ПОЧЕМУ НА ПЯТОЙ СЕДМИЦЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА МЫ СНОВА ЧИТАЕМ КАНОН И СЛУЖИМ ПОХВАЛУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

На пятой седмице мы совершаем две уникальных службы, которые совершаются только в это время и только единоразово. Это Четверток Великого канона (в нынешнем году вечер среды 17 апреля – утро четверга 18 апреля). И Похвала Пресвятой Богородицы, или Суббота Акафиста (в нынешнем году – пятница 19 апреля – суббота 20 апреля).

Интересным фактом представляется то, что в эортологическом смысле (эортология – наука о смысле и истории установления, формирования праздников или различных богослужений) богослужения Четвертка Великого канона и Похвалы Пресвятой Богородицы связаны.

Поводом к этим праздникам можно назвать слово «избавление». Дело в том, как мы знаем и из современной истории (недавнее землетрясение в Турции в 2023 году, во время которого погибло более 50 тысяч человек), полуостров Малая Азия всегда был сейсмически активной зоной. В VIII столетии страшное землетрясение постигло Константинополь, во время него погибли или пострадали десятки тысяч человек. Множество зданий было разрушено. Люди усиленно молились, чтобы беда прошла мимо. Даже написана специальная церковная служба об избавлении от землетрясения, имеющая свои тропарь и кондак. Византийская история сохранила тот факт, что во время землетрясения в Церкви в четверг пятой седмицы Великого поста на утрене решили прочитать полностью весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с чтением жития преподобной Марии Египетской. Народ каялся в грехах по многим примерам из Библии для того, чтобы избавиться от постигшей беды. С тех пор эта служба установилась и утвердилась в Триоди Постной, распространившись и в другие Церкви, прочно вмонтировавшись в богослужения Святой Четыредесятницы.

Именно тематика избавления Богом от беды продолжилась и в установлении, буквально через день, богослужений Субботы Акафиста. Пресвятая Богородица неоднократно помогала константинопольцам, избавляя их от врагов (вспомним только установление праздника Покрова Божией Матери). В честь заступничества над царственным градом Девы Марии и было написано специальное длинное песнопение – первый в мире акафист, который сейчас получил свое название по начальным стихам «Взбранной Воеводе…».

Сам акафист (или в переводе с греческого «неседальная песнь», т. е. молитвословие, во время которого нельзя сидеть) Пресвятой Богородице, как пишется в его истории, был многослойным произведением, соединенным из многих песнопений, написанных в разное время.

Основные тексты были написаны Патриархом Константинопольским Сергием около 626 года, когда столицу Византии осаждали персы. Патриарх вместе с клиром и народом совершали крестный ход по городским стенам. Предстоятель Церкви шел при этом с иконою Пресвятой Богородицы в руках. Примечательно, что эта икона до сих пор есть. Она является одною из главных святынь афонского монастыря Дионисиат и называется Акафистною (второе название «Похвала Пресвятой Богородицы»). Интересно, что по преданию, бережно хранящемся в монастыре, считается, что образ сей написан святым апостолом и евангелистом Лукой (всего апостол написал семьдесят икон). Икона эта небольшого размера, лик её почернел и расплылся от обилия мира, которое чудесным образом источает она. На обратной стороне иконы имеется надпись: «Эта чудотворная икона есть та, что держал патриарх Сергий, обходя стены Константинополя, и изгнал врагов, и её император Алексей Комнин своими руками подарил св. Дионисию».

После крестного хода с иконою вражеский флот был рассеян штормом. И Константинополь Божественною силою и заступничеством Пречистой был спасен. Именно в честь этого события Патриарх Сергий написал акафист Пресвятой Богородице. Примечательно, что на написание сего дивного сочинения владыка был вдохновлен кондаком Благовещения Пресвятой Богородицы (он стал первым песнопением, с которого начинается акафист), составленном, возможно, преподобным Романом Сладкопевцем, жившем на столетие ранее Патриарха Сергия. Чувствуется, что Патриарх Сергий вдохновлен был именно тематикой праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Ведь слова «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28) были сказаны святым архангелом Гавриилом Деве Марии именно во время Благовещения. Позже они легли в основу хайретизмов (с греческого «хайре» – «радуйся») акафиста и позже перекочевали и в другие акафисты, став крепкой основой их конструкции.  

Окончательно акафист сформировался в VIII ст. И уже в IX ст. упоминается в Типиконах Великой Церкви (Собор Святой Софии в Константинополе) и в различных монастырских уставах (Студийском, например).

С тех пор он органично вплелся в богослужение утрени Субботы Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы), которая обычно во многих храмах совершается в пятницу вечером. И составляет основу данной утрени. Интересно, что акафист Пресвятой Богородицы является не только первым написанным в Церкви акафистом, но еще и единственным уставным акафистом, совершаемым в суточном богослужении. Пассии появились уже значительно позже. Их ввел святитель Петр (Могила) уже в середине XVII века.

Напоследок хочется сказать о морально-нравственном и духовном значении праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Оно очень точно выражено в синаксаре субботы пятой Великого поста: «Ради всех этих естество превосходящих чудес Пречистой Богородицы и совершается нами сей праздник. “Неседальномˮ же зовется потому, что в ту ночь весь народ песнь Матери Слова стоя воспел. И если при всех других икосах имеем обычай сидеть, то эти, Богоматери посвященные, выслушиваем стоя» и в синаксаре четверка пятой седмицы Великого поста: «А в нынешний день канон петь и житие читать установлено по следующей причине. Поскольку Святая Четыредесятница близится к концу, то, дабы люди, сделавшись беспечны, о духовных подвигах не вознерадели и от целомудрия вконец не отвратились, то величайший Андрей, повествуя в песнопениях канона своего о добродетели славных мужей и здесь же – об уклонении от нее негодных, предрасполагает ослабевающих, как некий наставник, доброразумнее быть и мужественно вперед простираться. А святой Софроний дивным своим рассказом целомудренными их делает и одновременно к Богу воздвигает, чтобы никто духом не падал и не отчаивался, пусть даже в прегрешения какие впал. Ибо сказание о Марии Египтянке представляет, сколь велико человеколюбие и сострадание Божие к тем, кто всей душой избирает отвергнуться прежних грехопадений».

И действительно, пятая седмица Великого поста – это время, когда пост уже стал для нас привычен, с одной стороны, а с другой, уже близится его конец. И пост для нас может стать механичным формальным, тягостным, когда, соблюдая уже много недель одну только его форму, мы забудем о его содержании, о его сердцевине – сокрушить себя покаянием. За этим мы и слушаем вновь удивительные слова Великого канона. За этим, как в Крестопоклонную неделю, мы лобызаем Честное Животворящее Древо Креста Господня, укрепляясь им в посте, подобно и здесь мы просим Всеблагую Заступницу рода человеческого, Мать нашу по Божьему Благословению Пресвятую Богородицу укрепить нас в посте и достигнуть радостно и достойно Светлого Христова Воскресения!

Вот нам и два наших крыла, преподанные в двух днях поста. С одной стороны – неленостное сокрушение в грехах и покаяние пред Богом. С другой – молитва к Пречистой о заступничестве, чтобы Она распростерла Свой омофор-покров над внутренним нашим сердечным градом, над Церковью нашей и над всем миром и избавила нас от всяких бед, доводя нас (чад Своих!) до Царствия Небесного.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Протоиерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/pochemu-na-pyatoy-sedmice-velikogo-posta...