ПОЧЕМУ В ЦЕРКВИ УСТАНОВЛЕН ПРАЗДНИК ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

12 февраля Церковь празднует Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Напомним кратко историю праздника. В XI столетии в Церкви шли споры, кто из вышеперечисленных святителей выше и главнее.

Одни именовали себя василианами, другие григорианами, третьи иоаннитами. Спор закончили сами святые, явившиеся по Божьему Промыслу митрополиту Евхаитскому Иоанну, который сам прославлен Церковью в лике святителей. Причем святитель Димитрий Ростовский специально указывает, что великие учителя Церкви, к тому времени более чем пятьсот лет как почившие, явились владыке Иоанну не во сне, а наяву. Они сказали: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога».

Далее святитель Димитрий повествует: «Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством. В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе месяце совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день – Василия Великого, в двадцать пятый – божественного Григория, а в двадцать седьмой – святого Златоуста, – то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало».

Конечно, здесь мы видим, как стройно, гармонично, продуманно творится богослужебный Устав. Творится на первый взгляд будто бы людьми, но по внушению Святого Духа, Который, как говорится в Символе веры, глаголал в пророках. И продолжает созидать Церковь и ее богослужебный Устав в веках, соединяя Небо и землю, Церковь Небесную и Церковь Земную.

Обратим внимание на слова святителей, которые были выше сказаны Иоанну Евхаитскому: «Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной».

В чем же состоит это единомыслие?  Оно состоит в том, чтобы привести людей ко Христу. Для этого и существует Церковь. Сама экклезиологическая тема очень глубока. Она практически бездонна. Но задача у Церкви единственная. Церковь существует для того, чтобы спасти человечество. Для того, чтобы как можно больше людей стали её членами, прирастились к ней, как к Телу Христовому. И в ней же начали свой путь в Небеса. Бог Отец благословил Церковь. Бог Сын отдал ей Свои Тело и Кровь. Бог Святой Дух соединяет в ней людей с Богом посредством Таинств и обрядов. И потому вхождение в Церковь – это путь в Небеса и соединение с Богом.

Повторюсь, Церковь не существует для того, чтобы решать какие-то земные вопросы. Как не решал их и Господь наш Иисус Христос. Это мы видим на страницах Евангелия: отсеченное ухо Малха и вообще Страсти Христовы, Голгофа.

Господь сошел с Неба с единственной целью: возвести человека на Небо и спасти его. Точно так же и Церковь существует с единственной целью: возвести на Небо человека и спасти его.

Других целей у Церкви нет. Об этом хорошо писал протопресвитер Александр Шмеман в книге «Введение в литургическое богословие»: «Христианское богослужение по своей природе, структуре и содержанию есть раскрытие осуществление Церковью своей сущности. Сущность же эта есть новая жизнь во Христе: соединение во Христе с Богом Духом Святым, знание Истины, единство, любовь, благодать, мир, спасение…»

И вот именно эта новая жизнь во Христе является основой единомыслия святителей и вообще всех православных христиан (вспомним название самой известной книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»).

Именно еще и поэтому Церковь непобедима и неистребима для гонителей. Потому что Церковь не принадлежит миру. Она – Небо на земле. Сколько хочешь можно резать саблей воздух или стрелять в воду, но вреда не будет никакого. Бог Непобедим. И мы в Нем непобедимы. Это вечная NIKA, как на просфоре литургической отпечатано.

Но мы можем быть победимы, если выйдем из соединения с Богом. Если поставим перед собой другие задачи и цели.

Потому всегда надо помнить, что наша задача – это соединение со Христом через исполнение заповедей. Есть хорошее выражение у преподобного Макария Египетского: надо обращаться в заповедях Божиих. Т. е. надо жить в заповедях Божиих. Наша задача – соединение со Христом. И наш путь – путь любви к Богу и ко всему человечеству без исключения. Будем это исполнять – будем непобедимы.

Есть прекрасная икона Трех святителей. Они стоят, а в центре между ними Чаша Евхаристическая. И они её держат. Мне думается, что эту икону можно дописать. Как на Литургии, во время пения Символа веры, архиерей молится перед Чашей, священники потрясают над ним «воздухом», другие священники кладут руки им на плечи. Все объединяются вокруг Престола Божия и Святых Даров в союзе мира и любви. И за апостолами и святителями Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом стоят иные святые (множество!), а за ними мы, соединенные благодатью Святого Духа в союз мира и любви – в Церковь. И всех нас держит и освящает Христос.

Другого у нас ничего нет. И ничего не должно быть. Должно быть только это. Мне думается, об этом праздник Собора Трех святителей.

Святители Василие Великий, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о нас!

Протоиерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/pochemu-v-cerkvi-ustanovlen-prazdnik-tre...