Полное житие преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

День памяти: 10 сентября

Ос­но­ва­тель Кры­пец­кой оби­те­ли, пре­по­доб­ный Сав­ва око­ло по­ло­ви­ны 15 ве­ка при­шел в Рос­сию из чу­жих стран. Неко­то­рые по­ла­га­ют, что при­шел он из Серб­ской зем­ли, дру­гие же, что от Го­ры Афон­ской. Спер­ва он пре­бы­вал близ Пско­ва в брат­стве Сне­то­гор­ско­го мо­на­сты­ря, но ско­ро от­ту­да пе­ре­шел в пу­сты­ню к пре­по­доб­но­му Ев­фро­си­ну, а по­том же­лая еще стро­жай­ше­го уеди­не­ния, ис­про­сив у него бла­го­сло­ве­ния, уда­лил­ся на 15 верст от оби­те­ли свя­то­го Ев­фро­си­на, в Кры­пец­кое уро­чи­ще, где оби­та­ли лишь мед­ве­ди и дру­гие хищ­ные зве­ри. Там по­се­лил­ся он один при неболь­шом озер­ке, сре­ди об­шир­ных бо­лот, по­рос­ших мел­ким сос­но­вым ле­сом. Пре­по­доб­ный про­во­дил бы­тие в по­сте, мо­лит­ве и воз­дер­жа­нии ве­ли­ком, пи­та­ясь от тру­дов сво­их. Утвер­див­шись на пу­стын­ном хол­ме, пре­по­доб­ный Сав­ва со­ору­дил неболь­шую цер­ковь во имя лю­би­мо­го уче­ни­ка Хри­сто­ва, св. апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. Через несколь­ко лет со­бра­лось ря­дом уже неболь­шое чис­ло спо­движ­ни­ков. Упро­си­ли они его ос­но­вать мо­на­стырь, но игу­мен­ство на се­бя от­че при­нять от­ка­зал­ся, а как некое по­слу­ша­ние пре­по­ру­чил сие од­но­му из бла­го­че­сти­вых чад – Кас­си­а­ну. Сла­ва о дерз­но­вен­ном пред­ста­те­ле Гос­под­нем рос­ла все боль­ше и боль­ше, за по­мо­щью и со­ве­том к нему за­спе­ши­ли не толь­ко про­стые лю­ди, но и силь­ные ми­ра се­го. Пра­вив­ший в то вре­мя в уде­ле князь Яро­слав Ва­си­лье­вич по­се­щал пре­по­доб­но­го не толь­ко в ве­ли­кие пре­столь­ные, но и все вос­крес­ные празд­ни­ки, а для удоб­ства про­ез­да про­ло­жил до­ро­гу через бо­ло­то – де­ре­вян­ный, на ты­ся­чу че­ты­ре­ста са­жень мост.

Од­на­жды уви­дел про­зре­ни­ем Сав­ва, что вы­со­кий гость ве­зет к нему свою боль­ную су­пру­гу. То­гда про­зор­ли­вый ста­рец вы­слал ему на­встре­чу уче­ни­ка сво­е­го с та­ки­ми сло­ва­ми: «Греш­ный ста­рец Сав­ва го­во­рит те­бе, князь, не вхо­ди с кня­ги­ней в мо­на­стырь, ибо по пре­да­нию свя­тых отец не доз­во­ле­но жен­щи­нам вхо­дить в оби­тель ино­че­скую. Ес­ли же не по­слу­ша­ешь ме­ня, то су­пру­га твоя не по­лу­чит ис­це­ле­ния». Князь не на­ру­шил тра­ди­ций ино­че­ских и спеш­но ис­про­сил про­ще­ние в на­ру­ше­нии за­по­ве­ди, ко­то­рой не знал. Ста­рец же, вый­дя из стен за во­ро­та, от­слу­жил с бра­ти­ей мо­ле­бен и, окро­пив во­дой, осво­бо­дил недуж­ную от бо­лез­ни. Бы­ли со­тво­ре­ны при жиз­ни пре­по­доб­но­го и мно­гие дру­гие чу­де­са.

По­сле от­ше­ствия свя­то­го из ми­ра се­го при­шли од­на­жды но­чью в оби­тель раз­бой­ни­ки с це­лью ограб­ле­ния. На­сель­ни­ков в тот миг в оби­те­ли немно­го бы­ло, да и те креп­ко спа­ли. Но по­яви­лись вдруг пе­ред незва­ны­ми при­шель­ца­ми неиз­вест­ные ино­ки с фо­на­ря­ми, как бы на стра­же сто­я­щие. И по­бе­жа­ли во­ры через бо­ло­та и ко­ря­ги в стра­хе Бо­жи­ем, слы­ша то­пот ног пре­сле­до­ва­те­лей и ви­дя гнев­но­го стар­ца се­до­вла­со­го, гла­го­лю­ще­го гроз­но: «Поч­то оби­тель мою ра­зо­рить хо­те­ли? Иди­те от­сю­да и кай­тесь, и по­доб­ное не тво­ри­те. Ес­ли же не уй­де­те, то со­тво­рю моль­бу на вас Ца­рю Небес­но­му Хри­сту, и вы по­гиб­не­те».

Устра­шен­ные мо­лит­ва­ми Сав­вы, на­ут­ро раз­бой­ни­ки при­шли в оби­тель и спро­си­ли у неко­го Ав­дия: «Кто у вас всю ночь был в мо­на­сты­ре и по­че­му мно­же­ство лю­дей в по­лу­но­чи хо­ди­ли с фо­на­ря­ми и ору­жи­ем по мо­на­сты­рю?» Ав­дий же от­ве­чал раз­бой­ни­кам, что ни­ко­го не бы­ло но­чью в оби­те­ли. Услы­шав сие, раз­бой­ни­ки по­ве­да­ли с по­ка­я­ни­ем и сле­за­ми игу­ме­ну и всей бра­тии о несо­сто­яв­шем­ся зло­де­я­нии. Раз­бой­ни­ки же со вре­ме­нем рас­ка­я­лись, а ата­ман их по­стриг­ся в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы.

Мо­щи свя­то­го бы­ли об­ре­те­ны вско­ре по­сле его смер­ти, ко­гда по усмот­ре­нию Бо­жи­е­му игу­мен Фео­к­тист воз­во­дил вме­сто де­ре­вян­ной церк­ви Иоан­на Бо­го­сло­ва храм ка­мен­ный и пред­по­ла­гал устро­ить стар­цу гроб­ни­цу. При раз­бор­ке ста­рых стро­е­ний и осмот­ре за­хо­ро­не­ний мо­щи пре­по­доб­но­го, к со­жа­ле­нию, об­на­ру­же­ны не бы­ли, от­че­го на­шла на всех ве­ли­кая скорбь. В па­мять свя­то­го Ге­ор­гия слу­жил ли­тур­гию мо­нах Ис­а­ия. При­дя в свою кел­лию от­дох­нуть, ви­дит он сон, буд­то на­хо­дят бра­тья некий гроб ду­бо­вый. Вскры­ва­ют его, но за­хо­ро­не­ния не по­зна­ют и вновь его за­кры­ва­ют. И тут вос­стал некий ста­рец чуд­ный и ука­зав се­бе на грудь, ска­зал: «Я мно­го­греш­ный Сав­ва, на­чаль­ник оби­те­ли сей, пе­ре­нес­ший мно­го на­па­стей для Гос­по­да. При­шло вре­мя, так угод­но Бо­гу, быть из­вест­ны­ми мо­щам мо­им».

И при­шед­шим игу­ме­ну с бра­ти­ей по­да­ет свя­той на вку­ше­ние три яго­ды пре­крас­ных, как сим­вол пло­дов ду­хов­ных во имя От­ца, Сы­на и Свя­та­го Ду­ха, чтобы Спа­си­тель услы­шал мо­лит­вы хри­сти­ан­ские и во ве­ки не оску­де­ла оби­тель сия.

Мно­гие при­те­ка­ю­щие с ве­рою к свя­тым мо­щам стар­ца по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния не толь­ко от ду­шев­ных, но и от те­лес­ных неду­гов: бес­но­ва­ния, глу­бо­кой яз­вы, го­ряч­ки, скор­чен­ных ко­неч­но­стей, го­лов­ной и зуб­ной бо­ли.

См. так­же: «Па­мять пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Сав­вы Кры­пец­ко­го, псков­ско­го чу­до­твор­ца» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Тропарь преподобному Савве Крыпецкому, Псковскому

глас 8

Пусты́ни яви́лся еси́ до́брое насажде́ние, преподо́бне,/ от ю́ности бо и в ми́ре изво́лил еси́ чи́стое житие́;/ ревну́я же бо́льшему, и дом оте́ческий оста́вил еси́,/ и, вся кра́сная ми́ра сего́ презре́в,/ от чужды́х стран прише́л еси́/ во оби́тели Богоспаса́емаго гра́да Пско́ва,/ и послуша́нию преподо́бнаго Евфроси́на преда́лся еси́;/ та́же простира́яся умо́м еще́ к вя́щшему,/ всели́лся еси́ в пусты́ню,/ в не́йже оби́тель прече́стну воздви́гл еси́,/ и мно́жество и́нок собра́л еси́,/ и их наста́вил еси́ на путь и́стинный./ Те́мже и Христо́с, Ему́же в же́ртву себе́ прине́сл еси́,/ ви́дев твоя́ благи́я труды́,/ я́ко пресве́тла тя свети́льника,/ и по преставле́нии чудесы́ обогати́, Са́вво, о́тче наш./ Моли́ся у́бо при́сно Ему́ о стране́ на́шей,/ е́же дарова́тися ей на враги́ побе́дам,/ ста́ду же твоему́ от враг ненаве́тну пребы́ти,// и всем нам спасти́ся.

Перевод: Ты стал прекрасным ростком пустыни,преподобный, ибо с юности и в мире предпочитал чистую жизнь, заботясь же о большем, и дом отеческий оставил ты, и всеми благами этого мира пренебрег, из другой страны ты пришел в обитель Богоспасаемого города Пскова и вверил себя в послушание преподобному Евфросину, потом, устремляясь разумом к лучшему, поселился ты в пустыни, в которой воздвиг почитаемую обитель, и собрал множество монахов, и наставил их на путь истинный. Потому и Христос, Которому ты принес себя в жертву, увидев твои прекрасные труды, как преяркого светильника, и после успения твоего обогатил тебя чудесами, Савва, отче наш. Молись же всегда Ему о стране нашей, о даровании ей победы над врагами, о том, чтобы стаду твоему пребывать защищенным от покушений врагов и всем нам спастись.

Ин тропарь преподобному Савве Крыпецкому, Псковскому

глас 7

От мирска́го жития́ изше́д,/ отверже́нием же ми́ра Христу́ после́довал еси́/ и, в пусты́ни все́лься,/ равноа́нгельное житие́ пожи́л еси́,/ отону́дуже, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом,/ и ны́не, со А́нгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́,/ помина́й нас, чад свои́х,/ я́же собра́л еси́, Богому́дре,/ да ра́достию от души́ вопие́м:/ ра́дуйся, Са́вво,// о́тче преблаже́ннейший.

Перевод: От мирской жизни ты удалился, отвержением мира последовал Христу и, поселившись в пустыни, ты прожил жизнь, подобную ангельской, оттуда же, радуясь, переселился в Небесные чертоги, и сейчас, с ангелами Престолу Владыки предстоя, вспоминай нас, чад твоих, которых ты собрал, Богомудрый, да с радостью от души взываем: «Радуйся, Савва, отче преблаженнейший».

Кондак преподобному Савве Крыпецкому, Псковскому

глас 1

Возсия́ от пусты́ни сла́вному гра́ду Пско́ву/ но́вое све́тлое со́лнце,/ чуде́с луча́ми всех озаря́ющее/ и благода́тне согрева́ющее,/ тьму же вся́ких искуше́ний и наве́тов/ и хлад грехо́вный отженя́ющее./ Прииди́те у́бо, пра́зднующе блаже́нную па́мять/ сего́ свети́льника на́шего, воспои́м:/ сла́ва Бо́гу, та́ко промышля́ющему о нас,/ сла́ва уго́днику Его́, сохраня́ющу нас!/ Ты же, преподо́бне о́тче Са́вво,/ о и́же твою́ при́сно па́мять почита́ющих/ моли́ Христа́ Бо́га,// я́ко да ми́лостив бу́дет нам и в День су́дный.

Перевод: Воссияло из пустыни славному городу Пскову новое яркое солнце, озаряющее всех лучами чудес и благодатно согревающее, тьму же всяких искушений и козней, и холод греховный разгоняющее. Придите, празднуя блаженную память этого светильника нашего, воспоем: «Слава Богу, так промышляющему о нас, слава угоднику Его, сохраняющему нас! Ты же, преподобный отче Савва, о всех память твою всегда почитающих, моли Христа Бога, да будет милостив к нам и в Судный День».

Молитва преподобному Савве Крыпецкому, Псковскому

О, преподо́бне о́тче Са́вво, пусты́нный подви́жниче, в телеси́ А́нгеле, во́ине Христо́в до́блественне, ве́ры пра́вило, Це́ркви утвержде́ние, благоче́стия о́бразе, доброде́телей свети́ло, трудо́в, поста́, воздержа́ния, чистоты́ и целому́дрия предводи́телю, помо́щниче всем нужда́ющимся, стра́нствующим вождю́, пла́вающим ко́рмчию, обурева́емым приста́нище, ослабева́ющим по́моще, оби́димым заступле́ние, печа́льным утеше́ние, вдови́цам и си́рым покро́ве, а́лчущим пита́ние, наги́м одея́ние, пла́чущим утеше́ние, боля́щим исцеле́ние, ненаде́ющимся наде́яние, христиа́н всех хода́тайство, предста́тельство и защище́ние! При́зри ми́лостивно на ны, припа́дающия к святы́м моще́м твои́м, внемли́ моли́твам на́шим и пода́ждь коему́ждо от нас благопотре́бная, проси́мая от тебе́. Ве́мы, свя́тче Бо́жий, я́ко и́маши дерзнове́ние ко Влады́це Христу́ Бо́гу, и ели́ко а́ще воспро́сиши у Него́, пода́ст нам. А́ще же и недосто́йни есмы́ благода́ти Его́, оба́че твоя́ же моли́тва да сотвори́т ны ея́ досто́йны, мно́го бо мо́жет приле́жная моли́тва пра́веднаго, я́коже рече́ апо́стол. Сам у́бо ты воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, неве́рныя просвети́, еретики́ обрати́, заблу́дшия в нас от Правосла́вия к позна́нию и́стинныя ве́ры наста́ви, всей же Це́ркви исхода́тайствуй мир и святы́ню, единомы́слие в ве́ре, умо́в благопостоя́ние, соревнова́ние в благоче́стии, единоду́шие в братолю́бии, ве́рность к оте́честву, пре́данность предержа́щей вла́сти, нача́льствующим пра́вду и суд, подчине́нным же безро́потное повинове́ние, госпо́дствующим кро́тость и человеколю́бие, рабо́м же нестропти́вость, роди́телем благопопече́ние о ча́дех, ча́дом же страх и послуша́ние, де́вствующим чистоту́ и целому́дрие, бра́чным же ве́рность и непоро́чность ло́жа; всем же гре́шным покая́ние, ка́ющимся проще́ние, в злоключе́ниих же терпе́ние и упова́ние, в наде́жде же спасе́ние да́руй. Изба́ви же всех нас от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ветр, и от смертоно́сныя я́звы, и от напра́сныя сме́рти, и от вся́каго зла, да, та́ко вси тобо́ю просвеща́еми, наставля́еми, утеша́еми, утвержда́еми и сохраня́еми, сла́вим просла́вльшаго тя Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ предста́тельство всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

https://azbyka.ru/days/sv-savva-krypeckij