ПОЧЕМУ МЫ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ: О НАРУШЕНИИ ГЛАВНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Толкование митрополита Антония (Паканича), ректора Киевской духовной академии и семинарии, на заповеди блаженства. Часть 2.

– Владыко, продолжим наш разговор о заповедях блаженства. Четвертая заповедь блаженства звучит так: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся». Что такое алчба и жажда правды?

– В этой заповеди Христос сопрягает понятия блаженства и правды. И правда выступает в качестве условия человеческого счастья. Правда – это верность человека завету с Богом. Ведь каждый из нас при крещении вступил в союз, или завет, с Богом. Те, кто стремятся жить по правде, на образном языке Библии именуются «алчущие и жаждущие правды». Жить по правде непросто, потому что в мире очень много лжи. Источник лжи – дьявол, о чем прямо говорит Господь: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). И всякий раз, когда мы умножаем ложь, говорим неправду или совершаем дела неправедные, то расширяем владения дьявола. Живя во лжи, человек не может быть счастливым, ибо не дьявол источник счастья. Путем неправды мы входим в сферу зла, а зло и счастье несовместимы. Заповеди блаженства свидетельствуют: не может быть счастья без правды, как не существует счастья с ложью. И потому всякая попытка устроить личную, семейную, общественную или государственную жизнь на началах лжи неминуемо приводит к поражению, разделению, болезни и страданию.

Алчущими и жаждущими правды были все те, которые с самого начала пошли за Христом и не оставили Его до смерти. И сегодня жаждущими правды станут те, кто жаждет Христа, ибо Иисус есть вся полнота правды, вся Истина и весь порядок жизни, как Сам Он сказал о Себе: «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). 

– Пятая заповедь блаженства: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». Эта заповедь нам говорит, что надеждой на помилование Божие может быть оказание милости ближним? Что относится к делам милости?

– Святые отцы учат, что самым чистым источником милости является сострадание. Сострадание – это милующее сердце. Совершая дела добра и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, он входит в нашу жизнь. Отзывчивость, сострадание и добро, обращенные нами к другим людям, соединяют нас с ними. Сам Господь перечисляет дела милости, совершение которых вводит человека в Царство Божие: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35–36).

В Священном Писании говорится: «Человек милосердый благотворит душе своей» (Притч. 11:17). Когда делаешь что-либо другому, себе делаешь вдвое и стократ больше, ибо Господь все видит и воздаст. Ведь как мы относимся к людям, так и Господь отнесется к нам, о чем Он ясно и недвусмысленно сказал в притче о Страшном суде.

– Шестая заповедь блаженства: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Что такое нечистота сердца? От чего мы должны избавиться?

– В этой заповеди речь идет о Богопознании. Господь не открывается нечистому сердцу. Преподобный авва Исаия учит: «Невозможно, чтобы Христос пребывал в человеке вместе с грехом. Если вселился в тебя Христос, то умер в тебе грех». Это означает, что человеку, живущему по закону лжи, творящему неправду и сеющему зло, никогда не будет дано принять в свое окаменевшее сердце Всеблагого Бога. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что всю жизнь мы должны сидеть у дверей своего сердца и беречь его от засорения, которое лишает нас общения с Господом.

Бог – это абсолютная чистота и святость, и, чтобы Его почувствовать, человек должен стремиться к такому же состоянию. Ведь не случайно Господь говорит: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Ребенок чист. Его внутренний мир близок миру Бога. Подобное познается только подобным, и, чтобы приблизиться к Богу и почувствовать Его, человек должен быть подобным Ему. Увидеть Творца, принять и почувствовать Его, войти с Ним в общение означает обрести Истину, полноту жизни и блаженство. Как учит преподобный Ефрем Сирин: «Пока сердце пребывает в добре, до тех пор и Бог в нем пребывает, до тех пор оно служит источником жизни, потому что от него исходит доброе. Но когда оно уклоняется от Бога и делает беззакония, оно становится источником смерти, потому что из него исходит зло. Сердце – Божия обитель, потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него зло и не удалился из него Бог». Греховная скверна омывается слезами покаяния, когда согрешившему сердцу стыдно того, что оно совершило, больно терять общение с Богом, страшно умереть с нераскаянным грехом.

– Седьмая заповедь блаженства: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Кто в глазах Божьих миротворец?

– Как подчеркивает святитель Иоанн Златоуст, этой заповедью блаженства Христос «не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует большего, а именно – чтобы мы примиряли несогласия и раздоры других». По заповеди Христа, мы должны стать миротворцами, то есть теми, кто устрояет на земле мир. В этом случае мы станем сынами Божиими по благодати, ведь, по словам Златоуста, «и дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее». Уже само Рождество Христово сопровождалось ангельской песней: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Ибо Господь, Источник и Податель мира, Своим рождением принес его людям. «К миру призвал нас Господь», – говорит апостол Павел (1 Кор. 7:15).

Мир – это не только отсутствие вражды, но состояние согласия и покоя, без которых жизнь отдельного человека и общества в целом превращаются в ад. Миротворцем может быть тот, кто стяжал мирное устроение своего сердца. И потому нам надо всеми силами стараться сохранить душевный мир.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) весьма точно определяет актуальность этой заповеди: «Если обратиться к нашему времени, то оно особенно характеризуется отчужденностью людей, потерей сердечной связи, взаимного доверия и искреннего, доброжелательного влечения одного к другому. Даже среди членов одной и той же семьи заметны желания отъединиться, отгородиться перегородками, чтобы иметь свой собственный угол. Это происходит потому, что не создана гармония, внутренний мир у каждого члена семьи с самим собой, внутри себя, чтобы на основе этого внутреннего мира искать и создавать мир и со всеми близкими, и со всеми другими людьми. Только когда во Иисусе Христе восстанавливается мир внутренний в человеческом сердце, тогда восстанавливается связь этого сердца со своими ближними. Эта связь выражается в единстве слова, духа и мысли».  Совершенно очевидно, что по-настоящему счастливая жизнь без мира с самим собой и ближними невозможна.

– Восьмая заповедь блаженства: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное». Значит, блаженны те, которые гонимы за веру, за добрые дела, за непоколебимость в вере? Отчего мир гонит истинную веру, благочестие, правду, которые столь благотворны для людей?

– Под правдой в этой заповеди понимается христианская вера и жизнь по заповедям Христовым. Господь называет блаженными тех, кто претерпевает гонения за веру и благочестие, за добрые дела, за постоянство и непоколебимость в вере. Мир встретил Христа враждебно, и потому не стоит удивляться, что к Его последователям отношение будет таким же. Сам Господь сказал: «Если Меня гнали, то и вас будут гнать» (Ин. 15:20).

Господь называет Своих учеников солью земли. Каждый христианин призван препятствовать разложению человеческого сообщества, в котором он живет. Но чтобы свидетельствовать об истине, необходимо плыть против течения, то есть входить в противоречие, в конфликт с ложью этого мира, для которого христиане никогда не станут своими. Поэтому столкновения неизбежны, а где столкновения, там преследования.

Святитель Иоанн Златоуст толкует плоды гонения таким образом: «Подобно тому, как растение быстрее растет, когда его поливают, так и вера наша сильнее расцветает и быстрее умножается, когда подвергается гонениям». А святитель Григорий Нисский, рассуждая о значении этой заповеди, говорит: «Представьте себе, что Господь, Который есть Правда и Святость, Нетление и Благость... скажет тебе, что блажен всякий удаляемый от всего, противоположного Ему: от тления, тьмы, греха, неправды, корысти и от чего бы то ни было, что на деле и по смыслу несогласно с добродетелью... Итак, не скорбите, братия, изгоняемые от земного: переселяемый отсюда водворяется в Царских небесных чертогах». То есть для христиан быть изгнанными из мира лжи и неправды – это счастье, ведь иначе пришлось бы жить по законам мира сего, а значит обрести в результате скорби, болезни и тление. Но если мы устоим в вере и не смалодушествуем, то окончательный и бесповоротный разрыв с земным царством и его призрачными соблазнами откроет нам путь в Царство Небесное и блаженную вечность с Богом.  

– Девятая заповедь блаженства: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех!» Сколько мужества требуется, чтобы не бросить дела, не охладеть, не отчаяться и, главное, не возненавидеть гонителей! Прокомментируйте, пожалуйста.

– Последняя заповедь блаженства о тех, кто принимает мученический венец за исповедание имени Христова. В истории человечества правда Божия была явлена исключительно в личности Спасителя. Эта правда не является абстрактной мировоззренческой идеей или каким-то философским умозаключением, но она есть реальность, выраженная в исторической личности Иисуса Христа. И поэтому враги правды Божией понимали, что без борьбы со Христом и Его свидетелями невозможно победить Божественную правду.

ХХ век стал страшным периодом гонений на христиан, когда в послереволюционные годы изощренным пыткам и мучениям подвергались епископы, священники, монахи, бесчисленное множество верующих. Народ Божий истребляли только за то, что он веровал во Христа Спасителя. Заплатившие своей жизнью за верность Христу и Его Церкви были мучениками, а пронесшие эту веру через все испытания и оставшиеся в живых стали исповедниками. Трудно даже представить, что стало бы с нашим народом, если бы праведники ХХ века не сохранили православную веру. Последствия этого имели бы катастрофичный характер для нашего духовного и религиозно-культурного самосознания. Опустошенные, изверившиеся люди, утратившие Бога и духовный иммунитет, были бы обречены на самоуничтожение.
Принимая христианское учение и сверяя с ним свою жизнь, мы занимаем совершенно определенную позицию в ключевом конфликте всех времен – борьбе Бога с диаволом, сил добра с силами зла. Если мы принимаем заповеди блаженства, то принимаем Самого Христа. А это значит, что нашим высшим законом и высшей правдой является нравственный идеал христианства, за который мы должны быть готовы пострадать, обретая в исповедании Христа полноту жизни.

Беседовала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/pochemu-my-ne-mozhet-byt-schastlivymi-o-naru...