Подготовка к Всеправославному Собору
Материалы по состоявшемуся в Шамбези IV Межправославному Предсоборному
Совещанию (07.06.2009)
4. Официальное сообщение IV Межправославного Предсоборного Совещания. Митрополит Пергамский Иоанн.
5. Мониторинг СМИ: Член синодальной Богословской комиссии РПЦ МП протоиерей Андрей Новиков: IV Всеправославное совещание - победа канонической правды
6. Шаги для единства православных церквей.
1.Коммюнике для прессы оргкоммитете Предсоборного Совещания. Шамбези, 7 июня 2009
По приглашению Его Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея, и по единогласному решению Священного Собрания Блаженнейших Предстоятелей поместных Православных Церквей, в Православном Центре Вселенской Патриархии в Шамбези было созвано Четвертое Предсоборное Всеправославное Совещание под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Пергамского Иоанна и с участием почтенных Представителей всех поместных Автокефальных Православных Церквей. Работа Совещания, которое проходило с 7-ого по 13-е июня с.г., по традиции началась с всеправославного Божественного Богослужения в священном храме Апостола Языков Павла в день празднования Пятидесятницы. Задача Совещания заключается в одобрении единогласных предложений Межправославной Подготовительной Комиссии 1990, 1993 гг. по вопросу православной диаспоры, а также проекта Регламента работы Епископских Конференций епископов каждого региона, составленного Межправославной Конференцией 1995 года. Одобрение этих текстов Совещанием завершает процесс вопроса подготовки вопроса о православной диаспоре, по отношению к Святому и Великому Собору, и способствует более полному использованию Епископских Конференций для координации пастырского окормления православной диаспоры в соборном духе.
Список Представителей Православных Церквей
Вселенская Патриархия Митрополит Пергамский Иоанн (Председатель Совещания). Митрополит Галльский Эммануил. Архимандрит Варфоломей Самарас (Секретарь). Великий Протопресвитер Георгиос Тсетсис. Проф. Власиос Фидас.
Александрийская Патриархия Митрополит Доброй Надежды Сергий.
Антиохийская Патриархия Митрополит Западной и Центральной Европы Иоанн. Альбер Лахам, юрист.
Иерусалимская Патриархия Митрополит Капитолидский Исихий. Архимандрит Иннокентий. Проф. Георгиос Галитис. Проф. Феодорос Янгос.
Русская Православная Церковь Архиепископ Волоколамский Илларион. Архиепископ Берлинский и Германский, и Великобритании Марк. Протопресвитер Николай Балашов. Анатолий Чуряков, советник.
Сербская Православная Церковь Епископ Бачский Ириней. Епископ бывший Герцеговинский Афанасий. Протопресвитер Гайо Гаич. Пресвитер Вукашин Миличевич.
Румынская Православная Церковь Митрополит Олтенийский Ириней. Епископ Кампинэаульский Киприян. Проф. Виорэл Ионица. Болгарская Православная Церковь Митрополит Русенский Неофит. Проф. Иван Димитров.
Грузинская Православная Церковь Митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим. Протопресвитер Георгий Цвиададзе.
Кипрская Православная Церковь Митрополит Пафосский Георгий. Хорепископ Месаорийский Григорий.
Элладская Православная Церковь Митрополит Перистерийский Хризостом. Митрополит Димитриадский и Алмиросский Игнатий. Проф. Георгиос Мартзелос.
Польская Православная Церковь Епископ Семятычский Георгий. Пресвитер др. Андрей Кузьма.
Албанская Православная Церковь Митрополит Корчинский Иоанн. Епископ Филомилиосский Илья. Архимандрит Иустин Анфимиадис. Димитриос Киосиас.
Православная Церковь Чешских земель и Словакии Епископ Комарнский Тихон.
Секретарь по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви Митрополит Швейцарский Иеремия.
2. Доклад Высокопреосвященнейшего Митрополита Швейцарского Иеремии, Секретаря по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Четвертое Предсоборное Всеправославное Совещание Шамбези, 6-13 июня 2009.
Ваше Высокопреосвященство владыко Председатель, Дорогие представители Святейших Православных Церквей, С особым волнением я принимаю участие на четвертом Предсоборном Всеправославном Совещании в качестве Секретаря по подготовке Святого и Великого Собора, потому, что, во-первых, вопрос православной диаспоры стал в наше время одним из главных вопросов в межправославных отношениях; во-вторых, потому, что в течение 50-ти лет я служил, и продолжаю служить в православной диаспоре в Западной Европе иногда в условиях сложных и противоречивых. Этот многолетний опыт моего служения, которое доверила моей смиренности Церковь Мать, показал мне со всей ясностью не только реальные пастырские измерения данного вопроса, но также и ту безотлагательную необходимость найти приемлемое для всех решение, выражающее единство Православной Церкви и принимающее во внимание пастырские особенности каждой национальной диаспоры. Это утверждение выражается как в практически единогласном решении первого Предсоборного Всеправославного Совещания (Шамбези 1976) включить вопрос православной диаспоры в короткий список вопросов повестки дня Святого и Великого Собора, так и в Докладах поместных святейших Православных Церквей, а также и в рапортах Секретариата по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, и нашло свое отражение в протоколах заседаний (Шамбези 1990, 1993) Межправославной Подготовительной Комиссии (МПК). Я считаю не бесполезным коротко проинформировать наше собрание о том, как развивался процесс обсуждения данного вопроса. На двух своих заседаниях (1990, 1993) Межправославная Подготовительная Комиссия (МПК) дала свою оценку почти по всем экклезиологическим, каноническим и пастырским сторонам выдвинутых предложений и пришла единогласно к некоторым объективным выводам относительно реальных трудностей для безотлагательного и соответствующего православной экклезиологии канонического решения проблемы. Таким образом, МПК (1990) подчеркнула, что «общей волей всех святейших Православных Церквей является скорейшее решение вопроса… в согласии с православной экклезиологии и каноническими традициями и практикой Православной Церкви», поэтому и решила, «предложить образование какого-то переходного периода, которое подготовило бы почву для строгого канонического решения проблемы» (Принятый текст 1990 г., пар. 1а-б). Это переходное положение было определено созданием «епископских конференций» в конкретно обозначенных территориях и установлением основных принципов их формирования и работы, чтобы с их помощью подготовить почву до созыва Святого и Великого Собора для «канонического решения проблемы» (МПК 1990). Следовательно, «переходная стадия» имеет конкретные временные рамки, т.е. созыв Святого и Великого Собора, и конкретную цель – подготовить с помощью Епископских Конференций «каноническое решение», которое будет принято Святым и Великим Собором. Поэтому МПК посчитала, что необходимо безотлагательно реализовать данные предложения на примере уже существующих моделей в Северной Америке и в Западной Европе. В этом смысле, на своем втором заседании по данному вопросу (Шамбези 1993) Межправославная Подготовительная Комиссия приняла решение, чтобы проект регламента, который предложит Секретариат по подготовке Святого и Великого Собора согласно утвержденной на пленарном заседании процедуре, должен быть составлен на основе утвержденного текста следующей Межправославной Подготовительной Комиссией (МПК Шамбези 1993, пар. 2в). Нынешнее четвертое Предсоборное Всеправославное Совещание примет решение относительно этого регламента. Проект регламента. Таким образом, согласно указанию Межправославной Подготовительной Комиссии (Шамбези 1993), Секретариат созвал отдельную «межправославную конференцию» специалистов по каноническому праву (Шамбези 1995), которая работала на основе единогласных решений МПК (Шамбези 1990, 1993) и составила «Проект регламента работы Епископских Конференций в православной диаспоре». Само собой разумеется, что данный Проект регламента относится только к переходному периоду и к работе Епископских Конференций в этот же период для составления «канонического решения» проблемы Святым и Великим Собором Православной Церкви. Утвержденный четвертым Предсоборным Всеправославным Совещанием проект, должен быть использован в качестве общих руководящих принципов для составления специального Регламента работы каждой Епископской Конференции. Участие на этой межправославной конференции многих представителей православной диаспоры сделала возможным более ясное и более полное определение общих принципов организационных и функциональных нужд Епископских Конференций в рамках, конечно, буквы и смысла решений МПК. В свете вышесказанного, миссия четвертого Предсоборного Всеправославного Совещания, созванного Его Всесвятейшеством Вселенским Патриархом Варфоломеем, с единогласным решением блаженнейших Предстоятелей поместных святейших Православных Церквей, заключается, с одной стороны, в оценке и утверждении единогласно принятого текста МПК относительно православной диаспоры, всегда по отношению к Святому и Великому Собору, а, с другой, в оценке и утверждении Проекта регламента работы Епископских Конференций в православной диаспоре. Таким образом, регламент мог бы быть оценен после его утверждения и до созыва Святого и Великого Собора как посредством составления регламентов создания и работы Епископских Конференций в диаспоре, так и для подготовки почвы для соборного решения вопроса канонической организации православной диаспоры. Любое изменение какого-либо основополагающего принципа или направления составленного текста о православной диаспоре подразумевает и соответствующие изменения в проекте регламента. Если мы останемся в рамках того, что было единогласно принято, то будет легче принять и проект регламента работы Епископских Конференций с некоторыми изменениями или без них. С другой стороны, если будут единогласно введены в основополагающие принципы текста МПК значительные изменения, то тогда необходимо и немедленное согласование с ними соответствующих предложений Проекта регламента до того, как он будет утвержден настоящим Предсоборным Всеправославным Совещанием. Общие замечания. Стремительные и непредсказуемые политические, идеологические и социальные изменения, произошедшие в Европе и в мире за последние два десятилетия, имели тяжелые и болезненные последствия для жизни большинства православных народов Восточной Европы, в результате которых у поместных Православных Церквей накопились новые пастырские проблемы и была вызвана массовая миграция православных верующих в страны Запада. Мой многолетний личный опыт в православной диаспоре позволяет мне выразить мнение о том, что, если бы были созданы предлагаемые в тексте МПК Епископские Конференции, тогда стало бы более координированным и результативным не только принятие новых эмигрантов в каждую страну, но также и решение их, хотя бы, первоочередных пастырских проблем. Однако замедление, которое отметилось в создании поместных Епископских Конференций для переходного периода до созыва Святого и Великого Собора, ослабляет и одновременно отменяет миссию, порученную им всеправославным решением, подготовить почву для нахождения общепринятого канонического решения, которое будет принято Святым и Великим Собором. Кроме того, это замедление сохраняет и известные тенденции пристрастной и исключительной замкнутости церковного руководства национальных диаспор, которая распространяется и на местную православную полноту в ущерб всем национальным диаспорам. В тексте Межправославной Подготовительной Комиссии предлагается важное временное упорядочивание не только для преодоления замкнутости, но также и для конструктивного вклада национальных диаспор в каноническое решение проблемы, поэтому и этот текст был принят с удовлетворением в православной диаспоре. Я должен признаться, что, как один из получателей этого текста, имею сокровенную надежду об окончательном урегулировании данной проблемы на Святом и Великом Соборе. Мои надежды усилились после моего участия на межправославной конференции специалистов по каноническому праву (1995), на которой был составлен Проект регламента работы Епископских Конференций в диаспоре, однако продолжение не оправдало моих ожиданий. Сегодня, с позиции Секретаря по подготовке Святого и Великого Собора имею более полное представление не только старых и новых трудностей, но и того исключительного значения, которое имеет всеправославное согласие по основным принципам предлагаемого Межправославной Подготовительной Комиссией временного упорядочивания, т.е. до решения проблемы канонической организации православной диаспоры Святым и Великим Собором. Именно в таком ракурсе следует истолковывать согласие блаженнейших Предстоятелей Святейших Православных Церквей на инициативу Всесвятейшего Вселенского Патриарха для скорейшего созыва четвертого Предсоборного Всеправославного Совещания, которое должно оценить и утвердить, по отношению к Святому и Великому Собору, текст МПК относительно православной диаспоры, т.е. до завершения подготовки оставшихся вопросов списка, отклоняясь от соответствующего решения третьего Предсоборного Всеправославного Совещания (1986). Следовательно, согласие блаженнейших Предстоятелей Святейших Православных Церквей на скорейшее завершение предсоборного процесса по вопросу православной диаспоры имеет отношение к их желанию предотвратить новые и бесконтрольные смущения в православной диаспоре, из-за увеличивающейся массовой миграции православных в страны Запада, поэтому и Его Всесвятейшество Вселенский Патриарх ускорил созыв настоящего четвертого Предсоборного Всеправославного Совещания. Очевидно, что миссия Совещания заключается в оценке и утверждении, по отношению к Святому и Великому Собору, с одной стороны, текста МПК относительно православной диаспоры, а, с другой, проекта регламента работы Епископских Конференций с изменениями и дополнениями или без таковых. Однако предлагаемые изменения или дополнения предполагают, как это принято, единогласное их принятие всеми представителями поместных Православных Церквей. Все это представляю на суд любви всех участников четвертого Предсоборного Всеправославного Совещания и молюсь, чтобы Святой Дух направил всех нас на правильное выражение наших точек зрения, во славу истинного свидетельства Единой Православной Церкви и для блага благочестивой и верной Ее полноты и всего мира.
3. Доклад Председателя четвертого Предсоборного Всеправославного Совещания Высокопреосвященнейшего Митрополита Пергамского Иоанна на открытии работы Всеправославного Совещания в Шамбези, 8 июня 2009 г.
Уважаемые и дорогие Отцы и братья, участники настоящего Всеправославного Совещания. С Божией помощью и по единогласному решению Предстоятелей святейших Православных Церквей, а также по приглашению Его Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея, являющегося, согласно каноническому порядку, выразителем этого единогласного решения, собрались здесь, представители наших поместных Православных Церквей, чтобы участвовать на очередном, четвертом Предсоборном Всеправославном Совещании на пути к Святому и Великому Собору Православной Церкви. От имени Его Всесвятейшества Вселенского Патриарха приветствуем вас в этом доме священного Вселенского Престола в качестве гостей Матери Церкви Константинопольской и желаем вам приятного пребывания, плодотворного сотрудничества во благо нашей Святейшей Православной Церкви. По благоволению и благодати Бога в Троице наше собрание происходит в то время, когда мы празднуем Пятидесятницу, чтобы таким образом мы заявили о том, что, то поручение, которое дала нам наша Святая Православная Церковь – священное и является поручением самого Параклита. Поэтому вчера, в день празднования Пятидесятницы, когда в этом святом храме мы совершили межправославное совместное богослужение, и сегодня, принимая участие в Божественном Богослужении в честь Святого Духа, мы помолились, чтобы благодать Параклита направляла наше Совещание и привела наши мысли и наши сердца к решениям, согласным святой воле Бога в Троице Святой, ради единства и благоустройства Его Святой Церкви. В самом деле, дорогие братья во Христе, моя смиренность призывает вас, чтобы на этом собрании мы стали органами Параклита, и следуя Тому, кто учредил институт Церкви, внести свой вклад в утверждение и дальнейшее углубление единства Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которой мы принадлежим по Божиему милосердию. Это единство, хотя и является даром Божии благодати, всегда нуждается в заботе и усовершенствовании, так как противник наш дьявол (1 Петр 5, 8) не перестает сеять семена раздора и угрожать ему иногда безуспешно, а иногда очень серьезно и опасно. Поэтому долгом всех нас, особенно же кому доверили епископство, является беспрерывная защита этого единства и его утверждение любыми путями. Это особо необходимо для нас православных, потому что после создания наших автокефальных Церквей очень часто нас считают скоплением Церквей, а не единой Церковью. В самом деле, Православные Церкви представляют единство Церкви как единство автокефальных Церквей, но никоим образом это не должно быть истолковано так, будто мы являемся «Церквами», а не «Церковью». Существует только одна и единая Православная Церковь и это проявляется как в нашей общей вере и в общем исповедании, так и в ее канонической структуре. Как подчеркнул Его Всесвятейшество Вселенский Патриарх Варфоломей в своем выступлении на Собрании Предстоятелей Православным Церквей в Фанаре в октябре прошлого года, автокефалия не должна превратиться в «автокефализм». В своих отношениях друг с другом и с внешним миром, автокефальные Православные Церкви должны действовать как единое тело, как одна, единая Церковь. Именно в этом духе все Православные Церкви, действуя единодушно как единая и не разделимая Церковь, приняли решение провести Святой и Великий Собор Православной Церкви. Потому что в многовековой традиции Церкви, которая относится к первым апостольским общинам, и об этом свидетельствуют Деяния Апостолов (гл. 15), соборная система является самым подлинным подтверждением, сохранением и исповеданием единства Церкви. И в этом отношении наша Святая Православная Церковь не могла не действовать согласно этой традиции и диктующей ее экклезиологии. Однако созыв этого Собора задерживается настолько, что вызывает смущение у единоверных, а иногда и насмешку не православных, которые подвергают сомнению единство Православной Церкви и ее способность осуществить объявленный ею собор. И в этом ответственность наших Церквей огромная. Недостаточно говорить, что нас объединяет вера и богослужение. Мы должны доказать на деле, что мы являемся единой и неразделимой Церковью, которая способна собраться на Соборе. Созыв и осуществление заявленного Святого и Великого Собора Православной Церкви не может больше задерживаться, не нанеся глубокую травму на авторитет и на надежность нашей Церкви. Сознавая эту ответственность, Вселенский Патриарх предложил Предстоятелям Православных Церквей на собрании в октябре прошлого года в Фанаре, ускорить процесс подготовки Святого и Великого Собора, созвав в этом году Подготовительные Комиссии и Совещания для рассмотрения оставшихся вопросов одобренной на всеправославном уровне повестки дня, по которым должен принять решение будущий Святой и Великий Собор. Это предложение Вселенского Патриарха было принято единогласно и с готовностью всеми святейшими Предстоятелями Православных Церквей, а затем, согласно действующему Регламенту подготовки Собора и каноническому порядку Православной Церкви, своими Патриаршими Посланиями он созвал все относящиеся к подготовке Собора органы. Таким образом, по вопросу о православной диаспоре, подготовка которого уже созрела, было созвано нынешнее четвертое Предсоборное Всеправославное Совещание. По остальным вопросам, т.е.: способ провозглашения автокефалии, способ провозглашения автономии и диптихи, подготовка которых еще не завершена, в этих же Патриарших Посланиях было отмечено, что в декабре нынешнего года планируется заседание Межправославной Подготовительной Комиссии. Итак, дорогие братья во Христе, мы, уполномоченные представители наших Церквей, призываемся обсудить и принять решение, по отношению к будущему Святому и Великому Собору, по вопросу, которое было изучено долго и детально и было подготовлено на заседаниях Межправославной Подготовительной Комиссии, которая составила согласованные на межправославном уровне тексты. Эти тексты находятся перед вами для одобрения, как это предусматривается Регламентом. Следовательно, мы не будем обсуждать вопрос диаспоры с самого начала, отменяя уже достигнутое межправославное согласие, но сконцентрируем свои комментарии на находящихся перед вами всеправославно принятых текстах, внеся, может быть, какие-то изменения и наконец, если на то воля Божия, одобрить их по отношению, как уже было сказано, к Святому и Великому Собору. Все знаем, дорогие братья, что вопрос православной диаспоры является одной из самых серьезных проблем, с которыми сталкивается сегодня Православная Церковь. Серьезность и безотлагательность этой проблемы были признаны Предстоятелями наших Церквей на недавней встрече в Фанаре, как это видно в их Послании, опубликованном после этой встречи. В своем Послании Предстоятели, среди прочего, отмечают следующее: «Мы, Предстоятели и представители Святейших Православных Церквей… еще раз подтверждаем нашу волю к скорейшему уврачеванию канонических нестроений, происходящих из исторических обстоятельств и пастырских нужд в так называемой православной диаспоре, желая преодолеть всевозможные влияния, чуждые православной экклезиологии. В этой связи мы приветствуем предложение Вселенской Патриархии созывать в следующем 2009 году по этому вопросу Всеправославные совещания…»
В Послании святейших Предстоятелей мы должны обратить наше внимание на два момента:
а) Уврачевание, т.е. урегулирование вопроса православной диаспоры, должно быть кратким. Именно поэтому Его Всесвятейшество Вселенский Патриарх, выражая желание Предстоятелей, поставил этот вопрос на первое место, тем более что в отличие от остальных вопросов Собора, он прошел все стадии подготовки, предусматриваемые Регламентом, и он теперь готов к одобрению Предсоборным Всеправославным Совещанием.
б) Предстоятели наших Церквей признают, что существует необходимость уврачевания «канонических нестроений, происходящих из исторических обстоятельств и пастырских нужд в так называемой православной диаспоре, желая преодолеть всевозможные влияния, чуждые православной экклезиологии».
Мы должны серьезно принять во внимание эти крайне важные слова Предстоятелей при выполнении порученной нам миссии. Трудно поставить под сомнение тот факт, что нынешнее устройство православной диаспоры серьезно страдает как с канонической, так и с экклезиологической точек зрения. Как мы все знаем 8-е правило Первого Вселенского Собора четко определяет, что в одном городе не может быть больше одного епископа. Этот канон является основополагающим, так как он ясно выражает православную экклезиологию. Согласно фундаментальному экклезиологическому принципу, который упоминается еще во времена Святого Игнатия Антиохийского и уважался в древней неразделимой Церкви, епископ объединяет в своем лице в качестве ее главы всю поместную Церковь, независимо от природных, расовых, национальных, социальных и других различий. В лице епископа превосходятся все эти различия, как это происходит во Христе, которого олицетворяет епископ: «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необразания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Кол. 3, 11). В древней Церкви было бы совершенно невообразимым существование в одном городе одного епископа для Греков и другого для Сирийцев или Латинян или любой другой культурной или национальной идентичности. Этот принцип соблюдал с благоговением Православная Церковь примерно вплоть до начала 20-го века, когда постепенно начинают появляться, в начале с некоторой нерешительностью, параллельные юрисдикции в диаспоре. Следовательно, речь идет об относительно новом историческом явлении нарушения основополагающего экклезиологического принципа, который выражает вышеупомянутое правило Первого Вселенского Собора. При появлении этого феномена Вселенская Патриархия отреагировала, выдвинув 28-е правило Четвертого Вселенского Собора, согласно которому «у иноплеменников», т.е. за установленными для каждой автокефальной Церкви географическими пределами, епископов рукополагает Константинополь. Однако это толкование правила было оспорено некоторыми православными и в результате часть православных его не принимает. Сейчас не время обсудить этот вопрос и наше Совещание не может заняться им, тем более, что создавшаяся ситуация поставила эту проблему на другую основу. Вселенская Патриархия, не отклоняясь от своего толкования данного священного правила, и ради единства Православной Церкви, которое она считает высшим благом, согласилась с присутствием в диаспоре епископов от других православных церковных юрисдикций до тех пор, пока не будет найден способ урегулирования ситуации согласно каноническому порядку, выражающемуся 8-м правилом Первого Вселенского Собора и основополагающими экклезиологическими принципами православной веры и предания. И вот – мы находимся в критическом моменте. Готовы ли мы, Православные Церкви, вернуться к древнему каноническому порядку, предусматривающему одного епископа в каждой поместной Церкви? Подготовительные Комиссии, которые рассмотрели этот вопрос и составили тексты, ожидающие наше одобрение, посчитали, что по разным причинам Православные Церкви пока не готовы вернуться к точному каноническому порядку. Однако они предлагают постепенный переход к этому порядку, начиная с создания Епископских Конференций «канонических» епископов каждого региона. Разработка деталей работы этих Конференций была поручена специальной Комиссии православных специалистов по каноническому праву, которая и составила находящийся перед вами текст. Такова в общих чертах работа, проделанная Подготовительными Комиссиями. Наши Церкви посчитали, что эта работа исчерпала стадию подготовки вопроса православной диаспоры, и она может быть представлена, согласно регламенту, на этом Предсоборном Совещании для одобрения и по отношению к Святому и Великому Собору. Из вышесказанного мы можем прийти к выводу о том, что есть две основные оси, вокруг которых мы призываемся построить наше согласие на этом Совещании: Первое, Православная Церковь вновь подтверждает и заявляет свою преданность святым канонам и экклезиологии, которые предусматривают и диктуют присутствие одного только епископа в каждой местной Церкви. Второе, из-за создавшейся исторической конъюнктуры и связанных с ней пастырских нужд, работа епископских конференций должна стать некой переходной к каноническому порядку стадией, как это предусматривается в составленных на межправославном уровне текстах Подготовительных Комиссий. Вокруг этих осей можно было бы составить после обсуждения окончательный текст нашего согласия, который и будет представлен Святому и Великому Собору единой и объединенной Православной Церкви, который, с Божией помощью, соберется в будущем. Дорогие и уважаемые братья во Христе, Ответственность, которую берем на себя мы, участники этого Совещания, поистине огромная. Это ответственность перед Богом, перед народом Божиим и перед историей. Перед нами стоит следующий вопрос: ускорится или замедлится созыв Святого и Великого Собора нашей Православной Церкви? Это будет зависеть от наших решений. Что мы скажем народу Божиему, который ожидает с нетерпением результатов нашего Совещания? Скажем ли мы, что нам не удалось договориться? Но кто из нас посмел бы взять на себя эту ответственность? Кто смог бы поставить не первое место узкие интересы своей Церкви против общего блага всего Православия и его верности каноническому порядку и экклезиологии? Вопрос канонического урегулирования православной диаспоры является, на самом деле, сложным и не может в одночасье принять свою окончательную каноническую форму. Однако он актуален и безотлагателен и если мы сейчас не примем меры в направление его канонического урегулирования, то закрепиться то положение, в котором Православие будет выглядеть разделенным. Уже многие возмущаются из-за создавшейся ситуации и нас постоянно осуждают. Мы больше не можем бездействовать. Самое малое, что мы сможем сделать это – заявить нашу преданность принципам экклезиологии и священным правилам, на которых стоит наша Церковь, чтобы нас не обвинили в том, что мы отказались от веры наших Отцов, и, признавая одновременно существующие трудности для непосредственного возврата к точному каноническому порядку, предложить меры для постепенного возвращения к нему. Именно такие меры содержат, находящиеся перед вами и ожидающие ваше одобрение тексты Подготовительных Комиссий, которые предусматривают форму работы поместных епископских конференций. Давайте же начнем работу нашего Совещания в духе любви и искреннего диалога и пусть Параклит, Дух истины станет нашим проводником, чтобы нашим единогласием прославился и сейчас Пресвятое имя Бога в Троице. Аминь.
Труды совещания начались совершением Божественной литургии в праздник Пятидесятницы; они проходили под председательством представителя Вселенской Патриархии Высокопреосвященного митрополита Пергамского Иоанна и при содействии секретаря по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви Высокопреосвященного митрополита Швейцарского Иеремии. В совещании приняли участие представители всех автокефальных Православных Церквей, получивших соответствующие приглашения от Святейшего Патриарха Вселенского Варфоломея.
Предстоятели Поместных Православных Церквей приветствовали участников совещания посредством посланий или через своих представителей. Члены совещания направили телеграммы всем Предстоятелям Поместных Церквей, испрашивая молитв и благословения на предстоящие труды.
Согласно пожеланию Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, изложенному в Послании участников упомянутой встречи на Фанаре в октябре 2008 года, темой IV Всеправославного предсоборного совещания стало обсуждение темы канонического обустройства православной диаспоры. Соответствующее решение о повестке дня было принято участниками совещания в начале их работы.
Совещание в духе братской любви и доверия рассмотрело документы, подготовленные на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии, состоявшихся 10—17 ноября 1990 года и 7—13 ноября 1993 года, а также на конференции специалистов по каноническому праву, прошедшей 9—14 апреля 1995 года в Шамбези. В документы были внесены дополнения, уточнения и поправки, принятые на основе консенсуса.
Совещание признало общей волей всех Святых Православных Церквей решение проблемы канонического обустройства православной диаспоры на основе экклесиологии, канонической традиции и практики Православной Церкви. Совещание приняло решение о создании новых епископских собраний в ряде регионов мира для урегулирования положения диаспоры, то есть верующих, проживающих вне традиционных границ Поместных Православных Церквей.
Председателями собраний являются первые из епископов Вселенского Патриархата в данном регионе, а в отсутствие таковых следующие согласно порядку Диптихов Церквей. Участниками этих собраний являются все канонические епископы, признанные всеми Православными Церквами и имеющие под своим окормлением общины в каждом из таких регионов.
Деятельность епископского собрания направлена к выявлению и укреплению единства Православной Церкви, общему пастырскому служению православным жителям региона и их совместному свидетельству внешнему миру. Решения в епископском собрании будут приниматься на основе консенсуса Церквей, епископы которых представлены в нем.
Совещанием был также одобрен доработанный проект регламента, определяющего основы деятельности епископских собраний в православной диаспоре.
Оставшиеся вопросы повестки дня Святого и Великого Собора, а именно, способ провозглашения автокефалии и автономии, а также порядок диптихов будут рассмотрены на следующих заседаниях Межправославных подготовительных комиссий и представлены для одобрения следующим Всеправославным Предсоборным совещаниям.
Шамбези, Женева 12 июня 2009 года.
5. МОНИТОРИНГ СМИ: Член синодальной Богословской комиссии РПЦ МП протоиерей Андрей Новиков: IV Всеправославное совещание - победа канонической правды
6. ШАГИ ДЛЯ ЕДИНСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ
(статья из газеты Ὀρθόδοξος Τύπος (Всегреческого Союза Православных ΠΟΕ) от 17.10 – оценка прошедшей Встречи глав Православных Церквей в Константинополе)
К созыву Всеправославного Совещения в предстоящем 2009г.
Πρὸς Σύγκλησειν Πανορθοδόξου Διασκέξεως ἐντός 2009
Важный шаг для единства Православных Церквей был сделан на Совещании Предстоятелей Церкви в Фанаре, который был созван Вселенским Патриархом кир Варфоломеем. Поскольку завершились публичные оценки и закулисные споры, которые наблюдались между предстоятелями Православных Церквей, мы теперь сможем представить цельное и убедительное слово по разным решающим вопросам, которые занимают человечество и относятся к состоянию планеты.
Однако это единство является опасным, поскольку Вселенский Патриарх потребовал единой позиции всех Православных Церквей в отношении Богословских диалогов с инославными. Это означает, что не существует никаких стремлений возражать против линии, которая начертана и которая осуждается как отклонение от Священных Канонов, поскольку иерархами совершаются совместные молитвы и сослужение ересиарху Папе и в буквальном «восхваляется» смысле слова участие в протестантской организации - Всемирном Совете Церквей.
Православные Предстоятели не проявили согласия в отношении последовательной линии Вселенской Патриархии касательно вышеназванных предложенных не урегулированных вопросов. По этой причине требуется «общая линия» в отношении Папизма и Протестантизма, дабы таким образом можно было бы Предстоятелям Церквей закрыть эти вопросы, которые, как оказывается, проявляют пренебрежение к Священным Канонам.
Совещание Предстоятелей ответило на призыв Вселенского Патриарха к единству в целях с тем, чтобы Православие представляло собой союз федераций или федерацию Церквей. Совещание Предстоятелей Православных Церквей в своём «Послании» провозглашает, «что Церкви стремятся к урегулированию временами возникающих проблем в наших взаимных отношениях в духе любви и мира», в то время как Совещание подтвердило свое намерение разрешить проблему Диаспоры, которая связана непосредственно с юрисдикцией в тех регионах, которые находятся вне границ исторических Православных Патриархий.
Вселенский Патриарх в своей речи в адрес Предстоятелей Православных Церквей подчеркнул, что поскольку единство исходит от Координационного Центра Православия, Вселенской Патриархии, то он оставил острые углы в отношении Русской Церкви, которая по причине недостаточности единства имеет свое отличное мнение в отношении Богословских Диалогов, в результате чего Православные представлены разделенными. В то же время они собирают двустронние диалоги с инославными, что не дает возможности осуществить намерение по созыву Великого Собора Православной Церкви. Вселенский Патриарх подчеркнул также, что после Великий Схизмы 1054г. Константинопольская Церковь несет свое служение как первопрестольная Церковь единству Православной Церкви и добавил, что «Если эта согласованность исчезает и ослабевает , то автокефалия становится «автокефализмом». Значит налицо фактор разделения, а не единства Православной Церкви».
В его речи, он также потребовал:
-
Приложить усилия для исполнения решения Православной подготовительной Комиссии Святого Великого Собора 1993г. согласно с решением о волнующем вопросе Православной Диаспоры.
-
Продолжить начатую Всеправославным Предсоборным Совещанием предварительную подготовку Святого и Великого Собора Православной Церкви.
-
Поддержать участие Православной Церкви в проводимых Богословских Диалогах с неправославными.
В заключении Совещание Предстоятелей, между всеми остальными вопросами, приветствовало предложение Вселенского Патриарха в текущем 2009г. созвать Всеправославное Совещание с той целью, чтобы выполнить решения 1993г., которые затрагивают проблему Диаспоры. Также это Совещание поддерживает все те стремления Вселенского патриарха в отношения защиты окружающей среды.
http://apologet.spb.ru/sobyitiya/materialyi-po-sostoyavshemusya-v-shambezi-iv-mezhpravoslavnogo-predsobornogo-soveschaniya-07.06.2009.html
- Show paged
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии