своих детей, позволить детям стать наркоманами, дойти до гибели конечной? Почему?

И вот когда начинается вопрос «Почему», тогда разворачивается вся логика событий во Вселенной. Тогда разворачивается и неверие, о котором говорил батюшка, соответственно, и неправомыслие, также и частного характера нравственная проблема - грех. Понимаете? Это часто и настолько глубоко, что, чтобы это понять, я Вам скажу, что должно произойти. Да, ребенок в наркомании или ребенок попал в секту. И это повод раскрыть душу, чтобы мать поняла, в чем были ее проблемы. Это попущение. Это промысел.

В нашей жизни столько соблазна, столько бед, что наркомания - иногда защита. Что хуже: сатанизм или наркомания? Наркоман заболел - и все, окончился его путь. А у нас сегодня бескрайняя возможность полной реализации своих грехов. Вот наше понимание сегодня прав человека может пониматься как право человека на полную реализацию своих самых низменных страстей. Тут важно понять одну вещь. Я с уважением отношусь к научной психологии. Но в сфере, о которой мы говорим, это все лишь некие фрагменты. Психологическое, социальное понимание проблемы очень важно. Но я знаю лично не 10, не 100, а, пожалуй, 1000 знаю наркоманов, сектантов. Я не знаю никого, кто стал не просто человеком, не употребляющим наркотики, а стал действительно человеком со своей культурой - не двумерным, простите за выражение грубое, а трехмерным или даже четырехмерным, то есть, с духовно-нравственной культурой, с глубинным пониманием жизни. Наша задача - полностью вернуть человека в жизнь. И даже более того, сверхзадача - полностью открыть ему дорогу в Царствие небесное. В моем практическом опыте есть одна фраза, которую я использую, говорю разным людям, когда они приходят ко мне совершенно уничтоженными личностями. Уничтоженные всем, чем только можно - современной культурой, современными бедами, проблемами, своим окружением. Я говорю: «Перед тобой все открыто. Вот как передо мной, так и перед тобой - абсолютно всё открыто. Вся возможная гармония этого мира и мира будущего века». Я знаю тех, кто поверили. И вот те, кто поверили и стали на этот путь, те, действительно, вернулись. Они не просто вернулись, а они вошли в настоящую жизнь. И близкие их понимают их трагедию, видят ее. Анализируя себя, восстановили себя, потому что все закономерно взаимосвязано в этом мире. Логично, что у поколения алкоголиков рождается поколение наркоманов. Логично, что когда аборты накопились целой массой поколений, и дальше так происходит по нарастающей, пока кто-то не опомнится. И чтобы опомнится, нужно войти в этот мир под названием Церковь. Мы занимаем здесь самую серьезную церковную позицию, потому что я знаю огромное количество наркоманов даже по опыту, которые были в программах так называемой «реабилитации» у сектантов... Я знаю людей, которые где только ни были. Я знаю людей, которые буквально наелись человеческого мяса. Никто бы не поверил, кто меня окружает сегодня. Я много лет в этом. Я веду специальные беседы с пострадавшими от всех этих духовных извращений. Мой коллега, священник Даниил Сысоев, которого убили, заложил в основу своей миссионерской работы беседы. Я их и сегодня провожу. Это люди, которые трудно поверить, что они были там, откуда они пришли. Это сегодня любимейшие чада. Все, кто вошел в мир Церкви, те действительно беспощадно причастил себя вместе со своими близкими, с родными, увидев горе, которое посещает. Бог попускает, чтобы никто не погиб. Богу не нужно чтобы кто-то перестал наркоманить. Ему нужно, чтобы все близкие вышли из этого богоборческого мира, из мира заблуждений.

Мосина О. А., доцент кафедры общей и социальной педагогики ФППК КубГУ, кандидат педагогических наук. Они остались рядом с Вами?

Монах Иоанн (Адливанкин). Да, многие остались рядом со мной. Я, по крайней мере, вижу многих людей по шесть-семь лет. И я знаю, что вот такой подход работает, что такая ответственность, которую возлагает Бог на тех, кто действительно занимается душами глубоко упавших людей, позволяет достигать успеха в работе с такими трудными людьми. Да, он учитывает психологию, да, учитывает какие-то социальные и антропологические концепции. Но мера ответственности здесь несравненно более велика. И я, к своему сожалению большому, не раз присутствуя на подобных конференциях, слышу сужение проблематики. А, значит, и ограничение инструментария. Да, понимаю, есть частная проблема. Но сужение вопроса, даже сам термин «секта» опять-таки...

Знаете, у меня очень много на приеме сектантов, тех, кто хочет уйти из сект или оккультных групп. Никто близко не видел столько, сколько у меня этих несчастных людей сегодня. Я переживаю сейчас сижу, у меня сегодня уже 20 человек на приеме, а меня нет. Никто близко не видел столько пострадавших от тех или иных форм зависимого поведения человек, сколько видим мы в нашем Душепопечительском центре. Но я знаю одну очень важную вещь: мы не воюем с сектами, мы воюем за человеческие души. Это слова Апостола Павла. Не против плоти и крови, а против Зла поднебесного. И мы сегодня говорим о вещах, которые связаны с личностью. Но Церковь относится к личности как к средостению жизни человека в духовном космосе среди ангелов и среди демонов. И если мы уйдем (понятно, что светский человек не может об этом думать), но, если мы будем отрицать саму сущностную составляющую - космологический статус человека, никакую пользу мы погибающему человеку не принесем. Извините, те же самые духовные силы будут просто «ржать» в аду, когда мы будем предлагать им какие-то тесты психологические и в соответствии с их результатами оценивать улучшение или ухудшение качеств личности человека.Синтез духовной, медицинской, психологической помощи - вот то, что нам всем необходимо в работе. Но нужно четко дифференцировать что - сначала, что - потом, и что - во главе, и какова вообще конечная цель нашей работы? Я могу сказать так, я не могу говорить, что у нас все благополучно - работа с людьми сложная, но если меня спрашивают, что я делаю, я отвечаю так: «Моя главная работа заключается, чтобы исправить мировоззрение, миропонимание человека, восстановить его статус, потому что ум человеческий - это то, что правит всеми страстями; это та субстанция, которая отражает бога в человеке».

Апостол Павел говорит: «Я думаю, что я имею ум Христов». И вот когда у человека возникает этот «ум Христов», тогда начинается возвращение, а точнее сказать - восстановление, обретение человека не только в этом мире, но и в предстоящем Царствии Божьем. Но для этого нужно необозримо больше, чем то, о чем мы сейчас здесь говорим. Чтобы говорить о проблемной ситуации, надо знать так много: и нравственные порядки, связанные с этим, и доктрины - очень много нужно знать и своим знанием крайне точно, ювелирно оперировать! И плюс еще крайне важно, безусловно, воспитание человека. Я был бы очень рад, чтобы конференция эта не сузилась до одной проблемы, до одного какого-то случая, потому что проблем очень много.

Сегодня по сути не о сектах идет речь - это своего рода субкультуры. Но к каждой субкультуре нужно понимать, где есть культура. Мы можем определить - в какой культуре мы живем?. Вот я слушаю, пусть даже и к середине конференции подъехал, и думаю: вот пройдет тысячу лет, и наши потомки отроют наш пласт культурный. Что они там найдут? Пиво? Коробки от сигарет? Мы должны понять одну важную вещь: чтобы определить, что такое «субкультура», нужно понимать что такое «культура»? А в чем мы живем? Мы все с вами сегодня находимся на реабилитации. Мы только сейчас пытаемся вырыть все наши зарытые в 1917-м году корни и по-прежнему сами больны. Что же мы ожидаем от наших детей? Если мы на самом деле не обернемся к истинному началу нашей культуры, к основам нашей цивилизации, к христианству апостольскому, то всё дальше будет только хуже. Потому что промысел Божий попускает, видит беды с нашими близкими, чтобы сами мы не погибли. Это и есть гармония мировая. То, что нам кажется злом - промысел допускает. Ещё говорят о цели. Вспомним известное: «Преумножением беззакония умножается благодать». Если бы беззаконие, действовало само по себе, мы бы давно все погибли. А благодать не дает погибнуть человеку. И если мы сегодня обойдем стороной это понимание, которое существует в основе, в глубине Церкви, то мы ничего с проблемой сект и сектантства не сделаем, это будет просто пустой формальный разговор. Я не могу занимать так много вашего времени. Вы можете посмотреть мой сайт - там много разных докладов, материалов.

Сегодня мы со всем имеем дело, и с сектантством, которое наступает, и с религиозным экстремизмом со всех сторон, и с тотальным пивоголизмом, и с тотальной наркоманией. Эти вещи сами по себе указывают на одну большую проблему - человек не способен сам с этим совладать. Это то же самое, что удержать воду. Только промысел Божий, которому человек дает волю. Мы должны уйти с центра Вселенной, где мы себя содержим, от антропоцентризма, и дать место Богу - занять там, в этой системе место. Уже кончился вроде бы атеистический рай. Он не кончился, он продолжается! И потому мы пожинаем все более и более то, что есть. Для нас - это трагедия русского человека. Не одного - всего славянского мира. Речь идет о выживании русской цивилизации, ни много, ни мало.

Это стратегическое оружие то, о чем мы говорим, и все, о чем мы говорим. И свято место, как известно, пусто не бывает. И если мы поймем, что это за «свято место» не исключая всего остального, что существует в разуме человека, тогда, действительно, у нашего мира, нашей цивилизации есть перспектива. А не поймем, значит, будет только хуже. За 11 лет я вижу, как потрясающе меняется квинтэссенция захвата личности человека, его сознания и души. Упрощается человек, становится плоским. И самое интересное - упрощается и стратегия захвата. Уже почти не надо ничего мудрить, не надо выдумывать сложные схемы с элементами нейро-лингвистического программирования, НЛП или что-то там еще мудреное. Это духовный захват. Фридрих Ницше сказал когда-то хорошие слова: «Когда ты смотришь в бездну, бездна смотрит на тебя». Надо просто привлечь внимание человека обманутого, который не имеет духовного иммунитета, и этого достаточно. А потом, простите, бесы придумывают захваты с НЛП-психологией. Ничего подобного! Никто не знает так хорошо, что происходит в секте Виссариона и у людей, которые вешались многократно. Я знаю людей, которые закончили свои дни в сумасшедшем доме. А кто-то уже неживой. Ничего подобного! То, что сегодня происходит - это духовный захват, это духовная борьба. Может быть не все, но все-таки православные христиане (Церковь одна у православия и доктрина одна), если мы не поймем первопричины, основы нашей гибели, нашей победы, то мы проиграем. А понять возможно - все открыто сегодня.

Простите меня, я слушаю Вас, я всегда переживаю за проблему и понимаю, что еще очень много надо сделать. А пострадавшей нашей рекомендую прийти ко мне. Если послушается - час-полтора-два - и тема пойдет совсем в другую сторону. Благодарю за внимание!

Верейкина О. В. Мы, безусловно, должны направить все силы: и науки, и Церкви для того, чтобы спасти этих людей. Спасти от насилия со стороны сект и людей, которые пытаются поработить их волю, их сознание. И для этого нам с вами нужно выработать какой-то алгоритм. Какой у них алгоритм? У них пошаговая технология вовлечения. Значит, у нас должна быть четко работающая пошаговая технология извлечения человека из секты и пошаговая технология информирования государства и общества, каждого жителя России, о том, как распознать мошенников, как не попасть в расставляемые ими психологические и духовные капканы.

Протоиерей Алексий Касатиков. И отец Иоанн, и другие выступающие отмечали, что за последние 10 лет стало ещё проще людей охмурять. Я думаю, что это связано, в том числе, и с примитивизацией нашей системы образования. Мы здесь находимся на площадке Кубанского государственного университета, который и я в свое время закончил. И мы можем сравнивать образование школьное советского времени и то, что есть сейчас. А я Вам скажу. И православная Церковь (не говорю о религии вообще), и наука, которая вышла из лона христианства (современная наука), воспользовавшись многими ее основными положениями, развивает способность к трезвому мышлению. Трезвомыслие - это православный термин. И вот мне хотелось бы, чтобы образование наше, и православие будет и готово в этом помогать, развивали в нашем народе трезвомыслие - способность оценивать поступающую информацию трезво, а не просто ее воспринимать и подчиняться, не оценив по достоинству.

Макарова В. А. Очень важно Ирину Альбертовну Громову услышать, потому что она работала с этой девочкой, которая пережила ад и была в аду. Ирина Альбертовна продолжает работать над ее реабилитацией.

Громова И. А., директор Службы психологической поддержки родительства и детства «Чудо-Чадо». Очень сложно что-то после отца Иоанна и отца Алексея добавить, но я хочу кое-что уточнить. И, надеюсь, что я окажусь тем мостиком между психологической наукой и духовными моментами, которые всегда должны присутствовать в работе с человеком. Сразу хочу сказать, что я являюсь директором службы психологической поддержки родительства и детства. Являюсь членом общества православных медработников Краснодарского края. Я - медицинский православный психолог, психотерапевт. Потому я имею образование традиционное классическое психологическое, имею медицинскую специализацию и при этом являюсь православной христианкой - работаю в ключе православной психотерапии.

Хочу отметить вот что. Несколько лет назад я ехала в маршрутном такси. И ей управлял водитель, над лобовым стеклом микроавтобуса которого висели такие три «висюльки». Что это было? Это был крест, это был кубик игровой и это был череп. Для меня эта картинка - то, что на самом деле происходит сегодня в головах людей, наших современников. И отец Иоанн абсолютно прав по причине того, что не столько сектантство сейчас такая серьезная проблема. Говорю как практикующий специалист: каждая третья консультация на сегодняшний день подростковая и юношеская - это гомосексуализм. У нас в Краснодаре и в Краснодарском крае. Есть масса и других моментов, которые говорят о том, что мы проиграли эту войну, ведь сейчас идет информационная война. У нас не падают бомбы, не взрываются снаряды, но она идет. Она идет за души и умы наших детей. И родители не могут понять столько времени, что они являются основным заградительным отрядом. Они на передовой. Школа от нас уже отмежевалась. Вы же знаете - в свет вышел новый закон об образовании. Школа уже воспитанием не занимается, официально с нее сняты такие функции. Это абсолютно непреложно. Мало что меняет, сколько лет там закон об образовании существует, но по сути школа является только структурой, которая помогает ребенку получать знания, предоставляет образовательные услуги. Все, тема воспитания закрыта. То есть, теперь всё лежит на плечах родителей. А поколение молодых родителей уже выросло в этом пустом бездушном интернет-пространстве, в условиях этой массированной информационной атаки, в которой постоянно идет подмена понятий.

Знаете, какое самое большое завоевание Сатаны в наше время? Что он убедил, что его нет. Что это сказка - чертик с рогами и хвостом. Да, это правда, это так и есть. В Бога мы еще верим. Как говорят, в окопах атеистов нет. Прижмет всех - тут же «Господи помилуй» говорим. Но ведь это не так! Наш мир биполярен. Если есть Бог, значит, есть и Сатана. А родителям внушается совсем другое. Формируется сознание человека-потребителя. И классическая фраза на консультации у нас такая: «Как, Ирина Альбертовна, если я не дам ей куклу из мультфильма «Монстер Хай» (см. http://www.pravoslavie.ru/80671.html ), то есть не дам ей с гробиками играть, она же лохушкой в школе (или детсаде) будет». Понимаете?

 

Извините за жаргонное выражение, но я буквально передаю текст. Это цитата одной мамы у меня на консультации. И когда на этот вопрос я говорю: «Вы понимаете, что Ваша логика порочная? Тогда давайте в 13 лет марихуану дадим попробовать, чтоб она лохушкой не была». Вот тогда происходило, всегда происходило до последнего времени какое-то отрезвление. А недавно это отрезвление прекратилось. Я поняла, что мы проиграли. Какая-то точка невозврата. Надежда, конечно, есть. Мы уповаем на Бога.

Гребенникова В. М. Я с Вами не согласна. Я сама мать, воспитываю ребенка, готовлю педагогов. Каждый год выпускаем четыреста с лишним человек. И здесь они находятся в зале. Нельзя же всех под одну гребенку...

Громова И. А. Нет, я никого не подгребаю, поймите! Это срез в моей профессиональной работе. Конечно, я согласна с Вами.

Гребенникова В. М. Нужно говорить почаще о правильных вещах. О том, что белое - это белое. Мне тоже не нравятся эти куклы. Я тоже была участником одного такого детского мероприятия, когда мы собирались, и я одну маму спросила: «А что ребенку будет приятно, если мы подарим?» Мне сказали: «Куклу из серии «Монстер Хай» такую-то, такую-то». Я - человек, выросший в СССР, с определенной идеологией, с определенным подходом, видением жизни, я - русская, со стойким характером. Я пришла в детский магазин, походила, и объяснила своему восьмилетнему сыну, чтобы он не был лохом и подарил нормальную куклу, волосы которой пахнут ванилью, при помощи которой можно воспитывать те же материнские чувства, формировать высокое, красивое, светлое. Это в силах может сделать каждый. И я на своем месте объяснила это тем, кто был там: что надо дарить детям именно такие вещи.

Громова И. А. Вероника Михайловна, об этом же и идет речь.

Гребенникова В. М. Не мы управляем деньгами, а деньги порой управляют нами. Аналогично, что надо понять, что я - человек. Я должен или должна этим управлять, а не оно, ни чувства, ни потребности.

Батракова М. Ю., преподаватель кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета, директор Семейного центра психологической поддержки и личностного развития «Мастерская жизни». Хочу тоже на позитивной ноте какой-то обозначить направление. Я - практикующий психолог. Ко мне очень много людей приходит на консультацию. И я хочу сказать, что я как будто живу в каком-то странном мире, в котором люди, приходящие на консультацию в большинстве своем стремятся к чему-то большему, к развитию, чтобы прояснить для себя: что является для меня сейчас истиной и в чем я еще хотел или хотела бы наполниться? Вот на самом деле - для меня сейчас наоборот стоит ситуация о том, что появилась потребность, в моей картинке, по крайней мере, среди тех, с кем я сталкиваюсь, появилась потребность наполняться настоящим, живым, а не вот этим пустым, ни к чему не ведущим, о чем здесь говорилось в последнем выступлении. Поэтому, я думаю, что мы далеки до точки невозврата.

Громова И. А. А вот можно еще одну реплику. Я - взрослый человек. Я столько уже и сама прожила, и столько по роду работы сталкивалась с ситуациями в жизни других людей, но вот во мне до сих пор не угасли стремления и желания слышать то, что меня бы вдохновляло в дальнейшем на рост личности. И вот речь одного человека меня сегодня вдохновила так, что мне хочется жить, и я свою роль лучше увидела, и я понимаю, к каким людям я хочу стремиться. Вот, извините, здесь ничего личного - я говорю об интеллектуальном запросе. Можно слушать много. Но услышать что-то, что повышает мотивацию на дальнейшую работу, в том числе над собой, очень важно. Дети больше хотят слышать такого, и они тянутся к таким людям. И не совсем правомерно говорить о том, что они смотрят эти уродливые мультики японские, потому что ими пичкают. На самом деле потому что другой альтернативы родители просто не нашли, не показали им иной, здоровый вариант. Наша задача как специалистов - показать эту альтернативу, показать красиво, и не со стороны, прикрываясь кем-то, поступками кого-то, а собой, своими делами, своим мировоззрением, своим духовно здоровым и полноценным жизненным кредо. Дети, которых приводят к нам с проблемами, нередко страдают от грубости, от хамства преподавателей. Они говорят: «Ну, ладно, я такой. Но почему этот преподаватель мне говорит такими словами такие вещи?" Они страдают от безразличия родителей. Им хочется этого красивого, им хочется этого глубокого. Наша задача - это им давать. Меньше говорить о том, какие они, какое все плохое - в каждом из нас есть хорошее. И надо подумать - как это предъявить миру.

Протоиерей Алексий Касатиков. Маленькое словечко можно? Мы все, наверное, все согласны, что духовная и культурная деградация - одни из самых больших проблем сегодня. Хочу напомнить одну вещь: в советское время мы тоже строили хорошего, честного, красивого человека. Сейчас мы пожинаем плоды. Но в итоге все, что мы сегодня пожинаем, мы пожинаем плоды строительства этого ненормального человека. Простите...

Громова И. А. В дополнение. Федор Михайлович Достоевский сказал замечательные слова: «Совесть без Бога - ужас».

Гребенникова В. М. Позвольте сказать еще одну фразу. Мы можем говорить о высоком, но еще Грибоедов сказал: «Нет лучше образца - перед собой лицо отца». Мы можем дискутировать еще на эту тему. Но время у нас вышло. Самое дорогое у человека - здоровье и время. Поэтому воровать время я не могу. Я буквально две минуты даю. Следим за временем...

Шпаков А. Э., член Совета по правам человека при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета, доктор биологических наук. Вероника Михайловна, предложение есть. Во-первых, я благодарю за эту конференцию интересную. И мне приятно видеть, что во главе стола сидит декан, которого я давно знаю, и председатель нашего Совета по правам человека при губернаторе крач, в котором я давно работаю. Я думаю, что практику этих конференций нужно продолжить, и одно из направлений - нужно опыт некоммерческих организаций хороший по пропаганде знаний правовых, юридических и так далее транслировать дальше. Я предлагаю это обсудить и развить. Наш факультет вместе с представителями Русской Православной Церкви обладает всем необходимым потенциалом. Система религиозного духовно-нравственного просвещения - родителей, учителей тоже может быть и должна быть настроена. У нас была практика - мы в педагогических коллективах выступали для того, чтобы многие вещи от незнания были устранены. Это важный момент, который можно выстроить вместе, причем не просто вот этот факультет или общественники, а профессура наша плюс ресурс некоммерческих организаций, могут придать этому направлению потенциал нашего совета при губернаторе. И вот в этом плане как-то нужно начать вот эту просветительскую работу.

Макарова В. А. Мы ее, эту работу уже начали. Уже год как мы работаем в тесном контакте с Русской Православной Церковью. Благословил нас владыко Игнатий. У нас этот проект назывался «Духовность, нравственность, здоровье - детям!» и уже закончился, а дружба и сотрудничество остались. Вот буквально позавчера я Татьяне Федоровне [прим. ред. - Ковалевой, Уполномоченному по правам ребенка] отдала, мероприятие, которое мы проводили в интернате для слабовидящих вместе с батюшками. Мы пришли, он рассказал о великом празднике, Благовещении. И я рассказала о здоровом образе жизни, что мы должны все думать о своем здоровье, заниматься спортом, помогать родителям. Затем все пошли в актовый зал. И мальчишки из слабовидящего интерната, которые входят в команды и России, и Краснодарского края, победители олимпиад показали мастер-класс, а мальчишки, которые пришли, волонтеры православной общественной организации (у нас организовалась замечательная православная организация, «Архангелы Армавира» называется) стали вместе с этими слабовидящими ребятами играть в этот вид спорта, две команды. Настолько детям это все понравилось! А сколько вопросов батюшке задавали! Прошло 40 минут, 50 минут - вопросы продолжались, полный зал деток, человек 150, маленьких таких 3-4-й класс. Им всё было интересно. То есть, такие мероприятия вполне можно в содружестве организациями проводить, и они будут иметь определенный эффект.

Каклюгин Н. В. Вопрос про так называемый «ИГИЛ» прозвучал. Думаю, стоит еще раз уделить ему внимание, взглянув на ситуацию в системе краевого УФСИН.

Пономарев С. В., начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-14 ФСИН России по Краснодарскому краю, старший лейтенант внутренней службы. Начальник психологической лаборатории, Пономарев Сергей Владимирович. В момент нахождения там, вряд ли что-то можно пояснить, потому что там все несколько сложнее - там жесткая цензура: письма читаются, смотрят только «Первый канал», таксофоны слушаются. А вот в момент выхода, скорее всего, ситуация отслеживается, потому что там содержится около двух тысяч, из них 300 человек - срок свыше 20-ти лет. Понятно, не «за красивые глаза»: убийцы, насильники, разбойники. Но тем не менее... И по содействию с различными религиозными управлениями. Был момент, что чуть-чуть не доигрались. Там и были так называемые американские ветви, христианские и псевдомусульманские. В итоге мы перестали пускать всех, кроме Русской Православной Церкви. Только с ними подружились. «Здоровый город» с корнями в том же неопятидесятническом «Исходе», тоже к нам приходили... Борьба с наркоманией - их основной тезис... Сейчас им доступ в систему ФСИН несколько осложнили [прим. ред. - подробнее о деятельности «Исхода» на Юге России см. здесь: http://www.narkotiki.ru/research_6741.html ].

И еще хочу вот что отметить - свое внешнее наблюдение - сейчас набирает популярность интерес к древнеславянским культурам, неоязычеству: Сварог, Перун и все такие разные боги в одном учении. Это движение, неоязычество, становится очень популярно и в тюремной среде. Пока на него особого внимания представители религиозных организаций не обратили, однако оно присутствует в этой среде и очень активно развивается. Вроде как бы это свое, исконно русское, и это не мусульмане, не протестанты - это наша культура, наши древние корни, но за этим может скрываться серьезная опасность, в том числе экстремистского содержания.

Гребенникова В. М. Чтобы повысить квалификацию специалистов, мы предложили Центру разработать цикл просветительских мероприятий и проводить их в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах. Ну, здесь вот еще были предложения. Пожалуйста, мы очень рады будем увидеть их в письменном виде... Вот заметьте сегодня контекст заявления... Потому что тема очень важная. Мы благодарим всех присутствующих за участие в этой конференции, за интересные выступления. Спасибо вам всем большое! Спасибо всем большое за участие, за внимание!

Редактор стенограммы: Топоркова Яна Сергеевна, журналист


Русская народная линия