ПОЧЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПОДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ
«Дающий милостыню выше воскресающего мертвых», – говорил святитель Иоанн Златоуст. Почему? Отвечает Сергей Комаров.
Фото: rogonchanoticias.com
Как птица не поднимется ввысь, не имея пары крыльев, так и пост немыслим без молитвы и милостыни. Это важное правило утверждается в Нагорной проповеди. Обсуждая основные христианские добродетели, Спаситель последовательно говорит о милостыне, молитве, посте (см. Мф. 6). Тем самым Господь показывает неразрывную связь этих добродетелей, поставляя, между прочим, милостыню на первое место. Об этой добродетели и уместно будет нам поговорить в святые дни Четыредесятницы, когда тысячи христиан совершают постный подвиг и проводят многие часы в молитве.
***
Творение милостыни было широко распространено еще в ветхозаветную эпоху. В Пятикнижии благотворение нуждающемуся вменялось в прямую обязанность. Помимо строгих указаний не отказывать всякому просящему, в законе Моисея есть множество правил о том, как же именно нужно благотворить. Например: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это» (Лев. 23:22); «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею» (Исх. 23:10–11). Также Закон Божий разрешал входить в чужой сад и на чужое поле, чтобы поесть от плодов земли (см. Втор. 23:24–25). Десятина, собранная за каждый третий год, отдавалась левиту, пришельцу, сироте и вдове (см. Втор. 14:28). Было строго запрещено ростовщичество (по крайней мере в отношении иноплеменников). В каждый юбилейный (50-й) год все бедняки, рабы и наемники освобождались. Помимо этого, ко времени жизни Иисуса Христа у евреев существовала практика ежедневного сбора продуктов для бедных («тамху» – в пер. «милостыня для тарелки»). Также осуществлялся еженедельный сбор пожертвований – «куппа», т. е. «пожертвования в ящик». Более того, в храме Божием находилась комната, в которую складывались дары для семей, стеснявшихся брать милостыню при людях.
В Новом Завете милостыня не только поощряется, но и получает качество уже не внешней праведности, но духовной добродетели. В Нагорной проповеди Христос говорит, что милостыня должна твориться с правильными мыслями и чувствами. Оказывается, в Новом Завете уже далеко не всякая милостыня угодна Господу! Например, Спаситель приказывает не трубить перед собой – т. е. сохранить в тайне все свои добрые поступки. Также говорит, что левая рука не должна знать, что делает правая. Другими словами, после совершения доброго дела нужно напрочь забыть о нем. Воздаяние же за милостыню будет от Отца Небесного, а не от людей: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4).
В новозаветной Церкви обычай помощи бедным был благословлен Самим Христом – апостолы имели ящик для пожертвований, часть которых они выделяли нищим. Впоследствии традиция помощи нуждающимся прочно закрепилась в Церкви. В Посланиях апостола Павла неоднократно звучит просьба о денежной помощи бедной Иерусалимской общине. Еще чаще, чем в Ветхом Завете, на страницах Нового Завета встречаются призывы «помнить нищих», что и делала Церковь на протяжении всей своей истории.
***
Если посмотреть жития святых, мы увидим, что они все без исключения были нестяжателями – раздавали имущество и следовали за Христом. Среди них особенно выделяется один святой, которого вполне можно назвать «певцом милостыни». Это святитель Иоанн Златоуст. Архиепископ Константинопольский отличался удивительной любовью к милостыне. В его творениях встречаются поразительные мысли об этой добродетели.
Например, святой Иоанн замечает, что подаяние милостыни уподобляет нас Богу (1). Действительно, Сам Сын Божий сравнивал сострадательного человека с Богом Отцом: «Итак, будьте милосерды, – говорил Христос, – как и Отец Ваш милосерд» (Лк. 6:36). Данную мысль можно немного продолжить. Славянское слово Бог происходит от санскритского «Бхага», что значит богатый. Бог богат любовью и милостью – и всякий человек, умеющий дарить любовь и милость другим, уподобляется Господу в Его главнейших свойствах.
Златоуст называет подающего милостыню «священником Христа». Как священник подает ближнему хлеб и вино, претворенные в Тело и Кровь Господни, так и милостивый мирянин, подающий хотя бы чашу холодной воды нищему, становится священником Христа, ибо делается питателем людей. Удивительная мысль, правда?
«Дающий милостыню выше воскресающего мертвых», – говорил Златоуст. Почему? Потому что «напитать алчущего Христа гораздо важнее, чем именем Иисусовым воскрешать мертвых», – писал святитель. «Там ты благодетельствуешь Христу, а здесь Он тебе».
Хочешь ни от кого, кроме Бога, не зависеть, спрашивает Златоуст. И отвечает: тогда проси себе у Бога нищеты. «Будучи нищим, если у кого и попросишь, то только хлеба или одежды». И тогда будешь как птичка Божия – свободно витать в небесах…
Представляете, какой совет дает Вселенский учитель? «Проси у Бога нищеты…» Эта мысль страшна своей высотой.
Приведем еще несколько размышлений Златоуста. Вот мы, братья и сестры, часто колеблемся: дать или не дать милостыню? Действительно, не всякому человеку сегодня можно верить. А Златоуст буквально обрушивался на тех, кто не желал давать милостыню из-за притворства нищих. «Если он и притворяется, – говорит святитель, – то из-за твоего жестокосердия и бесчеловечности… Не будь судьей, а будь подателем милостыни. Она потому и называется милостыней, потому что мы подаем ее недостойным».
«Что выше – девство или милостыня», – спрашивает Иоанн. «Велико девство, ибо человек борется со своей собственной природой. Но милостыня выше – ибо пять юродивых дев, имея девство, не спаслись без милостыни». (Златоуст под елеем в этой притче понимал именно милостыню).
«Тебе нечем подавать?» – вновь задает вопрос святой. Ты можешь спастись и чашей холодной воды, поданной жаждущему, ибо Господь ценит намерения, а не размер подаваемого. Достаточно вспомнить две лепты вдовы или слова Христовы: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф.10:42). Посмотри, говорит Златоуст, тебе даже дров не нужно будет тратить, чтоб подогреть воду – достаточно и холодной.
Каждая из приведенных цитат и мыслей дышит поразительной жалостью ко всякому страдающему и великой любовью ко всем людям. Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!
***
Хочется, чтобы свидетельства Писания и проникновенные слова Вселенского учителя расположили сердца наши почувствовать и признать достоинство любимой Господом и святыми Его добродетели – добродетели милостыни. Любовь к милостыне, несомненно, откроет нам дверь в Царство Небесное, где нет ни одного жадного и скупого. Библия и Златоуст – для православного человека этих двух авторитетов вполне достаточно, чтоб не сомневаться в истинности данной мысли.
Сергей Комаров
Примечания:
1) Цитаты и мысли Златоуста о милостыне приводим по книге Н. В. Сомина «Учение Св. Иоанна Златоуста о богатстве, бедности, собственности и милостыне» // Эл. ресурс: http://www.troica.org/useful/useful_852.html
http://pravlife.org/content/pochemu-obyazatelno-nuzhno-podavat-milostynyu
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии