Попытки разобраться в «детстве падшего человечества». Марина Нефёдова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Как совместить данные наук и Священного писания? Почему в рисунках древних людей нет сцен убийства? Какое открытие в археологии может привести к революции в науке? Об этом и много другом говорили на конференции в Троице-Сергиевой лавре.


Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445
 

Камни и кости


24 января в Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре в рамках XX Рождественских чтений прошла конференция на тему: «О происхождении мира и человека». Докладчики по теме разделились на две группы – ученые и богословы. Первая была представлена археологами и палеонтологами, они говорили о последних научных данных, проливающих некоторый свет на вопрос происхождния мира и человека. Вторые, в их числе профессор МПДА Алексей Ильич Осипов, рассуждали о месте и предназначении человека в мире.

Священник Александр Тимофеев, (зам. зав. кафедры Библеистики, по первому образованию палеонтолог), сделал доклад на тему «Тайна боговоплощения: антропный или христологический принцип?». По словам отца Александра, христианство «повинно» в антропоцентрической картине мира. Но особое место человека в мире при его сотворении связано в первую очередь с сотворением человека по образу Божию. Преподобный Анастасий Синаит писал: что значит человек создан по образу и подобию Божию? По образу и подобию Христа воплощенного. Христос есть идеальный человек. Если мы потеряем христоцентрическое представление о человеке, то мы потеряем и само верное представление о смысле человеческого бытия. А с христоцентрическим представлением возможно и картина мира, и человеческая история имеют совсем другой смысл.

Ученые-археологи из Санкт-Петербурга Надежда Платонова и Михаил Аникович – доктора исторических наук, ведущие научные сотрудники Института материальной культуры, несколько десятков лет занимаются эпохой палеолита, которую Надежда Платонова назвала «детством падшего человечества. Много лет их большая археологическая экспедиция ведет исследование палеолитических стоянок в Воронежской области, в районе села Костенки. Это уникальное место, где сконцентрировано более 40 стоянок древних людей, куда постоянно приезжают в том числе зарубежные археологи. Надежда Игоревна рассказала забавный эпизод, когда один очень известный американский археолог, приехав на место работы экспедиции, восторженно сказал: «Я в центре мира, я в Костенках!».

Один из главных тезисов докладов уважаемых питерских археологов, при этом воцерковленных людей, можно свести к следующему: даже очень древний человек был человеком в полном смысле этого слова – все древние находки говорят о его именно человеческом поведении, причем отнюдь не примитивном. Уже в палеолите человек был личностью.

Вот несколько любопытных подробностей. Одним из интересных открытий последнего десятилетия стало обнаружение в Дагестане, на месте палеолитической стоянки, небольшого камня. При изучении его с помощью электронного микроскопа на нем было обнаружено более пятисот, а предположительно их там во много раз больше, следов от ударов — то есть камушком много работали. Возраст это орудия труда определен в 2 млн. лет. И самое интересное — в радиусе нескольких десятков километров в округе подобных камней нет – то есть, по предположению ученых, он был принесен откуда-то специально. Не одна обезьяна, даже если она регулярно стучит по чему-то камнями, не будет камень хранить и не понесет его на большое расстояние для следующих трудовых подвигов.

Ученые-археологи во всем мире уже не признают сейчас той схемы, которую мы все помним по школьным учебникам – когда обезъяноподобное существо в несколько приемов становится Homo sapiens. К сожалению, современные открытия археологов не выходят «далеко в массы». Есть, к счастью, популяризаторы археологической науки – в их числе археолог с мировым именем, трасолог (тот, кто изучает с помощью специальных методик следы на камнях) доктор исторических наук Павел Волков. Недавно в свет вышла его книга «От Адама до Ноя. Археология для православных», которую рекомендовали участники конференции всем интересующимся.

 

Зачем кабану шесть ног?


Нет никаких фактов, которые говорили бы, что развитие человека происходило от простого к сложному. Люди палеолита создавали совершенные произведения искусства – некоторые рисунки демонстировались на конференции. Возраст рисунков оценивается в 40000 лет. Совершенно очевидно, что их рисовали люди с развитым чувством прекрасного. Среди рисунков есть разные портреты людей, есть изображение шестиногого кабана – возможно, таким образом художник показывает, что кабан бежит; одна прекрасная картина изображает плывущих вместе в воде оленей и лососей. Некоторые исследователи сравнивают живопись палеолита с импрессионизмом и экспрессионизмом. При этом среди рисунков палеолита нет ни одной сцены убийства человека человеком! А вот в рисунках мезолита такие сцены постоянны. Что произошло?

Надежда Платонова указала на одну интересную деталь – на протяжении тысячелетий у людей палеолита ничего не менялось, технического прогресса не было. По его пути человечество пошло только за 12-11 тысячелетий до нашего времени. По словам археолога, складывается такое впечатление, что главная цель жизни людей палеолита — не нарушать традиции предков – возможно, для того чтобы когда-нибудь с ними соединиться (кстати, аборигены Австралии до 18-19 веков нашей эры пользовались изобретениями палеолита. У них не было никакого технического прогресса, зато были очень сложные языки). Но возвращаясь к людям палеолита — например, лук изобрели в районе 40 тысяч лет назад, но потом он исчез из археологической истории, потом несколько раз снова появлялся. Лук никогда не был настоящим охотничьем оружием. У тех племен, которые использовали лук для охоты, он очень примитивен. А вот когда это изобретение было востребовано (то есть стало применяться для убийства человека человеком – а произошло это в мезолите) – наконечники стрел стали находится повсюду. В мезолите впервые начались войны.

 

Так сколько нам лет?


Кандидат богословия иерей Олег Мумриков делал доклад о том, что такое в опыте богословского осмысления «кожаные ризы», которые дал Господь Адаму и Еве. По его словам вся наша культура – это «кожаные ризы». Находясь вне Эдема и существуя автономно от Творца, невозможно увидеть собственное происхождение. Если бы книга природы давала нам исчерпывающее предположение о том, как мы произошли, то не было бы нужды в Священном писании. Человек, который находится за пределами Рая, имеет нужду в сверхъестественном откровении, — сказал отец Олег.

В конце конференции возникла некоторая дискуссия между собравшимися. Поводом для нее стало выступление кандидата биологических наук Алексея Павлова, который озвучил вопрос, интересующий и мучающий многих современных уважающих науку христиан – если наука оценивала возраст человека в 300 тысяч лет, последние открытия говорят о 2 млн лет, а по Библии посчитано, что истории человечества всего 7000 лет – как это увязать? Как жить с такими разными пластами знаний? Какова на самом деле длительность истории человечества?

Один из студентов магистратуры Академии предложил собравшимся не пытаться соединить то, что пока никак не соединяется, а надеяться на получение ответа на этот вопрос «после смерти» – «там-то уж Господь наверняка вам это откроет».

Были предположения, что может быть дело в каких-то особенностях расчета «эр от сотворения мира»? По всей видимости, в родословии Христа упоминаются не все люди от Адама, а только чем-либо выдающиеся, такое предположение делал еще проф. дореволюционной Московской Духовной Академии Глаголев. При этом в Священном Писании показано главное: Христос – потомок Адама, есть непрерывная история, непрерывная цепь родства человеческого рода. «История Священного Писания сотериологическая, в ней упоминается только необходимое для спасения» – сказал иерей Александр Тимофеев. Он посоветовал не подгонять Библию и святых отцов под данные современной науки, и, с другой стороны, не подгонять данные науки под Священное Писание. Попытки некоторых православных богословов предложить некую «альтернативную науку» вроде «потопной геологии» или попытки утверждать, что Господь мог сотворить мир за шесть дней так, чтобы он казался старым (т.е. с окаменевшими динозаврами и проч. в земных слоях) приводят к неправильному представлению о Боге. Можно подумать, что Он какой-то «шутник», давший человеку неразрешимые загадки, чтобы он мучился, не будучи в принципе способным их разрешить. Способность к познанию мира нам дана Богом. Им же дан и разум, способный сделать разумные выводы из наблюдений, способность логически рассуждать. По этой причине научные наблюдения не могут противоречить богословию, если остаются в собственных рамках науки. Доктор исторических наук Михаил Васильевич Аникович добавил: «безусловно, наука ни в коем случае не является истиной в последней инстанции. Она не может претендовать на полноту познания. Но в своих рамках она очень достоверна». Трудно не поверить ученому, который пятый десяток лет занимается наукой.

Отец Александр привел интересный пример. «Почему кажется, что после Авраама библейская история и историческая наука не противоречат друг другу, а до Авраама как будто противоречат? Представьте карту в Google. Мы можем посмотреть на весь город целиком, а если нам нужна отдельная улица – мы приближаем карту – и видим лишь улицу вместо города, причем с новыми подробностями, но это не значит, что города нет или что предыдущая карта не достоверна. Священное Писание примерно так и говорит об истории человеческого рода. И степень подробности разная. Может быть, круг зрения Священного писания все время сужается? Чем ближе к Христу, тем больше подробностей. Как сопрягать научную картину мира с богословской? За сколько дней был сотворен мир? Наверное, нужно сказать себе следующее – Священное Писание не дает нам наивной картины мира. Оно вообще говорит о другом. О Боге, Творце и Создателе, и о смысле человеческого бытия. И дает человечеству вектор его движения – к Христу».


Источник: Нескучный сад